Папки-передвижки

Дифференциальная диагностика аутистических расстройств и задержки психического развития

Юлия Строганова
Дифференциальная диагностика аутистических расстройств и задержки психического развития

Практико-ориентированная консультация

Тема: «Дифференциальная диагностика аутистических расстройств и

задержки психического развития»

Подготовил:

учитель-дефектолог

I квалификационной категории

МДОАУ №8

Строганова Ю. Ю.

Оренбург 2024г

Аутизм-это психическое заболевание, при котором происходят выраженные нарушения в коре головного мозга, приводящие к полному нарушению социальной адаптации и особому восприятию собственного внутреннего мира.

Публикация «Дифференциальная диагностика аутистических расстройств и задержки психического развития» размещена в разделах

В широком же смысле под аутизмом понимается обычно явная необщительность, стремление ребёнка уйти от контактов, жить в своем собственном мирке. Проявляется это расстройство уже в возрасте 2 лет, но диагноз подтверждается позднее – в 3–5 лет.

Основные признаки ребенка-аутиста:

• нарушение социального взаимодействия – ребенок не смотрит в глаза, не отвечает на обращение к нему, у него отсутствуют эмоциональные реакции на действия других людей;

• стереотипы в поведении – у ребенка имеются свои ритуалы, которые он неукоснительно выполняет, он может часами повторять какие-либо действия или движения;

• нежелание общения – ребенку-аутисту не нужны друзья, он сторонится людей, он всецело замкнут на самого себя.

Но неконтактность, нежелание общаться, однако, может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда это оказывается просто характерологической чертой ребенка, но бывает вызваны и недостаточностью его зрения или слуха, глубоким интеллектуальным недоразвитием и речевыми трудностями, невротическими расстройствами или тяжелым госпитализмом (хроническим недостатком общения, порожденным социальной изоляцией ребенка в младенческом возрасте). В большинстве этих очень разных случаев нарушения коммуникации оказываются прямым и понятным следствием основной недостаточности: малой потребности в общении, трудностей восприятия информации и понимания ситуации, болезненного невротического опыта, хронического недостатка общения в раннем детстве, невозможности пользоваться речью.

В связи с этим особо актуальным становится вопрос дифференциальной диагностики аутистических расстройств со сходными состояниями.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию дифференциальную диагностику аутистических расстройств и задержки психического развития.

Задержка психического развития – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Задержка психического развития проявляется в том, что у ребенка мышление, память, речь, внимание, эмоции, регулирование поведения, психомоторика отстают по темпам развития от того, что принято за норму.

Из общих моментов следует отметить, что при задержке психического развития, как и при аутистических расстройствах, центральным звеном патогенеза является нарушение эмоционально-волевой сферы.

Чем же отличается аутизм от задержки психического развития? Четко разграничить признаки этих двух состояний не всегда возможно. Дело в том, что у аутиста могут присутствовать признаки задержки психического развития: трудности с учебой, например. В свою очередь, ребёнок с задержкой психического развития может вести себя как аутист, избегая общения, предпочитая проводить время в одиночестве.

Но отличие аутизма от задержки психического развития все-таки имеется.

Социум. Общение (коммуникация)

Это главный фактор. Ребенок с ЗПР тянется к ровесникам, взрослым. Ему интересно общаться с окружающими, но часто не знают, как это сделать, с чего начать. Ребенок с ЗПР пытается общаться как умеет, например, с помощью жестов и мимики. Дети с аутизмом общаться не любят, эта функция для них безразлична. Круг их общения определяется родителями, братьями, сестрами - людьми, к которым они привыкли, с кем они общаться вынуждены. На детской площадке, в детском саду, на днях рождения, они не участвуют со всеми детьми в общих мероприятиях, держатся сами по себе. Они любят говорить сами с собой, находятся в своем мире.

Зрительный контакт

У аутистов потерян зрительный контакт. Одним словом, они отворачиваются, прячут взгляд или отводят глаза в сторону, проявляя равнодушие к собеседнику. Ребенок ведет себя так, как если бы у него был явный дефицит ощущений и восприятия — т. е. как будто он слепой и глухой, но более тщательное обследование выявляет сохранность всех сенсорных модальностей. Родители детей с аутизмом жалуются на то, что им очень трудно привлечь внимание своих детей. Обычно они не поддерживают контакт взглядов с родителями и не поворачивают голову в ответ на обращенную к ним речь.

У детей с ЗПР зрительный контакт сохранен. Они с радостью слушают родителей, когда те читают сказки, листают книги, задают вопросы.

Игровая сфера.

Ребенок с аутизмом не играет с игрушками как все дети, нет сюжетно-ролевой игры, равнодушны к совместной деятельности С игрушками он совершает простые манипулятивные действия, например, выстраивание игрушек в ряд, сортировка по цветам, строительство башни и разбор, кручение колесика от машинки, пересыпание крупы до бесконечности. Отсутствуют или заметно ограничены игры со сверстниками. Ребенок может либо не проявлять интереса к таким играм, или у него могут отсутствовать необходимые игровые умения и он, как правило, не обращает внимания на других детей, если только не участвует в простой игре типа «дай-возьми».

Дети с задержкой психического развития охотно сотрудничают со сверстниками и взрослыми в игре. Одна из характерных особенностей игры - умение использовать игрушки и их заместители с учетом коммуникативных функций, которые ребенком переименовываются, теряют свое привычное назначение, но приобретают новое, полезное для совершаемых игровых действий. Со временем запоминают правила игры и способны выполнять просьбы, поручения, задания.

Однотипность движений

Дети с аутизмом могут часто демонстрировать «самостимулирующее» поведение в форме ритуальных, повторяющихся стереотипных действий. Они раскачиваются всем телом стоя или сидя, подпрыгивают и приседают или крутятся на одном месте в течение долгого времени, хлопают в ладоши, машут руками будто крылышками, стучат рукой по столу, вращают предметы, не отрываясь смотрят на свет, вентиляторы и другие вращающиеся объекты, выстраивают предметы аккуратными рядами, и т. д.

У детей с задержкой психического развития таких признаков не наблюдается, только если к данному диагнозу добавляется иное неврологическое нарушение, вследствие которого появляются тики.

Эмоции.

Ребенок с аутизмом имеет сложности с определением эмоций, он безучастен, когда родители возвращаются домой, проходит мимо, словно никого не замечает.

Ребенок с ЗПР с радостью встречает родителей, пришедших с работы, с легкостью распознает чужие эмоции.

Речевые навыки

Дети с аутизмом нередко имеют развитую речь, но говорят они в большей степени сами с собой. Их речь может быть в виде эхолалий (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом, часто воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время с отсрочкой; при этом дети могут повторять абстрактные, малопонятные им слова, фразы, получая удовольствие или успокаиваясь от их звучания. Речь может быть развита только в теме, интересной для ребенка. Например, зацикленность на динозаврах: ребенок может знать названия какого-нибудь «брахиозавтра», но не расскажет, чем отличается лето от зимы. Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо); автономность речи - «речь для себя», говорит «сам с собой»; долгое отсутствие в активном словаре слов, которые обозначают близких для ребёнка людей. Сейчас все больше детей с аутистическими расстройствами имеют проблемы с речью.

Дети с ЗПР имеют словарный запас, характерный для того уровня развития, на котором они находятся. Например, если ребенку 5 лет, а его психическое развитие находится на отметке 3 года, то и речевые навыки часто совпадают (речь есть, но она имеет ошибки, не все звуки выговариваются и др.).

Тактильная среда (объятия)

Дети с аутизмом обычно не развивают тесных эмоциональных отношений с родителями, остаются эмоционально безразличными к членам семьи, сторонятся любых прикосновений. Прикосновения приводят детей с аутистическими расстройствами в ярость и вызывают негативизм по отношению к окружающим людям. Может начаться истерика. Это выявляется в первые месяцы жизни, когда родители обнаруживают, что ребенок не прижимается к матери, находясь у нее на руках, а иногда сопротивляется физическому контакту, напрягая спину и пытаясь выскользнуть из родительских объятий.

Дети с ЗПР неравнодушны к прикосновениям. Они с радостью идут на контакт, любят прижиматься к родителям, обнимаются, ищут ласки и одобрения родителей.

Обыденное поведение

Дети с аутизмом любят находиться одни. Компания для них абсолютно не важна. Подолгу могут лежать на полу, смотря вдаль, мысленно улетать в свой выдуманный мир, "в своем измерении", часто не могут справиться с эмоциями, прячутся, выполняют одни и те же действия множество раз (часто- ходят по кругу).

Дети с ЗПР могут себя занять игрой, имеющей определенный смысл. Могут капризничать, но это связано с тем, что какая-то деятельность не удается (например, собрать паззл, мозаику и др.). При включении родителей и похвале, они с радостью завершают начатое. Активны, иногда чрезмерно активны, имеют желание узнавать новое, с радостью спешат на улицу.

Перспективы развития.

Дети с ЗПР, проходящие коррекционные занятия достаточно быстро показывают положительные результаты и выходят в норму.

Дети с аутизмом, к сожалению, не имеют возможности стать нормотипичным ребенком, можно лишь научить ребенка лучше адаптироваться в окружающем мире. Их поведение всегда будет требовать наблюдения и помощи со стороны родителей и специалистов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференциальная диагностика аутистических расстройств и задержки психического развития
Опубликовано: 17 октября 2024 в 21:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дифференциальная диагностика аутистических расстройств и задержки психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Строганова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД