Юлия Гущина
Дидактические игры природоведческого содержания как средство формирования представлений о родном крае
▼ Скачать +Заказ
Любовь к родному краю начинается с того места, где человек родился и вырос. Природные объекты окружающего мира способствуют развитию личности ребёнка и являются важнейшими средствами воспитания любви к малой Родине. Природа Кавказа - это могущественный источник, из которого ребёнок черпает знания и впечатления. Окружающий мир привлекает внимание детей, поэтому интерес к объектам природы возникает уже в младшем дошкольном возрасте.
Публикация «Дидактические игры природоведческого содержания как средство формирования представлений о родном крае» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Дидактические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Работа по воспитанию любви к родному краю осуществляется как в специально организованной образовательной деятельности, так и в совмест-ной с воспитателем и самостоятельной деятельности дошкольников: в беседах и наблюдениях на прогулке, при просмотре видеофильмов, во время экскур-сий и пешеходных прогулок.
Дидактические игры природоведческого содержания являются сред-ством формирования представлений о родном крае, позволяют обогатить знания о многообразии растительного и животного мира Северной Осети-и Дидактические игры с использованием природных объектов воспитывают умственной активность детей, развивают психические процессы (внимание, память, мышление, речь, вызывают живой интерес к познанию окружающего мира., о жизни и быте людей.
Игры в природной среде помогают сделать любой материал увлека-тельным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения зна-ний.
Условия для успешного проведения дидактических игр :
• предварительная работа;
• привлечение наибольшего количества детей в игру;
• учёт возрастных особенностей детей;
• доступность и достаточный уровень сложности;
• точное соблюдение правил игры;
• опора на опыт и знания детей;
• безопасность природной среды (объектов) для жизни и здоровья де-тей;
• постановка конкретных задач;
• постепенное усложнение дидактической задачи и игровых действий;
• изменение правил игры в целях активизации детей;
• подведение итогов игры.
Дидактические игры экологического содержания проводятся с до-школьниками, начиная с младшего возраста, постепенно содержание их усложняется, так как обогащается познавательный опыт детей. С целью си-стематичного и последовательного накопления представлений о природных объектах ближайшего окружения, разрабатывается перспективный план по-движных игр с использованием природных материалов и объектов, который включает в себя название игр, цели и задачи по возрастам и необходимое оборудование для проведения подвижных игр.
Игры природоведческого содержания можно использовать как на ули-це во время прогулок и экскурсий, так и в помещении, во время непосред-ственно образовательной деятельности и свободной игровой деятельности. Привлекательной особенностью данных игр является возможность использо-вания манипуляторных действий с природным материалом в ходе игры (движения с листьями, ветками, камушками, и познания их существенных ка-честв и свойств (форма, цвет, величина, запах). Используя природный мате-риал в играх, дошкольники закрепляют знания о разнообразии растений и животных Северной Осетии, месте их обитания, особенностях внешнего вида и отличительных признаках.
Перед каждой игрой проводится предварительная работа, направлен-ная на развитие познавательных интересов дошкольников, поэтому действие в играх определяются природоведческими задачами. Например, игра «С ка-кого дерева лист» - дети должны определить, от какого дерева листок или ве-точка, только потом бежать к нему; в игре «Птицы и птенчики» формируют-ся представления детей о птицах Северной Осетии, названиях птиц и их птен-цов, умениях находить птицу - маму для каждого птенчика, развивается вни-мание, мышление.
Полученные впечатления дети отражают в своей художественно – твор-ческой деятельности (изготовление книжек-малышек, рисунков, поделок из природного материала, выполнение пластических этюдов и пантомим, уча-стие в театрализованных представлениях, сочинении сказок и творческих рассказов) .
Таким образом, дидактические игры природоведческого содержания развивают познавательные способности дошкольников, расширяют круго-зор, являются важным средством воспитания интереса к природе родного края и заботливого отношение к её богатствам.
Вывод:
Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе.
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действи-тельности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зави-сит. В игровом коллективе у них появляется потребность регулировать вза-имоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного пове-дения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управ-ляют своим поведением. У них формируется поведение, опосредованное об-разом другого человека. В результате постоянного сравнения своего пове-дения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя. Таким образом, дидактические игры оказы-вает большое влияние на формирование его личности.
Игра - это разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Игра является естественной формой труда ребенка, приго-товлением к будущей жизни.
Одним из наиболее важных моментов игры является, то, что она подго-тавливает ребенка к будущему, а значит, делает его настоящую жизнь полной и счастливой.
Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только раз-нообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно- простран-ственная среда.