Наталья Малышева
Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические игры для формирования
элементарных математических представлений
детей дошкольного возраста».
Некоторые считают, что в детском саду обучать детей математике слишком рано. На самом деле, это как раз тот период, когда у ребенка легко формируются математические представления.
Публикация «Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала, и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке.
Играя в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", «Кто быстрее посчитает?», «Рисуем по точкам», «Засекреченные цифры» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Развитию представлений о множестве способствуют такие игры как : «Составь пары», «Каких предметов больше?», «Больше — меньше».
Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10 происходит в играх: «Кто знает — пусть дальше считает», «Назови соседей», «Исправь ошибку», «Веселый счет», «Угадай-ка», «Кто быстрее посчитает?», «Помоги числам найти свое место», «По порядку становись», «Угадай, что изменилось», «Кто ушел и на котором месте стоял?», «Наведи порядок» (счет на слух, «Сделай столько же» (счет и воспроизведение движений).
Закрепление знаний о цифрах от 0 до 9: «Путаница», «Какой цифры не стало?», «Убираем цифры», «Обозначь цифрой», «Исправь ошибку», «Найди пару», «Рисуем по точкам», «Засекреченные цифры».
Совершенствованию представлений о понимании отношений между числами натурального ряда способствуют такие игры как : «Назови соседей», «Какое число больше (меньше) на 1?», «Назови пропущенное число», «Назови предыдущее (последующее) число», «Покажи цифрой».
Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя". Для игры вызывают к доске 7 детей, они пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д
Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит лиса, слева от куклы – ежик и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие.
Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – говорится детям, – "к нам прилетал Карлесон и принес в подарок игрушки. Карлесон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти". Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т. д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т. е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей : "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов
Совершенствуют умения ориентироваться на ограниченной плоскости игры : «Запомни и повтори», «Дорисуй ряд», «Составь узор», «Нарисуй отгадку», «Художники», «Что внутри, что снаружи?», «Левее, правее», «Рисуем по точкам», «Выше, ниже», зрительные и слуховые диктанты.
Развивают способности к пространственному моделированию: «Чье место?», «Секреты», «Водители», «Отведи товарища», «Дорога домой и дорога к школе», «Найди спрятанный предмет», «Нарисуй, как дойти», «Перейди дорогу», «Иди по правилам», «Угадай, что спрятано», «Составь карту».
Дидактические игры с геометрическими фигурами формируют умение видеть геометрические формы в окружающих нас предметах, например, что мяч круглый, а книга прямоугольная, развивают пространственное и ассоциативное мышление ребенка, логику.
Более того, ребенку, который прочувствовал геометрические фигуры и формы в детстве во время игры всеми органами чувств, намного проще в школе будет даваться геометрия.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает помидор?" (поверхность крышки стола, дверь, лист бумаги т. д.).
«Геометрическая мозаика» или «Выкладывание из геометрических фигур»- увлекательная развивающая игра. Она учит ориентироваться на плоскости, развивает координацию движений, мелкую моторику, творческие способности, фантазию, воображение. Занятия с мозаикой воспитывают самостоятельность и усидчивость.
Игра «Подбери по форме». Данная игра учит различать одинаковые фигуры разных цветов. Учит объединять предметы в объекты и в группу по какому- то общему признаку. Игра «Подбери по форме». Учит находить одинаковые по форме предметы, группировать их.
Игра «Волшебный Сундучок». Учить собирать предметы по определенным признакам. Например, только геометрические фигуры.
Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", «Четвертый лишний», «Найди 5 отличий», «Найди предмет по тени» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.
Таким образом, дидактические игры являются хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, знания данные в форме игры, занимательно и интересно, усваиваются детьми гораздо быстрее, легче и прочнее и не разрушают естественность жизни дошкольников, основной деятельностью которых является игра.
Интернет источники:
1. https://infourok.ru/sbornik-didakticheskih-igr-po-femp-po-vozrastam-1048399.html
2. https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-napravlenye-na-formirovanie-yelementarnyh-matematicheskih-predstavlenii-dlja-detei-ml-doshkolnogo-vozrasta.html
3. https://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10836/2/10Vatulia.pdf