Оксана Владимировна
Досуговая трудовая деятельность старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Бабенко Оксана Владимировна,
Воспитатель высшей категории
МДОУ детский сад № 46, г. Комсомольск-на-Амуре
Досуговая трудовая деятельность старших дошкольников
Важное место в приобщении дошкольников к труду занимает досуг, который предполагает деятельность, мотивируемую желанием получить удовольствие, радость. Для ее организации необходимо создать оптимальные организационно педагогические условия.
Публикация «Досуговая трудовая деятельность старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Ведущими из них, на мой взгляд, являются:
1) Создание трудовой предметно-развивающей среды.
2) Использование гармоничного сочетания форм и методов управления досуговой деятельностью.
3) Организация целенаправленного сотрудничества педагогов и родителей в приобщении дошкольников к досуговой трудовой деятельности.
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом : быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.
Готовя детей к школе, в семье не всегда уделяется должное внимание данному вопросу. В лучшем случае - детям предлагают прописи не всегда с учетом возраста, а в худшем - развивают мелкую моторику с помощью компьютера. Сегодняшние дети редко делают что-то своими руками. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (липучки вместо шнурков и пуговиц, книжки с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Ещё каких-нибудь 20 лет назад родителям, и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, шинковать овощи, стирать бельё. Сейчас же каждую из этих операций выполняет определённая техника. И как следствие этого – общее моторное отставание у большинства современных детей, что в дальнейшем может отразиться на их речевом развитии.
С чего все началось? Моя бабушка очень любит вышивать и подарила мне салфетку. Одна из воспитанниц увидела ее и стала расспрашивать о том, как это делается, что используется для этого и т. д. Именно ее заинтересованность и навела меня на мысль: совместить полезное с приятным. С одной стороны, с помощью вышивания развивать мелкую моторику, с другой – вхождение дошкольников в реальные трудовые связи, в-третьих - дети будут получать удовольствие, как от самой деятельности, так и от полученного результата, потому что работы будут сделаны своими руками. Чтобы заинтересовать как можно больше детей в группе, я организовала выставку работ бабушки,
пригласила ее в группу, чтобы она рассказала о своем увлечении и показала некоторые приемы вышивания.
Для детей работа с тканью, иголкой особенно интересна. Она приучает их быть более усидчивыми, внимательными и ответственными. Ведь им приходиться работать с острыми предметами – иголкой, ножницами.
Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы своей работы. Развивается моторика пальчиков, массируются активные точки пальчиков рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же вышивка несет в себе массу положительной энергии. Лоскуток ткани, лежащий перед ребенком, содержит в себе целый мир.
И он знает, что сможет преобразить его и в результате заиграет, заискрится, переливаясь всеми цветами новая вышивка. Вышивка при должном ее оформлении долговечна. Ее стараются сохранить в семье. И эта энергия радости и доброты, которую ребенок вложил при вышивании, будет мостиком в будущее.
Вышивка увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного, а кому- то и помогающий в выборе будущей профессии: вышивальщицы, модельера – конструктора, художника – модельера.
Ребенок эмоционален, он постоянно ищет, исследует, и эта деятельность для него – творческая; путем проблем и ошибок он достигает результата.
А воспитатель помогает ему двигаться в правильном направлении, чтобы и процесс труда, и результат радовали и развивали способности и психику ребенка.
Перед началом процесса вышивания, ставим проблемные задачи, создаем проблемные ситуации, т. е. такие условия, при которых развивается интеллектуальная активность. Знания и умения, получаемые ребенком в процессе обучения, влияют на формирование замысла и качество результата труда. Для приобретения умений нужно повторять действия, запоминать порядок выполнения шва. Учим детей замечать ошибки и исправлять их в процессе работы.
В обучении вышивке дети проходят два этапа:
- Подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности
- Творческий, дающий возможность применять знания и умения, полученные на первом этапе, в других условиях.
Данной деятельностью мы занимаемся во второй половине дня, как правило 25-30 минут.
Первый этап. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требую максимальной точности повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерно и систематически показываем правильное выполнение шва, что в конечном счете приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах.
Так создаются предпосылки ко второму этапу – творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки.
Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.
Великий Учитель – это живая природа, какие только сочетания не предлагает она, «рисуя» крылья бабочек и оперенья птиц, лепестки цветов и листья, удивляя самыми неожиданными цветовыми сочетаниями. И, наконец, время от времени Природа дарит небесную радугу - символ радости и цветосочетания. И это все отражаем в вышивке.
Когда навыки вышивки закреплены и воспитано устойчивое желание вышивать, организую самостоятельную деятельность детей под контролем воспитателя через «Уголок творчества», оборудованным материалами и инструментами.
Сразу у всех детей не может появиться устойчивое желание самостоятельно работать в «Уголке творчества», и это нормально. Создавая интерес, мотивируя к деятельности развиваются необходимые умения, которые приводят к тому, что дети испытывают радость от занятий вышивкой, продуктов своей деятельности и творчества. Способствуют созданию интереса выставки готовых изделий, выполненных своими руками и, конечно, похвала и поощрения.
Заинтересованность работой приводит ребенка в такое эмоциональное состояние, при котором он испытывает гордость и чувство удовлетворения.
Успех окрыляет, дает новые силы. Важно создать благоприятную атмосферу взаимной заинтересованности, доброты, внимания к труду товарищей и его результату.
На протяжение всего процесса вышивки каждый ребенок получает от взрослого мотивированную оценку, которая определяет уровень его трудовой деятельности. Воспитатель постоянно контролирует правильность работы на всех этапах вышивки, обсуждая с ребенком, почему нужно так или иначе, и путем доказательного объяснения или создания проблемной ситуации помогать правильно выполнить шов, исправляя ошибки в процессе, а не в конце деятельности.
В занятиях вышивкой заложена некая цикличность, а именно выполнение определенного рисунка одним и тем же швом вначале «Шаг вперед иголка», затем «Тамбурный» и т. д.
Такой подход к планированию помогает сформировать умение правильно выполнять определенный шов. Важно от занятия к занятию постепенно и логично менять уровень сложности изделий, обеспечивая продвижение от простого к сложному, от неизвестного к известному.
Для эффективного проведения занятий по вышивке необходимо создать благоприятные условия с хорошим освещением. Стол и стул должен соответствовать росту ребенка. Так же дети знакомятся с материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними. Овладевают техникой выполнения некоторых швов, учатся вдевать нитку в иголку, закреплять нить на ткани, фиксировать ткань на пяльцах.
Возрастные особенности дошкольников требуют эмоционального настроя на деятельность, для этого на занятиях используем сюрпризные моменты,
игровые приемы и художественное слово. Во время вышивания включаем спокойную музыку, вспоминаем с детьми пословицы, стихи, сказки и т. д.
Начинаем обучение со шва «Шов вперед иголку», это самый легкий и всем известный шов. Для детей рисунок прорисовывается пунктиром, он помогает научить ребенка вкалывать иголку строго по штриху.
«Тамбурный» - один из древнейших декоративных швов. Состоит из петель выходящих одна из другой, которые располагаются по рисунку в любом направлении.
«Крест» - это два стежка, пересекающейся по середине нити.
Ребенок отдает предпочтение тому образцу, который для него радостнее и приятнее. Работает ребенок над вышивкой долгие часы. Добавит ли ему удовольствие длительное общение с неинтересным объектом?
Ребенок ищет среди образцов свою тему, отзываясь на выбранный мотив сердцем. Если возникает контакт с работой, если она радует ребенка, то потом и порадует и смотрящих на нее зрителей.
Работы по вышиванию привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, закладки, сумочки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей и друзей.
Родители оказывали помощь:
- в приобретении материала, ниток, пялец
- в подборе поговорок, загадок, стихов, сказок
- в оформлении выставок, фотоальбома
Проводили индивидуальные беседы с ребенком по технике безопасности, закрепляли навыки вдевания нити в иголку и закрепление нити в начале и конце работы.
По мнению родителей дети стали аккуратнее, организованнее, более самостоятельными и усидчивыми, стараются довести начатое дело до конца.