Алексей Чайкин
Дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста по программе «Лыжная подготовка»
▼ Скачать + Заказать документы
Инструктор по физической культуре
МБДОУ №8 «Детский сад «Тундровичок»
Чайкин Алексей Леонидович
г. Норильск. Красноярский край.
Повышение заболеваемости детей, современное экологическое состояние среды, дефицит двигательной активности дошкольников, приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Темочки:
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности, в нашем детском саду мы проводим физкультурные занятия детей старшего дошкольного возраста на лыжах.
Проживая в районах Крайнего Севера, где снег выпадает в начале октября и лежит до мая, многие дети дошкольного возраста, ни разу не стояли на лыжах.
Хотелось бы разобраться с этой проблемой. Из опыта работы, бесед, проведения анкетирования среди родителей и инструкторов физической культуры, вытекает несколько причин:
занятость родителей и отсутствие у них интереса;
отсутствие лыжного инвентаря;
материальное положение родителей и дошкольных учреждений;
отсутствие мест для проведения лыжных занятий;
отсутствие мест для хранения лыж.
Поэтому возможным решением этой проблемы является обучение детей дошкольного возраста передвижению на лыжах в детском саду.
Обучать детей ходить на лыжах начинают с трехлетнего возраста. Катание на лыжах способствует закаливанию организма, развитию пространственных ориентировок, координации движения, идет профилактика простудных заболеваний, развиваются основные физические качества, укрепляются все группы мышц, идет профилактика плоскостопия. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Благодаря регулярным занятиям на воздухе дети меньше болеют.
По мнению М. П. Голощекиной, ведущее место занимают спортивные упражнения: ходьба на лыжах, катание на коньках и санках и др. При рациональном обучении дети сравнительно легко овладевают основами техники этих движений. В детстве имеются наилучшие возможности к усвоению новых двигательных навыков благодаря легкости образования условно-рефлекторных связей у детей, находящихся в прямой зависимости от высокой пластичности функций центральной нервной системы. Чем раньше научение, тем лучше сформируется у ребенка движение, тем прочнее будут навыки в нем. Поэтому-то и нужно начинать обучение детей ходьбе на лыжах с дошкольного возраста.
Ходьба на лыжах включена во все основные программы дошкольного воспитания. Она доступна и интересна детям. Однако практически это спортивное упражнение не используется в дошкольных учреждениях, в связи с организационными и методическими трудностями. Так в начальной школе лыжная подготовка заменена на подвижные игры, в средних и старших классах лыжная подготовка, заменена на кроссовую подготовку ( основание: письмо Мин. образования РФ № 1355/11 «О занятиях физической культурой в зимнее время»).
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия России создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов.
В связи с этим становится актуальным - разработка рекомендаций для инструкторов физического воспитания и воспитателей по организации занятий лыжной подготовки в дошкольных учреждениях, что является актуальным в современных условиях.
По своей структуре ходьба на лыжах близка обычной ходьбе. Во время лыжных прогулок и занятий детям приходится выполнять разнообразные действия : спускаться со склона, делать повороты, подниматься на склон.
Задачами обучения передвижению на лыжах детей дошкольного возраста являются :
заинтересовать ребенка предстоящим лыжным занятиям;
познакомить с лыжным инвентарем, научить надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах;
помочь детям освоить новое для них чувство отягощение ног лыжами, так называемое «чувство лыж»;
обучать передвижению на лыжах ступающим и скользящим шагом, а также поворотам переступанием, подъемам и спускам с гор.
В начале обучения дети должны овладеть такими специфическими ощущениями для этого вида движений, как «чувство лыж», «чувство снега».
На наших занятиях по лыжной подготовке старших дошкольников, мы систематически проводим подготовительные упражнения на лыжах без палок. Они помогают детям привыкнуть к лыжам:
«пружинка» - глубокие приседания стоя на двух лыжах;
«аист» - поднять согнутую в колене ногу, удерживая лыжу горизонтально;
«рисуем забор» - приставные шаги на лыжах;
«рисуем снежинку» - поворот переступанием на месте вокруг пяток лыж на 360 .
Следующее движение, самое основное которое должны освоить начинающие лыжники, это ступающий шаг. После изучения скользящего шага, нужно показать детям, что можно передвигаться быстрее, если скользить на лыжах. Выполняя его, ребенок скользит то на одной, то на другой лыже, стараясь делать широкие шаги и полностью выпрямлять ноги в коленном суставе.
Большое внимание мы уделяем обучению детей способам подъема, спуска и торможению на пологих склонах. Все эти упражнения лыжники – новички выполняют без палок. Существуют следующие способы подъемов:
«ступающий шаг»
«лесенка»
«полуелочка»
На наших занятиях по изучению подъемов, мы с детьми параллельно выполняем простейшие способы спуска со склона, в «основной» и «средней» стойке, а также обучаем их торможения «плугом» и полуплугом».
При обучении передвижению на лыжах детей старшего дошкольного возраста, значительное место отводится играм. Они дают возможность совершенствовать навыки ходьбы на лыжах по ровной местности, выполнять повороты, спуски, подъемы и торможение.
Обучение детей на лыжах можно проводить во время утренней и послеобеденной прогулок, увеличивая их продолжительность с 20 до 35 – 40 минут.
Занятиям по лыжной подготовке предшествует длительная подготовительная работа : изучение литературных источников, написание плана-конспекта занятия, подготовка места для занятий и т. д. С целью облегчения работы специалистам по физическому воспитанию, мною был разработан ряд методических рекомендаций по организации лыжной подготовки, включающий в себя три направления работы: с родителями, с инструкторами по физической культуре и собственная деятельность инструктора по физическому воспитанию.
Таким образом, проведение занятий по лыжной подготовке в дошкольном образовательном учреждении со старшими дошкольниками в современных условиях вполне возможно и необходимо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голощекина М. П. Лыжи в детском саду. – М. : Просвещение, 1977.
2. Осокина Т. И. Лыжи и коньки детям. – М. : Просвещение,1966.
3. Раменская Т. И. Специальная подготовка лыжника. – М. : СпортАкадемПресс, 2001.
4. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду (5-7 лет) – М. : Мозаика – Синтез, 2004.