анна семерак
Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда.
Наша задача, как можно раньше, пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
Публикация «Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Эта проблема касается и узких специалистов ДОУ, в частности, учителей-логопедов. Поэтому при планировании логопедических занятий по лексическим темам наряду с коррекционно-речевыми задачами, планируются задачи, направленные на нравственно-патриотическое воспитание детей.
Например, изучается тема “ Тело человека. ”
• Задачи: закрепление представлений о себе, формирование пространственной ориентации и координации движений, воспитание коммуникабельности, формирование элементарных знаний о правах ребёнка.
Для усвоения этой темы ребенку помогут такие словесные игры, как:
• “Что для чего нужно?” Голова нужна человеку для того, чтобы думать, мыслить. руки, уши, рот, глаза и т. д. ;
• ”Подбери признак” / Глаза - большие, маленькие, голубые, карие, внимательные, грустные, весёлые и т. д. ;
• “Назови ласково” Голова-головушка, ноги-ножки, колени-коленки, спина-спинка.
Дошкольники начинают более внимательно относиться к себе и к своим товарищам. Они видят, что все они разные.
И это поможет ребенку в дальнейшем принимать себя таким, какой он есть, быть более коммуникабельным и легко вступать в контакт со сверстниками.
Благодатную почву дают занятия на тему “Семья”.
• Задачи: формирование представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитание любви и привязанности к семье, чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких.
Используются следующие дидактические словесные игры:
“Подбери признак” Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др. ;
• “Обязанности в семье” Что делает папа? Что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата?
Развивается связная речь: дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и по плану.
В лексической теме “Детский сад” пополняется словарный запас, развивается связная речь.
• Задачи: знакомство со всеми службами и профессиями сотрудников детского сада; воспитание уважения к людям разных профессий, посвятивших себя нелёгкому труду-заботе о детях и любви к своему второму дому.
Через игру “Кто что делает?” развивается и совершенствуется глагольный словарь Что делает воспитательница? - учит, объясняет, заботится, помогает. Что делает повар? - варит, жарит, моет, режет, печёт. Что делает младший воспитатель? и т. д. Дети учатся составлять предложения о людях, работающих в детском саду.
• Дети составляют рассказы по сюжетным и сериям картинок “Один день в детском саду”, “Чем мы занимаемся в детском саду”.
Планируя цикл занятий по темам “Растения. Животные. Птицы. ”, отрабатываются лексико-грамматические категории.
• Задачи: формирование бережного отношения и любви ко всему живому реализуются через игры “С какого дерева лист?”, “Чей это хвост?” “Кто как голос подаёт?” Игра «У кого кто?» и т. д.
В теме “Профессии”.
• Задачи: закрепление представлений о наиболее распространённых профессиях, создание интереса к изучению неизвестных профессий, воспитание уважения к труду.
• В играх: "Кто что делает?", "Четвёртый лишний", "Кто больше?", "Кто работает на машинах?", "Расскажи о себе", "Разгадай слово", "Продолжи предложение" дети обогащают свой словарный запас названиями профессий.
В феврале дети знакомятся с темой “Защитники Отечества”.
• Задачи: воспитание уважения и чувства благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.
• В играх: “Защитники Отечества” «Разные войска» «Назови военную профессию» словарь детей пополняется новыми словами-синонимами -Отечество - Отчизна - Родина; защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий : граница -пограничник, артиллерия - артиллерист, и др.
Первый весенний месяц всегда посвящен теме “Международный женский день”.
• Задачи: воспитание любви и чувства уважения к маме, бабушке, сестрёнке, воспитателю.
Используются словесные дидактические игры:
• “Расскажи какая?” мама - добрая, ласковая, любимая, весёлая; бабушка - заботливая, мудрая, трудолюбивая; сестренка - маленькая, смешная, любознательная; воспитательница - добрая, внимательная, умная, красивая, справедливая и др. «Назови ласково»
В конце учебного года - тема великого праздника - “День Победы”.
• Задачи: воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашисткими завоевателями, глубокой благодарности к ветеранам войны.
Используются игры:
• “Подбери синоним” /смелый - храбрый, отважный, геройский/;
• “Подбери родственное слово” герой - геройский, героический, героиня.
Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война - разрушает» и др.
Вот так, решая очень важный момент в жизни наших малышей, как вопрос воспитания гражданственности и патриотизма, мы -логопеды ДОУ выполняем свои прямые профессиональные обязанности - развиваем речь детей, работая над расширением и актуализацией словаря, над лексико-грамматическими категориями и связной речью.