Григорян Евгения
Досуговая деятельность как средство профилактики асоциального поведения
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе сформировались основные подходы технологических основ социально-культурной деятельности, которые позволяют эффективно решать проблемы организации досуга, развития творческого потенциала личности. Особая значимость воспитательного потенциала и возможностей социально-культурной деятельности проявляется во взаимодействии с такой возрастной группой, как подростки.
Публикация «Досуговая деятельность как средство профилактики асоциального поведения» размещена в разделах
Педагогический аспект культурно-досуговой деятельности заключается в создании благоприятной обстановки в общении, в снятии эмоционального напряжения, в проведении педагогической коррекции. Культурно-досуговая деятельность способствует решению многих социальных проблем. Знание технологий, методов, средств и форм культурно-досуговой деятельности, их использование в различных областях знания, значительно повышает эффективность и качество социальной адаптации подростков. Мощным средством культурно-досуговой деятельности, влияющим на адаптацию человека, является искусство.
Психологические особенности «трудных» подростков на первом этапе организации культурно-досуговой деятельности не дают возможности организатору вывести таких подростков на уровень субъекта деятельности. Подростки привыкли к пассивным формам досуга, в процессе такого досуга не реализуются потребности в активизации личностного потенциала, такие подростки конформно следуют за большинством.
Обосновывая специфику досуга подростков, мы опираемся на сформулированные характеристики подросткового досуга :
• досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
• досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
• досуг формирует и развивает личность;
• досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
• досуг удовлетворяет потребность в самопознании;
• досуг способствует раскрытию природных талантов, приобретению полезных для жизни умений и навыков;
• досуг стимулирует творческую инициативу;
• досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
• досуг способствует формированию ценностных ориентации;
• досуг способствует объективной самооценке;
• досуг формирует позитивную Я-концепцию;
• досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
• досуг способствует самовоспитанию личности;
• досуг формирует социально-значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.
Досуговая сфера играет важную роль в формировании личности подростка и оказывает решающее влияние на развитие ее потенциала. Культурно-развивающая значимость досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей подростка. В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром.
Необходимо учить подростков содержательному и полноценному использованию времени, отведенного на досуг, создавать им условия для эффективной организации свободного времени с целью формирования интересов и духовных потребностей, гармоничного развития. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих сил, но и часто криминогенный выход.
Свободное время у подростка предоставляет широкий круг для развития многих способностей (умственных, интеллектуальных, физических и др.). Главное для организатора досуга - выстроить ряд задач, которые помогут развить эти способности. Перечислим основные задачи по организации свободного времени подростка, которые мы учитываем и при организации культурно-досуговой деятельности «трудных» подростков. Это:
• создание условий для развития и саморазвития;
• управление процессами развития (формирования) личности посредством создания необходимых для этого условий;
• целенаправленная деятельность по формированию ценностных ориентаций;
• восстановление и развитие физических данных (игры на воздухе, забавы, развлечения, соревнования);
• повышение интеллектуальных способностей, развитие памяти, мышления, логики;
• развитие коммуникативных качеств;
• выявление творческих способностей личности.
Следует учитывать, что интересы подростка постоянно меняются, происходит их переоценка, изменяется целевая направленность. Поэтому организаторам досуга следует максимально разнообразить формы проведения свободного времени подростков.
Трудности подростков, связанные с организацией досуга и свободного времени порождают целый спектр общественно-социальных проблем. Неумение правильно организовать свой досуг приводит современных подростков к длительному просмотру телевизора, компьютерной зависимости и т. д. Формирование тех или иных качеств личности, установок, взглядов и убеждений особенно важно в подростковый период. Привычки, которые складываются в семье, налагают определенный отпечаток на личность подростка, пагубное влияние асоциальных семей приводит к тому, что подростки ведут себя вызывающе, отказываясь от активных форм досуга. Возникает проблема использования свободного времени подростков и изменения стереотипов досуговой деятельности. Изменения сложившихся стереотипов - дело длительное и сложное.
Анализируя различные периоды школьного возраста, признают наиболее "игровым" младший подростковый возраст. Существует большое разнообразие игры для подростков среди них : спортивные, подвижные, двигательные, дидактические, познавательные, игры-упражнения, игры-развлечения, ролевые, сюжетные, деловые. Трудно переоценить роль игры в развитии личности подростка. Различают народные и национальные игры, комнатные, и застольные, уличные игры и игры на местности, командные, коллективные.
Развитию творческих способностей подростка способствуют разнообразные студии, объединения, кружки (при Дворцах творчества, в подростковых клубах, секции туризма. В походах дети раскрепощаются, преодолевают «зажим» и комплексы, вступают в новые отношения друг с другом и особенно с педагогами.