Светлана Богданова
Конспект занятия «Доброта спасёт мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение, осуществляющее обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом №1»
«Доброта спасёт мир»
Воспитатель
Богданова
Светлана
Евгеньевна
г. Кемерово
2021 год
Тема занятия :
«Доброта спасёт мир»
Цель:
Публикация «Конспект занятия „Доброта спасёт мир“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- сформировать у воспитанников представления о толерантности и добром отношении к окружающим людям, и в том числе, к людям с ограниченными возможностями здоровья, воспитывать гуманное отношение к ним.
-воспитывать доброту, заботу, отзывчивость, желание помогать друг другу, чувства сопереживания милосердия, толерантности к инвалидам.
Задачи:
- Учить детей наблюдательности, вниманию;
- Формировать нравственные качества человека: забота о других, умение дружить, делать добро для других;
- Содействовать формированию нравственных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями;
- учить правильному общению;
- способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья;
- воспитывать чувство уважения ко всем людям;
- раскрыть нравственное содержание добра и зла, добродетели и пороки;
- формировать представления воспитанников о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков;
- развивать коммуникативные навыки, речь;
- воспитывать у воспитанников чувство дружбы и товарищества;
- воспитывать стремление совершать добрые дела;
- Создать комфортную, доброжелательную обстановку.
Оборудование и наглядность:
- Презентация к Занятию «Спешите делать добро».
- Мультипликационные фильмы: «Гадкий утенок».
- Песня «Улыбка», «Дорогою добра».
- Листы бумаги и цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитанники слушают и подпевают песню «Улыбка».
2. Вступительная беседа.
Воспитатель:
- Какая песня начинает наше занятие? («Улыбка»).
- Что такое улыбка? (Выражение на лице, мимика).
- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый)
- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте.
- Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их. А, что уж говорит о людях с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитанник читает стих:
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (ответы детей)
Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
3. Сообщение темы занятия. Формулирование задач
Тема нашего занятия Доброты «Доброта спасёт мир». Оно посвящено двум, казалось бы незаметным датам. 16 ноября отмечается Международный день толерантности,
3 декабря – Международный день инвалидов.
4. Работа по теме.
- Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Так вот, в словаре Ожегова (показ словаря, доброта определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)
Воспитанник читает стих:
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Воспитатель:
- Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. А в нашей группе все добрые? Все совершают только добрые поступки?
(Воспитанники рассказывают, о поступках своих товарищей и поясняют, почему они, так думают).
Воспитатель:
А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.
- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).
- Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.
А теперь давайте посмотрим мультфильм о необычном утёнке. (Просмотр м/ф «Гадкий утёнок»)
Беседа
Воспитатель:
- Ребята, скажите, виноват ли утенок в том, что он родился большой и неуклюжий? (Нет).
- А встречали ли вы людей, которые не похожи на других?
- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет).
- А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в своем коллективе? (Нет).
- Таких людей называют «Белая ворона». А как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей.)
- Да, вы правы. Белая ворона – это человек, который сильно выделяется в коллективе (толпе).
- Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).
- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.
Воспитатель:
У нас на доске висят карточки, выберите только добрые дела.
1) Думать о родителях.
2) Радоваться неудачам ближнего.
3) Стремиться хорошо учиться.
4) Завидовать.
5) Поиграть с малышами.
6) Помогать ближним.
7) Сделать кормушку.
8) Поделиться последними сладостями с товарищем.
9) Занять деньги под проценты.
10) Заниматься посильной благотворительностью.
11) Быть волонтёром.
12)Уступать место в автобусе пожилым людям, беременным женщинам и маленьким детям.
13) Мстить своему обидчику.
Воспитатель:
-Молодцы. Вы справились с этим испытанием.
«Наши поступки».
Воспитатель:
А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.
Твой друг заболел, не ходит в школу, как ты поступишь?
(Буду навещать его, расскажу о жизни в школе, принесу задание, объясню, помогу выполнить его, выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение).
Расскажи, как в нашей группе мальчики относятся к девочкам?
Есть ли у нас рыцари в группе?
Иногда, мальчики обижают девочек. Мне кажется у нас есть в группе «рыцарь», он всегда вежливый, внимательный с девочками, поможет открыть дверь, пропускает девочек вперед, помогает во всем).
Вы идёте мимо и видите, дерутся два малыша. Ваши действия?
(разберётесь в конфликте, постараетесь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать).
Часто ли в нашей группе оскорбляют друг друга, и как вы к этому относитесь?
(Иногда оскорбляют, чаще всего мальчики. Мне не нравится такое поведение. Стараюсь объяснить, что это не красиво и очень обидно, тому, кого оскорбили).
Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: «Можно мне с вами поиграть?» Антон ответил: «Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон?
(Конечно, Антон неправ. В такой же ситуации может оказаться он сам. Думаю, что ему не понравилось бы, такое условие и тогда бы он задумается, о своем плохом поступке).
Игра-тренинг «Не будь таким, как все»
Воспитатель:
- Ребята, на какой планете мы живем? (Земля).
- Сколько материков на Земле? (6).
-Как называется наша страна? (Россия).
- А какие народы живет в России? (Русские, ….).
- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? (Люди).
- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, с разным цветом кожи, есть дети - инвалиды).
- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.
- Ребята, хотите поиграть в игру? (Да).
- Сейчас мы с вами сядем в круг и будем называть положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то, чем он отличается от остальных.
(Проводится игра)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Теперь вы поняли, что быть не таким, как все – это хорошо? (Да).
- Но не стоит забывать, что все мы все же должны при этом обладать общим качеством: быть толерантными. И наша индивидуальность ни в коем случае не должна быть направлена против окружающих нас людей.
Воспитатель:
Ребята, в начале занятия я вам говорила, что 3 декабря мы отмечаем Международный День инвалидов. Есть люди, которые особенно нуждаются в теплоте, заботе, доброте - это инвалиды. Инвалиды — это люди, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться, не видят или не слышат, не могут сами позаботиться о себе. Поэтому о них должны позаботиться мы. Как мы можем помочь этим людям?
Воспитанники: Мы можем помочь перейти через дорогу, помочь приобрести продукты, помочь подняться на пандус.
Воспитатель: Ребята, сегодня день особенный, особая дата.
3 декабря — день сильных духом людей, 3 декабря все страны отмечают международный День особенных людей. Это напоминание нам, что есть люди, которые нуждаются в нашей помощи, защите, уважении, доброжелательности.
Эти люди живут рядом с нами как взрослые, так и дети. Эти дети не хуже и не лучше, они просто ДРУГИЕ. Они также, как и Вы любят играть, веселиться, заниматься спортом, хотят учиться в школе, чтобы многому ещё научиться.
Да, они многого не могут и не умеют. Но разве мало такого, чего мы сами не умеем и не можем? Разница лишь в том, что мы свои «не могу» при желании способны преодолеть самостоятельно, а им для этого нужна наша помощь. А нам нужна их помощь, для того, чтобы стать добрее, искреннее, и ценить каждый миг жизни.
Очень часто люди с ограниченными возможностями могут достигнуть большего, чем совершенно здоровые люди. Вот примеры людей, которые, несмотря на свои заболевания, достигли в жизни больших успехов.
Людвиг Ван Бетховен
Немногие люди знают, что этот знаменитый немецкий композитор, настоящий гений музыки был глухим. Родился он здоровым, но в 26 лет у него развилось заболевание, которое привело к полной глухоте. Удивительно то, что самые знаменитые его произведения были созданы уже после того, как он полностью потерял слух. Так, в частности, это его легендарная Девятая симфония и Торжественная месса.
Григорий Николаевич Журавлев, родившейся в селе Утевка Самарской губернии в 1858 году — был от рождения лишен рук и ног (иконописец). У него не было рук, рисовал кистью, зажав её зубами.
Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Практическое упражнение.
Воспитатель:
Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, одну вашу руку нужно завести за спину. А с помощью второй руки попробуйте собрать пирамидку.
(Воспитанники выполняют упражнение, воспитатель отмечает, помогают другие товарищи своим сверстникам или нет).
Воспитатель:
Сложно одной рукой выполнять задание? Что хотелось сделать?
Воспитанники:
Хотелось помочь второй рукой.
Воспитатель:
А верите ли вы, что такие люди с ограниченными возможностями участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите (или, как здорово что верите). Многие такие дети очень талантливые. На зимних олимпийских играх в Сочи они завоевали 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовых медалей. Всего – 80! Такие игры называются параолимпийские. Что инвалидам наши беды! Нам ли говорить О том, что нелегко им всем на этом свете? Непросто — да. Но только надо жить, Даже когда в лицо — упрямый ветер!
Практическое упражнение:
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы с Вами разделимся на 2 команды. И на одной ноге попробуем пройти испытания. Необходимо допрыгать и собрать мешочки в корзину.
Практическое упражнение:
Воспитатель:
Ребята попробуйте с закрытыми глазами заварить и налить себе чай, не пролив его.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить таким людям. Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза? Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им.
Сейчас, я предлагаю сделать "солнце дружбы". Чтобы показать наше доброе отношение к этим людям.
- Что такое дружба?
Воспитанники читают стихи.
Дружба – это теплый ветер
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасет.
С другом - даже злая слабость
Вмиг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал,
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
Пословицы о дружбе и доброте. (Выдаются листы с разными пословицами).
Воспитатель:
- Какие пословицы о доброте вы нашли?
* Доброе слово лечит, а злое калечит. * Злой не верит, что есть добрый. * Добрая слава лежит, а худая бежит. * Доброго чтут, а злого не жалуют. * Учись доброму, худое на ум не пойдёт. * Добра желаешь, добро и делай. * Добро поощряй, а зло порицай. * Сделаешь худо, не жди добра. * Добро творить – себя веселить. * Делать добро спеши. * С добрым жить хорошо. * Добрый человек добру и учит. *От добра, добра не ищут* и т. д.
Воспитатель:
Объясним пословицы о дружбе.
Чтение и обсуждение высказываний великих людей.
Воспитатель:
«Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». (Конфуций)
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л. Н. Толстой)
Воспитатель:
- Так что значит быть толерантным? (Это значит бережно относиться ко всем, понимать друг друга.)
5. Работа над выставкой рисунков.
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю вам нарисовать рисунки на тему: «Как мы умеем дружить».
И организуем не большую выставку наших рисунков. (Воспитанники рисуют рисунки).
Воспитатель:
В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.
А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки.
Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке. (Под руководством воспитанников воспитатель разделяет рисунки на две группы)
(Воспитанники работают под музыку «Дорогою добра»).
6. Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель:
В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый, человек с ограниченными возможностями желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку.
И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, НО, инвалидами нас делает – отношение людей к нам». Думаю, многие из вас по возможности предложат им свою помощь.
Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключение нашего разговора вы послушали бы небольшую притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: " Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: "Все в твоих руках”.
- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила, которые мы сегодня сами озвучили.
Воспитанник:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то, кому – то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
- А теперь давайте с вами послушаем песню «Если добрый ты».
Воспитатель:
Спасибо за ваше активное участие на этом занятии. Вы большие молодцы!
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Дружба – это теплый ветер
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасет.
С другом - даже злая слабость
Вмиг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал,
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то, кому – то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
- А теперь давайте с вами послушаем песню «Если добрый ты».