Валентина Взорова
Дидактические игры как педагогическое средство
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. Она имеет большое образовательное и развивающее значение, мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память и другие познавательные процессы, помогает детям устанавливать связь между различными явлениями, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Публикация «Дидактические игры как педагогическое средство» размещена в разделах
По словам Сорокиной А. И., дидактическая игра – это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие познавательных способностей. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность». По словам Усовой А. П., дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоение знаний.
В работах Ф. Н. Блехер, Е. И. Удальцовой, А И Сорокиной отмечается, что дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.
По мнению Т. П. Жуйковой «в современной педагогике дидактические игры и игровые упражнения рассматриваются как эффективное средство развития внимания, памяти, мышления и воображения детей».
Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т. е. интерес к математике. Поддерживаемый же интерес к изучению математики с самого раннего возраста снимает многие из трудностей, возникающих на пути усвоения математических знаний.
А. К. Бондаренко выделила следующую классификацию дидактических игр :
- игры с предметами (игрушками, природным материалом,
- настольно-печатные,
- словесные игры.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структура дидактической игры - это дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; итог игры (подведение результатов, выявление победителей).
В подготовку к проведению дидактической игры входит выбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др. ; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы.
Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Игровой замысел определяет характер игровых действий.
Проведение дидактических игр включает в себя ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре, показ игровых действий, объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу, непосредственно связанную с обучающей – дидактической задачей. Взаимоотношения между детьми и воспитателем определяются не учебной ситуацией, а игрой, что предполагает равноправность их позиций.
Назначение правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.
А. Г. Гогоберидзе выделила три вида игровых правил:
1) нормативные правила ( моральная справедливость: «Играть надо честно»);
2) собственно игровые правила (регламент действий участников);
3) правила установления выигрыша («Тот, кто раньше всех. тот выигрывает», «Кто больше всех. тот выигрывает»).
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. При этом в игре неуместны требования, не связанные с ее задачей и правилами. Необходимая дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим.
Основу дидактической игры составляют игровые действия. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные игровые задачи.
Игровые действия – это сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, – умственные действия, выраженные в процессах мышления. Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т. д., привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей. Показывая игровые действия, воспитатель учит детей правильно их выполнять, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату. Также важно определить роль воспитателя в игре – его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием, поддерживает игровой настрой на протяжении всей игры, избегая замечаний и оценивающих реплик.
Дидактические игры обычно кратковременны (10–20 минут, и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. Результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т. д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Самокритичный анализ использования игры в соответствии с по-ставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. При повторной организации игры воспитатель непременно обогащает игровой опыт детей, вводит усложненные варианты ее проведения.
Таким образом, дидактическая игра, выполняя функцию средства обучения, помогает усвоению, закреплению у детей различных знаний и умений. Использование дидактической игры поддерживает процессы не-произвольного внимания и запоминания и вместе с тем повышает интерес детей, развивает сосредоточенность, что обеспечивает лучшее усвоение материала.
Использованная литература
1. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013
2. Жуйкова, Т. П. Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего до-школьного возраста / Т. П. Жуйкова // Педагогическое мастерство : мате-риалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М. : Буки-Веди, 2012. – С. 115-117. [Электронный ресурс]. URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2032/ ( дата обращения: 01.03.2021).
3. Усова А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. - М., Просве-щение, 1981