Ардеева Маргарита
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по пластилинографии для детей 2–4 лет
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Ненецкого автономного округа
«Детский сад «Ромашка»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН»
Направленность : художественно-эстетическая
Уровень программы : ознакомительный
Возраст воспитанников: 3-4 (2-3) года
Срок реализации: 1 год (часов)
Автор-составитель:
воспитатель
Ардеева Маргарита Геннадьевна
г. Нарьян-Мар 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Публикация «Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по пластилинографии для детей 2–4 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Младшая группа
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …. 3
1.1. Актуальность …. 3
1.2. Цель и задачи программы …. 5
1.3. Особенности программы и образовательного процесса…. 6
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ….8
2.1. Учебный план …. 8
2.2. Содержание изучаемого курса …. 10
2.3. Календарно-тематическое планирование ….11
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…13
IV. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ …14
4.1. Литература…. 14
4.2. Интернетсайт ….15
V. ПРИЛОЖЕНИЕ…. 16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - это емкое и точное высказывание В. А. Сухомлинского взято за основу создания дополнительной общеразвивающей программы «Веселый пластилин» художественно-эстетической направленности. Программа включает в себя особенности работы с пластилином, разработана с целью дополнительного развития воспитанников 3-4 лет группы «Пчелки» ГБДОУ НАО «Детский сад «Ромашка».
Программа составлена согласно требованиям нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ДО» № 1155 от 17.10.2013 (с изменениями и дополнениями) от 21.01.2019, 08.11.2022;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врачи РФ от 04.07.2014 г. № 41). Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования (Приложение № 3 к СанПиН 2.4.4.3172-14);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Закон Ненецкого Автономного округа от 16.04.2014 № 12-ОЗ «Об образовании в Ненецком автономном округе» с изменениями и дополнениями от 27.10.2015 «131-ОЗ, от 04.07.2017 № 235-ОЗ.
Актуальность
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Эта проблема является актуальной. Логопеды и воспитатели бьют тревогу – число дошкольников с речевыми патологиями, с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Речевые нарушения затрудняют общение, возникают трудности в понимании ребенка взрослым и сверстниками. Страдает мыслительная деятельность, идут изменения в эмоциональной сфере ребенка, ограничивается овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Недостаток в развитии речи в дальнейшем приводит к нарушениям психического расстройства ребенка.
Столкнувшись с серьезными проблемами развития речи детей, мы, воспитатели ГБДОУ ДО НАО «Детский сад «Ромашка», ищем результативные методы и формы организации детей, пробуем внедрить инновационные технологии, оптимально соответствующие поставленной цели: повышение эффективности процесса обучения развитию речи детей.
Программа «Волшебный пластилин» составлена на основе пластилинографии – нового вида изобразительной деятельности - жанр создания картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» состоит из двух смысловых корней: «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, рисовать. Основной материал – пластилин, а основной инструмент две детские руки. Данная техника хороша тем, что она доступна для детей младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемых результатов. Занятия пластилинографией способствуют развитию внимания, памяти, мышления. В работе с пластилином развивается ручная умелость, сила пальчиков и рук, согласованность движения обеих рук, пинцетное хватание пальцев (захват мелкого предмета двумя пальцами и щепотью). Через развитие движения пальчиков рук происходит развитие интеллектуальных и мыслительных процессов детей. Развитию кистей рук принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Центры движения и речи в коре головного мозга располагаются рядом. Значит, для того, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Занятия пластилином увлекательны для дошкольников: в интересной игровой форме обогащается словарь детей, игровая организация деятельности стимулирует их речевую активность, понимание ребенком речи взрослых, вызывает положительные эмоции, развивает интерес и желание заниматься и дальше, создавая поделки, картинки.
В работе по пластилинографии происходит сенсорное развитие детей : развитие общих сенсорных качеств (цвет, форма, величина, свойство, качество материал предметов). Данная программа дает возможность сделать малышам первые шаги в мир искусства.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Веселый пластилин» осуществляется для детей на бесплатной основе по желанию родителей (их законных представителей).
Теоретическая основа Программы - концептуальные идеи Г. В. Плеханова, Л. В. Выготского, теории деятельности П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Б. П., теории художественного воспитания детей Н. П. Сакулиной, И. А. Лыковой., Н. А. Ветлугиной, результаты исследования педагогов Т. С. Комаровой, Н. Б. Хелезовой, Г. В. Пантюхиной, психолога А. Л. Венгер.
Цель и задачи программы
Цель программы : развитие речи детей 3-4 (2-3) лет посредством пластилинографии через развитие ручной умелости и мелкой моторики рук.
Задачи:
1. Обучающие:
- учить основным приемам лепки и пластилинографии;
- учить способам обследования предметов и передаче простейших образов предметов, явлений природы посредством пластилинографии;
- учить слушать воспитателя и действовать по образцу, по его словестному указанию;
- учить самостоятельности создавать художественные образы.
2. Развивающие:
- развивать мелкую моторику и координацию движения рук, глазомер;
- развивать речевую активность, словарный запас детей и понимание ребенком речи взрослых;
- развивать внимание, мышление, воображение, фантазию, творческие способности;
- развивать сенсорные знания, художественно-эстетическое восприятие окружающего мира;
- развивать интерес к процессу и результату деятельности.
3. Воспитательные:
- воспитывать уважение к культуре, традициям и обычаям коренных народов севера;
- воспитывать доброе отношение, заботу к природе и окружающему миру;
- воспитывать положительные эмоции, чувства от работы с пластилином.
4. Коммуникативные:
- формировать умение работать в коллективе;
- способствовать возникновению желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Особенности программы и образовательного процесса
Создание программы художественно-эстетической направленности «Веселый пластилин» обосновано отсутствием раздела пластилинографии в Программе «От ноля до школы», которую мы, воспитатели ГБДОУ НАО «Детский сад «Ромашка», берем за основу работы с детьми. Благодаря дополнительной программе появляется дополнительное время по развитию умений младшего дошкольного возраста.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы : 3-4 (2-3) года.
Срок реализации: 1 год (сентябрь – август, занятия проводятся в игровой форме один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность: 15 мин., учитываются психофизиологические, индивидуальные особенности детей, привлекаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Условия реализации программы
Реализация программы осуществляется с детьми через НОД, совместную ОД в режиме дня, самостоятельную деятельность, через взаимодействие с родителями (законными представителями).
Занятия проводятся в группе под руководством воспитателя, оборудование и необходимый рабочий и наглядный материал, пособия, инструменты для работы выделяются образовательным учреждением.
Особенности работы в технике пластилиногафии
Виды лепки, представленные в программе :
- предметная лепка;
- сюжетная лепка;
- декоративная лепка;
- модульная лепка;
- рельефная лепка
Модульная и рельефная лепки не формулируются как отдельные формы, они используются фрагментами, как добавление общего изображения.
Приемы пластилинографии :
- раскатывание (чтобы получился цилиндр, кусочек пластилина раскатывается между ладошками или на доске, удлиняется до нужной длины или диаметра);
- скатывание (кусочек пластилина круговыми движениями в ладошках скатывается в шарик);
- сплющивание (шарик сдавливается пальчиками или ладонями и превращается в лепешку);
- вдавливание (рисунок на поверхности выполняется как нажимом пальчиков, так и вспомогательными инструментами);
- прощипывание (собранными в щепотку пальцами детали рисунка прикрепляются друг к другу);
Выше указанные приемы используются в равной степени как в лепке так и в пластилинографии. Нижеуказанные приемы характерны только в пластилинографии :
- заглаживание; надавливание и размазывание необходимы для создания плоской и гладкой поверхности изображения (выполняются усилиями кончиков пальцев).
Ожидаемые результаты
По итогам реализации программы воспитанники приобретают начальные умения и навыки работы с пластилином, познакомятся с основными приемами пластилинографии, сформируется самостоятельность в создании и передаче простейших образов предметов, явлений природы. В процессе обучения предполагается повышение речевой активности, понимания ребенком речи взрослого; обогащение словарного запаса детей, сенсорных знаний, развитие мелкой моторики и координации движения рук. Предполагается развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей. У детей расширится объем знаний о природе и красоте родного края, об особенностях и традициях народов севера, о произведениях народного и литературного творчества; шире разовьются личностные и коммуникативные качества: доброта, отзывчивость, забота о природе и окружающем мире, умение работать в коллективе. К концу учебного года раскроются индивидуальные качества детей, выявятся более способные дети в данном виде творчества. Воспитатели выдадут родителям индивидуальные рекомендации по дополнительному обучению детей в данном направлении.
Формы подведения итогов: изготовление подарков для родителей, выставка индивидуальных и коллективных детских работ в учреждении детского сада, совместные выставки детских работ художественно-эстетической направленности с дошкольными учреждениями НАО.
Интегративный подход к обучению отражается в постепенном вовлечении в воспитательно-образовательный процесс родителей, помощников и младших воспитателей группы.
Форма контроля
Проверка знаний, умений, навыков осуществляется при анализе выполненных работ, наблюдении и беседе с детьми, отзыве родителей, оценке качества творческих работ на выставках художественно-эстетической направленности, итогового тестирования.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Режим организации занятий по данной дополнительной образовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 г. (СанПин 2.4.43172-14, пункт 8.3, приложение № 3).
Учебный план
1 занятия в неделю по15 мин.
Направление Область, тема кол-во занятий, продол-сть
Организационное занятие Упражнения с пластилином 1/15 мин.
«Чудеса из пластилина» 1
«Изобразительное творчество» Лепные фантазии 13/15 мин
«Лепные фантазеры» 1
«Подводное царство» 1
«Хоровод снежинок» 1
«Цветные карандаши для белочки» 1
«Елочная игрушка» 1
«Мыльные пузыри» 1
«Подарок маме» 1
«Бабочка» 1
«Снеговик» 1
«Разноцветный зонтик» 1
Узоры на стекле 1
«Салют» 1
«Пасхальное яйцо» 1
Пластилиновые мультики 5/15 мин
«Торт для Смешариков» 1
«Наварю я вам варенье…» (мультфильм «Маша и Медведь») 1
«Озорные гусеницы» (мультфильм «Лунтик») 1
Цыпа (мультфильм «Ми ми мишки») 1
«Воздушные шары от Пятачка»
(мультфильм «Вини-пух и его друзья») 1
Природа, природные явления 9/15 мин
«Дождик, дождик, кап-кап-кап» 1
«Листопад, листопад, листья желтые летят» 1
«На деревья, на лужок тихо падает снежок» 1
Ласковое солнышко 1
Ромашковое поле (коллективная работа) 1
«Вот тает снег, бегут ручьи…» 1
«Зимний лес» 1
«Ягоды рябины» 1
«Яблочки для ежат» 1
«Литературное творчество в пластилинографии»
В гостях у сказки 6/15 мин
«Накормим петушка горошком» (рус. нар. сказка «Кот, петух и лиса») 1
«Репка» (рус. нар. сказка «Репка») 1
«Дорожка для Колобка» (рус. нар. сказка «Колобок») 1
«Теплая рукавичка» (рус. нар. сказка «Рукавичка») 1
Корзинка пирожков (рус. нар. сказка «Машенька и медведь») 1
Миска для Мишутки (рус. нар. сказка «Три медведя») 1
Любимые стихи 7/15 мин
«Морковка для зайчика» 1
«Мороженое для Мишки»
(«Мишка») 1
«Мой веселый, звонкий мяч…» 1
«Горит на солнышке флажок» 1
«Самолет построим сами…» 1
«Елочка красавица, детям очень нравиться…» 1
«Клубочки для котят» 1
«Природа НАО в пластилинографии» Мой край родной северный 6/15 мин
«Тундровая осень» 1
«Грибная радость оленя» 1
«Ягоды нашего края» 1
«Северное сияние» 1
«Чум» 1
«Быстроногий олень» 1
Содержание изучаемого курса
Общие вопросы
В программе предусмотрено три направления, восемь тематических областей. Учебное время по направлениям и областям чередуются в течение всего календарного года. Разнообразие и близкие пониманию темы заданий, игровые и сюрпризные моменты, любимые произведения способствуют сохранению интереса и новизны к занятиям. Теория, т. е. объяснение нового материала, работа с иллюстрациями, с художественной литературой, беседы проводятся в начале каждого занятия в течение первых 5 минут в соответствии с темой. Чисто теоретические занятия с детьми данного возраста не проводятся, основание: характерные возрастные особенности детей младшего возраста. Практическая работа осуществляется на каждом занятии, воспитанники постепенно знакомятся с приемами работы пластилином и техникой пластилинографии.
1. Организационное занятие
Задачи:
- проведение тестирования воспитанников с целью выявления уровня знаний, умений, навыков работы с пластилином;
- выявление индивидуальных особенностей детей, их интересов и потребностей;
По итогам тестирования могут вноситься изменения в календарно-тематический план (корректируются и меняются темы занятий).
2. Направления
«Изобразительное творчество»
Лепка-изображение плоскостных предметов (округлых, прямоугольных, треугольных форм) на поверхности картона комбинированными приемами пластилинографии, заполнение свободного пространства. Овладение простейшими элементами создания композиции сюжетной пластилинографии через расположение отдельных изображений относительно друг друга. Овладение приемами образной выразительности, умением передавать особенности предметов, природных явлений. Развитие фантазии и творческой самостоятельности. Предполагает возможность детей задумывать содержание своей работы, используя ранее полученные знания, умения, навыки.
«Литературное творчество в пластилинографии»
Предполагает развитие восприятия окружающего мира, сказок, стихов через изображение пластилином. Развитие восприятия пространства, умения видеть контуры предмета, наносить элементы декорации, раскрывать содержание некоторых произведений. Закрепление навыков аккуратной работы с пластилином и приемов пластилинографии. Приобщение к художественно-литературному творчеству : разучивание детских стихов, чтение и показ отрывков сказок, мультфильмов.
«Природа НАО в пластилинографии»
Предполагает изображение плоскостных предметов, животных, природных явлений северного края. Развитие восприятия красоты, особенностей окружающей северной природы. Воспитание любви к родному краю и бережному отношению к природе. Закрепление и совершенствование навыков и приемов работы с пластилином (отщипывание, раскатывание, сплющивание, надавливание, заглаживание, размазывание, вдавливание)
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
1. Диагностика детей по изобразительной деятельности
2. Лепка по замыслу «Чудеса из пластилина»
3. «Дождик, дождик, кап-кап-кап»
4. «Листопад, листопад, листья желтые летят»
Октябрь
5. Грибная радость оленя
6. Тундровая осень (совместная работа детей и родителей)
7. Ягоды рябины
8. «Репка» (рус. нар. сказка «Репка»)
Ноябрь
9. Накормим петушка горошком (рус. нар. сказка «Кот, петух и лиса»)
10. «Дорожка для колобка» (рус. нар. сказка «Колобок»)
11. Морковка для зайчика (стих. «Зайка» А. Барто)
12. «Яблочки для ежат»
13. Мороженое для Мишки (стих. «Мишка» А. Барто)
Декабрь
14. «Мой веселый, звонкий мяч…» (стих. А. Барто)
15. Снеговик
16. Хоровод снежинок
17. «На деревья, на лужок тихо падает снежок» (совместная работа
детей и родителей)
Январь
18. «Елочка красавица, детям очень нравиться…»
19. Северное сияние
20. Елочная игрушка
21. Зимний лес (коллективная работа детей)
Февраль
22. «Воздушные шары от Пятачка» (мультфильм «Вини-пух и его друзья»)
23. «Самолет построим сами…» (стих. А. Барто)
24. Узоры на стекле
25. Корзинка пирожков (рус. нар. сказка «Машенька и медведь»)
Март
26. Подарок маме
27. Теплая рукавичка (рус. нар. сказка «Рукавичка»)
28. Чум
29. Торт для Смешариков
Апрель
30. Быстроногий олень
31. Ласковое солнышко
32. «Горит на солнышке флажок» (стих. А. Барто)
33. «Пасхальное яйцо»
Май
34. Разноцветные зонтики
35. Цветные карандаши для белочки
36. «Вот тает снег, бегут ручьи…» (совместная работа детей и родителей)
37. Озорные гусеницы (мультфильм «Лунтик»)
Июнь
38. Клубочки для котят
39. Лепные фантазеры (свободная тема, по интересам детей)
40. Салют
41. Веселые матрешки
Июль
42. Мыльные пузыри
43. Ромашковое поле (коллективная работа детей)
44. Бабочка
45. Цыпа (мультфильма «Ми ми мишки»)
Август
46. Ягоды нашего края
47. «Наварю я вам варенье…» (мультфильм «Маша и Медведь»)
48. Миска для Мишутки (рус. нар. сказка «Три медведя»)
49. Подводное царство (совместная работа детей и родителей)
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы занятий
- групповые;
- совместно с родителями;
- коллективные
- творческая мастерская
Методы и приемы
- игровой (сюрпризный момент, игровая ситуация, пальчиковая гимнастика, физминутка);
- наглядный (показ способов действия с пластилином, поэтапного выполнения работы, техники приемов пластилинографии, показ наглядных пособий, показ картин, иллюстраций);
- словестный (загадки, стихи, потешки, отрывки рус. нар. сказок, объяснение способов действия с материалом и инструментами);
- практический: обучение технике и приемам работы с пластилином (отщипывание, раскатывание, сплющивание, надавливание, размазывание, вдавливание, обучение расположению отдельных изображений относительно друг друга и элементов декорации.
Материально- техническое оснащение
Для образовательного процесса предполагается:
- набор цветного пластилина, инструменты, картон (на каждого ребенка);
- технические средства обучения (мультимедийное и музыкальное оборудование);
- наглядно-демонстрационный материал (иллюстрации и фотографии природы, сказок, стихов, картины, игрушки, муляжи фруктов, овощей, образцы готовых работ).
Форма подведения итогов
Итоги реализации программы кружка подводятся в форме:
- диагностики творческих работ в начале и конце учебного года;
- метода наблюдения за детьми во время творческой деятельности;
- подарков для родителей, изготовленных руками детей;
- выставки детских работ в детском саду;
- совместные выставки детских работ художественно-эстетической направленности дошкольных учреждений НАО.
Важнейшим итогом эффективности является мотивация и желание детей на дальнейшее продолжение обучения работе с пластилином. О результатах деятельности свидетельствует наличие положительных отзывов родителей (законных представителей) воспитанников. Эти показатели определяются методом опроса, собеседования, анкетирования, участием родителей в совместных и коллективных занятиях.
IV. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература
1. Адамчик М. В. Все секреты пластилина. Развиваем моторику рук /М. В. Адамчик - М: Астель;
Аппликации из пластилина : 3-6 лет. – М. : Феникс, 2015. 300;
2. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выгодский. – М. : Педагогика, 1991. 276;
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография - М. : Скрипторий 2009;
3. Давыдова Г. Н. Детский дизайн: пластилинография. 2013;
4. Давыдова Г. Н. Подарки к праздникам Пластилинография, 2016;
5. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников – М. : Педагогика, 1987;
6. Казакова Р. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : Учеб. пособие для студентов пед. Вузов. – М. : 2005. 274с. ;
7. Кириенко В. П. психология способностей к изобразительной деятельности – М. : Просвещение, 1992;
8. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. «Красота. Радость. Творчество» : Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М. : Педагогическое общество России, 2009. 128 с. ;
9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. – М., 2006. – 265;
10. Лыкова И. А. Плывет, плывет кораблик. Лепим игрушки из пластилина / И. А. Лыкова. – М. : Цветной мир;
11. Лыкова И. А. Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, соленого теста / И. А. Лыкова. – М. : Цветной мир, 2015;
12. Морозова О. А. Волшебный пластилин. – М. : Мозаика-Синтез, 2008;
13. Подъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. - М., 2011. 187 с. ;
14. Потапова Е. В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эмтетического развития дошкольников / Воспитатель ДОУ. 2009. № 1. с. 90-93;
15. Ушакова О. С. Речевое развитие детей 3 – 7 лет : методическое пособие /О. С. Ушакова. – М. : Вентана-Граф, 2018 – 480 с. – (Тропинки);
16. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. 2-е изд., дополн. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 228 с. – (Развиваем речь).