Татьяна Апарина
Дидактические игры по лексическим темам в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в условиях обновления дошкольного образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Процесс интеграции этих воспитанников в социальные институты, инклюзивное обучение в массовой школе актуализируют и обостряют необходимость создания для воспитанников с нарушениями в развитии максимально возможных условий для коррекции и адаптации.
Публикация «Дидактические игры по лексическим темам в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У ребенка с ограниченными возможностями здоровья помимо нарушений всех компонентов речевой системы — фонетики, лексики, грамматики, связной речи — прослеживается и недостаточная сформированность психических процессов — памяти, внимания, восприятия, логического мышления. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал. Как же педагогу удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом коррекционную работу и всестороннее развитие? Для этого существует много методов и приемов. Один из них — дидактическая игра. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире» – слова педагога В. А. Сухомлинского.
Если рассмотреть игру в разрезе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации образовательных областей, то можно заметить, что она – игра соответствует каждой образовательной области: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. С помощью игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, то в детском саду игру можно использовать в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.
Из опыта работы в группе компенсирующей направленности я поняла, что для детей с ограниченными возможностями здоровья игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития и коррекции речи. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игра – это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая не в меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин.
Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.
В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции.
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшими в гости приятелями, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми.
Я предлагаю вам педагоги поиграть вместе с ними в дидактические игры. Цель этих игр: развитие внимания, памяти, логического мышления, формирование связной и грамматической сторон речи, развитие коммуникационных способностей.
Кроме этого игры помогут :
– снять усталость и напряжение;
– внести эмоциональный заряд;
– совершенствовать общую моторику;
– вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Поверьте, что играть в эти игры детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает её полезной и желанной.
Предлагаю вашему вниманию разработанные игры, которые мы используем уже многие годы при работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. Игры, представленные в пособии, способствуют улучшению речи, мыслительных операций, памяти, произвольного внимания. Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои учебные задачи, их можно включать в любое занятие и постоянно пополнять. Ценность этих дидактических игр заключается в том, что они могут использоваться и в кабинете логопеда, и в работе воспитателей, и в самостоятельной деятельности детей старшей и подготовительной к школе групп. Таким образом, игры сделают содержательнее не только процесс обучения, но и досуг старших дошкольников.
В созданных мною дидактических играх активно обогащается и развивается словарь дошкольника с ограниченными возможностями здоровья, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира;
- систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности;
- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.
Составляя дидактические игры, я руководствовалась несколькими принципами:
–игра должна нести знания, хотя и элементарные, доступные ребёнку дошкольного возраста;
-многофункциональной – использоваться в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
Картотека дидактических игр по лексическим темам
(старший дошкольный возраст)
Основные задачи:
Развитие внимания, памяти, логического мышления, формирование связной и грамматической сторон речи, развитие коммуникационных способностей.
В картотеке представлены игры по лексическим темам : «Детский сад», «Игрушки», «Фрукты,» «Овощи», «Осень», «Деревья», «Грибы,» «Перелетные птицы», «Посуда,» «Продукты питания» «Одежда, обувь, головные уборы» «Зима» «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зимующие птицы,» «Транспорт», «Мебель» «Весна 8 Марта», «Профессии», «Бытовые приборы», «Насекомые», «Инструменты», «Семья».