Татьяна Печникова
Для развития сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста в детском саду, всегда используем дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Для развития сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста в детском саду, всегда используем дидактические игры».
Период дошкольного детства является, периодом интенсивного, сенсорного развития ребенка. Сенсорное воспитание, служит для успешного умственного, физического, эстетического воспитания.
Публикация «Для развития сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста в детском саду, всегда используем дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2021
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте, трудно переоценить. Именно этот возраст считается, благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев: "Самые далеко идущие успехи науки и техники, рассчитаны не только на мыслящего, но и на
ощущающего человека».
По сенсорному воспитанию, для формирования у детей любых представлений о свойствах предметов, в результате действий восприятия, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, сравниваются свойства разнообразных предметов, в этом помогают созданные дидактические компьютерные игры.
Дидактическая игра является и игровым методом обучения для наших детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью для развития сенсорной культуры ребёнка. Основу дидактической игры составляет взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний, для расширения и углубления знаний предлагаются задания в виде сказок, загадок, вопросов. Обучение и игровая деятельность, направленны на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания, сравнения, для воображения, развитие любознательности и познавательных интересов. Усложняются игры, за счет их вариативности, если у ребят угасает интерес к игре.
В своем детском саду в работе ставятся и решаются следующие задачи: продолжать создавать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта, через игры с дидактическим материалом; формировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, воспитывать умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить до конца запланированную игру, стремиться к получению положительного результата.
В помощь в работе с детьми по сенсорному развитию использую следующие разработанные мною схемы. Первая схема по развитию понятия «Величина». На основе этой схемы были сделаны мною следующие игры :
Игра: «Кто быстрее?»
Задания этой игры в том, что нужно определить, кто первым из зайчиков доскачет до капусты и её сгрызёт. Можно повторить цвет дорожек.
Игра: «Найди одинаковых уточек»
Задание этой игры определить, по размеру одинаковых уточек, а большая исчезает. Можно определить цвет уточек и клювики.
Игра: «Кто выше?»
Задание заключается в том, чтобы определить Кто выше – Медведь или Зайчик, исчезает зайчик.
Игра: «Матрёшки»
Задание даётся на определение роста матрёшкам, соединение кружков и матрешек.
Игра: «Сравни предметы»
Анимация сделана на появление домиков. В игре дети сравнивают два квадрата, два домика определяя их по размеру.
Игра: «Чем отличаются»
Дети определяют прямоугольники по ширине, выполняют дальше задания при появлении Мишки и Буратины, определяют кто толстый и тонкий.
Мною разработана Схема Дидактические игры на закрепление понятия «формы».
Игра: «Из каких фигур состоит»
Дети рассказывают какие фигуры они видят в изброженной Кошке.
Потом называют, какие фигуры появляются.
Игра: «Найди только предметы круглой формы»
С детьми рассматриваем предметы, затем дети называют только круглые предметы. Исчезновение коврика квадратной формы и дорожный знак треугольной формы
Игра: «Сказка про Колобок»
Называют дети появившиеся фигуры, придумывают свою сказку про Колобок
Игра: «Найди предмет такой же формы»
Определяют предметы круглой, квадратной и треугольной формы. Вместе с детьми находим 2 предмета одинаковые по форме.
Для закрепления цвета используется Схема Дидактические игры на закрепление понятия «цвета»
Игра «Прятки»
Появляется солнце, Тучка прячет солнце, капает дождь, вырастают грибы. Идет описание грибов по цвету, можно посчитать, сравнить по размеру.
Игра «Подбери пару»
Можно увидеть разные виды обуви, по цвету разные, убираем виды обуви, которые не могут создать пару и остается пара.
Игра «Радуга»
В игре такая красивая картинка Радуги, дети определяют цвет, а затем после применения называют все цвета, которые есть у радуги.
Игра «Цветные автомобили»
Сравнение автомобилей по цвету.
Очень хорошей для сенсорного развития и стала «Разработка системы полисенсорного развития детей с помощью дидактических пособий «Поляна», «Дракоша» сделанных родителями, для закрепления цвета, величины, формы, игр с пуговицами и развития мелкой моторики.
Коврик «Времена года» сделан сотрудниками детского сада и родителями.
Все мероприятия проходили с помощью дидактических игр и предметов коврика. Интерактивные выставки, представляющие собой особое игровое развивающее пространство, побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дети узнали о создании и предназначении предметов, играли и экспериментировали с представленными на коврике экспонатами и в процессе игры обогащали свой чувственный опыт. Оформление коврика сюжетное. Нами организованны игры по желанию детей.
В группе создана хорошая предметно-развивающая среда, имеется богатый дидактический материал по сенсорному воспитанию, помогали нам приобретать родители. Его мы применяем для игр на дидактическом столе.
С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников было проведено анкетирование, беседы, консультации, информационные листы, тематические выставки, праздники.
На диагностическом этапе, использовались игры на компьютере, с помощью которых выявлен исходный уровень развития зрительного восприятия. В зависимости от результата, определялась для каждого ребенка зона ближайшего развития, составлялась индивидуальную работу, предлагались определенные игры и задания.
Таким образом, благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства, при профессиональной компетентности педагогов и достаточном уровне педагогической культуры родителей воспитанников, осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира.