Оксана Паламарчук
Опыт работы «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения земли – является образование людей в области окружающей среды, экологического воспитания всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности по праву нужно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Дети сами нуждаются в доброте и ласке и вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а помогали сохранить свою доброту на всю жизнь – это и будет экологическое воспитание.
Публикация «Опыт работы „Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3 слайд
Цель:
-обосновать влияние дидактических игр на эффективность формирования экологической культуры у дошкольников;
-продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность;
-внедрять в свою работу новейшие методы в воспитании и обучении детей;
-привлекать родителей воспитанников к работе по экологическому воспитанию детей.
4 слайд
Задачи:
-усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними);
-формирование представлений об универсальной ценности природы;
-воспитание потребности в общении с природой;
-привитие трудовых природоведческих навыков;
-развитие экологического сознания;
-эстетическое воспитание.
5 слайд
Работала по двум принципам :
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края)
Принцип научности и доступности понятий
6 слайд
Направления работы в рамках методической темы:
1. Создание развивающей экологической среды
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
7 слайд
1. Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»
2. Консультации по теме:
- Наблюдения в природе (по сезонам).
-Привлекайте детей к труду в природе.
-Природа в жизни вашей семьи.
- Рассказываем детям о лекарственных растениях.
- Дидактические игры по экологии.
3. Индивидуальные беседы
«Не причиняя вреда природе»,
«Сокровища леса»,
«Ядовитые растения».
8 слайд
В группе была создана Предметно-развивающая экологическая среда, а именно
Уголок и календарь природы, мини-лаборатория, экологические дидактические игры, игрушки аналоги, муляжи овощей и фруктов.
9 слайд
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.
Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний. В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами.
11 слайд
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
13 слайд
Использование дидактических игр на занятиях.
-По развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей,
- По математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания,
- По ознакомлению с окружающим.
14 слайд
Я использовала классификацию игрВеретенникова С. А. для ознакомления детей с природой: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры - с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним.
Словесные игры. («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно») проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
15 слайд
Результаты использования дидактических игр по экологии
*проявляют познавательную активность;
*проявляют интерес к явлениям природы (живой и неживой);
*умеют устанавливать логические связи и зависимости предметов и действий;
*сравнивают, классифицируют, отражают результаты в речи;