Елена Шевченко
Дидактические игры по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Что скажет мама?
Воспитатель задает ситуацию. Дети определяют, что скажет мама в данном случае.
-Малыш не спит. Мама скажет: ложись на бочок, закрывай глазки, спи, мой родной.
-Сын испачкался.
-Папа подарил цветы.
-Дочка помыла посуду.
-Сын получил двойку.
-Дочка не хочет кушать.
-Сын обидел девочку. И т. д.
Волшебные слова.
В гости к детям приходит невоспитанный волк. Воспитатель предлагает детям научить волка, как себя вести:
-если толкнул, скажи….извини, пожалуйста.
-если угостили, скажи….спасибо.
-если уступили место, скажи….благодарю.
Публикация «Дидактические игры по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
-встретил, скажи….здравствуй.
И т. д.
Ласковые, нежные слова.
У воспитателя яблоко, в которое вставлено много спичек.
-Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые можно сказать человеку.
Достаньте спичку и назовите хорошее слово.
Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову.
Например: милый, хороший, любимый, добрый, золотой, прелесть, солнышко, зайчик, дорогой и т. д.
Гласные – согласные.
Детей делят на две команды. У каждой команды коробка: у одной для гласных звуков, у другой для согласных.
Из общей коробки дети находят нужный им звук и несут своей команде
Побеждает команда, которая не ошибется и выполнит задание первой.
Кто быстрее сложит слово.
На карточках написаны слова. У детей карточки с буквами.
Ребенок должен по образцу собрать нужное слово.
Усложнение: детям дается набор букв, составляющих слово. Дети должны собрать слово, расположив карточки прочитать слово.
Вопрос – ответ.
Дети выбирают ведущего. Он бросает мяч детям и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч и отвечает полным предложением.
Вопрос: - Когда дети спят?
Ответ: - Дети спят ночью.
Однословный ответ считается неправильным и не принимается.
Ведущий меняется считалкой.
Хлопни, сколько слогов в слове.
Воспитатель напоминает, что слово состоит из слогов. Нужно хлопнуть столько раз, сколько слогов в слове.
Мак – 1 хлопок
Нора – 2 хлопка
Собака – 3 хлопка
И т. д.
Если дети затрудняются, то воспитатель разрешает проговаривать слово и хлопать одновременно.
Где мы были – как нам было?
Воспитатель предлагает рассказать Петрушке,где они были и как им было.
- Где мы были?
- В театре.
- Как нам было?
- Интересно, смешно, уютно, замечательно.
Используются места: лес, озеро, море, детский сад, гости, на празднике, в кинотеатре, зима, парк и т. д.
Сосчитай слова в предложении.
- Что такое предложение? Из чего оно состоит?
Посчитайте сколько слов в предложении, которое я назову.
Дети считают слова и говорят воспитателю.
Можно использовать для ответов карточки с цифрами или схемами предложений.
Назови слова с нужным звуком.
Воспитатель называет 3 слова и звук. Ребенок должен назвать слово с заданным звуком.
Шут, жук, шар. Звук – а.
Ответ: шар.
Можно дать задание самостоятельно придумать слово с нужным звуком
Звук - Н : нос, окно, носки, машина и т. д.
Чего не стало.
Воспитатель говорит слова, дети говорят, чего не стало.
Игла – не стало…иглы.
Мяч – не стало….мяча.
Дом – не стало….дома.
Кукла – не стало…куклы.
Яблоко – не стало… яблока.
Лошадь – не стало…лошади.
Сахар – не стало…. сахара.
Конфета – не стало…. конфеты и т. д.
Раз, два, три нужный звук ко мне приди!
Воспитатель предлагает детям быть тем звуком, с которого начинается его имя.
Звук А – это Аня, Антон, Алена.
Звук К – это Катя, Кирилл, Коля и т. д.
- Раз, два, три звук А ко мне приди!
Подходят дети, чьё имя начинается с названного звука, а остальные стоят.
Н
арисуем портрет.
Дети по очереди становятся художниками. Художник описывает кого-то из детей, а все отгадывают, чей это портрет.
План описания:
- мальчик или девочка
-цвет волос
-цвет глаз
-какой нос, губы, уши
Если дети не догадались, добавить описание одежды.
Придумай концовку рассказа.
Воспитатель предлагает придумать концовку небольшим рассказам.
Например:
В нашем дворе живет большая собака. Однажды она нашла кость и стала ее грызть. В этот момент к собаке подошел маленький котенок. Что было потом?
Варианты ответов: собака бросила кость и погналась за котенком, собака понюхала котенка и стала дальше грызть кость, собака прогнала котенка и т. д.
Почему так называют?
Воспитатель называет сложные слова и предлагает детям объяснить, что они значат.
Пылесос – пыль сосет
Самолет – сам летает
Самокат – сам катает
Мясорубка – мясо рубит
Огнетушитель – огонь тушит
Овощерезка – овощи режет
Чеснокодавка – чеснок давит и т. д.
Найди звук.
Воспитатель показывает детям предметы и просит назвать:
-Что это?
-Огурец.
-Есть ли в слове огурец звук РЬ
-Да.
Воспитатель может называть звук, которого нет в данном им слове, тогда дети должны дать отрицательный ответ.
Воспитатель поправляет, если дети путают мягкий и твердый звук.
Что значит слово.
Воспитатель называет слово, а дети говорят, что оно значит:
Аня – имя девочки
Петров – фамилия
Стол – предмет мебели
Сыр – продукт питания
Сок – напиток из фруктов
Жучка – кличка собаки
Сосна – название дерева
Новый год – название праздника
Суббота – день недели и т. д.
Коза – стрекоза
Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово похожее по звучанию:
Коза – стрекоза
Чашка – ромашка
Кошка – лукошко
Сук – барсук
Шина – машина
Жар – пожар
Ложка – дорожка
Оса – коса и т. д.
Звук – слог – слово.
Воспитатель произносит звук, дети придумывают слог, а только потом слово с этим слогом:
С – со – колесо
П – по – полено
Н – на – машина
К – ку – кузов и т. д.
Слог может быть в любом месте придуманного слова.
Дом – домище.
Воспитатель говорит:
-Я назову вам слово, а вы найдите к нему такое слово, чтобы этот предмет стал огромным.
Дом – домище
Рука – ручище
Сапоги – сапожищи
Волк – волчище
Медведь – медведище и т. д.
Можно играть наоборот: стол – столик, дуб – дубочек, река – речка, туча – тучка и т. д.
Это правда или нет?
Дети угадывают, чего на свете не бывает:
-Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
-Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
-Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
-А зимой среди ветвей «га-га-га!» - пел соловей.
-Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
Затем дети сами придумывают небылицы и путаницы, а другие дети их распутывают.
Найди другое слово.
Воспитатель называет слова, а дети придумывают слова противоположные по смыслу:
Длинный – короткий
Мягкий – твердый
Легкий – тяжелый
Тонкий – толстый
Сильный – слабый
Храбрый – трусливый
Здоровый – больной и т. д.
Назови одним словом.
Воспитатель предлагает послушать выражения и заменить их на одно точное слово:
Груз, имеющий большой вес …. тяжелый
Работа, требующая много труда…. трудная
Дело, которое нужно сделать….нужное
Очень трудный день….нелегкий
Ребенок, который не слушается…. проказник
Профессия, связанная с риском…опасная и т. д.
Учимся рассуждать.
Детям предлагаются картинки – небылицы.
Например: летом мальчик в зимнем костюме катается на лыжах, зимой дети собирают грибы, цыплята плавают в воде с уткой и т. д.
- Докажите, что эти картинки нарисованы неправильно.
Что надо изменить?
Используйте слова во-первых, во-вторых, чтобы все поняли последовательность ваших рассуждений.
Закончи фразу.
Подушка мягкая, а скамейка…. жесткая.
Пластилин мягкий, а камень…. твердый.
Ручей мелкий, а речка…глубокая.
Ягоды смородины мелкие, а клубники…. крупные.
Кашу варят густую, а суп….жидкий.
Лес бывает густой, а бывает….редкий.
После дождя земля сырая, а в солнечную погоду….сухая.
Покупаем картофель сырой, а едим…. вареный.
Купили хлеб свежий, а он стал….черствый.
Летом едим огурцы свежие, а зимой…соленые.
Составь рассуждение.
Воспитатель дает тему для рассуждения. Дети рассуждают, используя слова: вот потому, потому что, в связи с этим и др.
Осенью зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. они играли и веселились. На Новый год зайка решил пригласить друзей в гости, но никого не нашел. Почему?
Потому что медвежонок зимой впадает в спячку, гусеница прячется под кору и т. д.
Ждем гостей.
Воспитатель говорит детям, что к ним придут гости предлагает ответить на вопросы:
Как будем накрывать на стол?
В чем будем подавать сахар? (конфеты, соль, масло, хлеб, салфетки)
Из чего будем поить и кормить гостей?
Что приготовим на ужин?
Как будем веселиться?
В какую игру предложим поиграть?
Как будем прощаться?
На ударном слоге – хлопни!
Дети вспоминают, что есть безударные слоги и ударные.
Затем называет слово, а дети повторяют его и на ударном слоге хлопают.
Примерные слова:
Машина, колесо, лошадка, нора, дерево, кукла, паровоз, самолет, окно, дырка, небо, мак, кот, парашют, кино, мяч, цветок, самокат, кольцо, дом, книга, таракан, собака, кошка, грузовик, медведь, зайчик, лиса, крокодил, телевизор и др.