Ирина Кулакова
Дидактические игры для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Особым видом игровой деятельности детей в возрасте 6-7 лет является
дидактическая игра. Единство игровой и дидактической задачи делает её уникальной формой взаимодействия в системе «воспитатель - воспитанник».
Дидактическая игра позволяет педагогу:
руководить деятельностью детей, не вставая в позицию учителя;
создавать действенную для дошкольников игровую мотивацию, делая тем самым деятельность привлекательной для него, учитывающей его потребности и интересы;
Публикация «Дидактические игры для детей подготовительной группы» размещена в разделах
ставить близкую и понятную дошкольнику цель, которая непосредственно связана с игровым мотивом;
обеспечить вариативность ситуаций, в которых ребенок применяет полученные знания, интеллектуальные умения и навыки, обобщенные способы действия;
стимулировать активность всех детей.
В процессе дидактической игры создается атмосфера сотрудничества взрослого с ребенком, и складываются благоприятные условия для развития личности.
Для проведения дидактических игр необходима подготовка к ним :
подбор задач и содержания игры в соответствии с возрастными особенностями и основными линиями психического развития детей;
определение места игры в режиме дня;
Создание воображаемой ситуации и игровой мотивации:
используемые методы и приемы;
опора на опыт детей;
активизация воображения, мышления и речи;
Организация дидактической игры :
форма организации, её соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей группы;
регуляция игровых взаимоотношений, разрешение и предотвращение конфликтов;
контроль за выполнением правил;
оценка деятельности детей (критерии, характер, форма, содержание, объективность, эмоциональность);
активность детей в организации игры;
способы руководства игрой (прямые и косвенные, их соотношение, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Игра, как и всякая другая деятельность человека, имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь.
Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребенок эмоционально отзывается на нее, оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию его познавательных и нравственных сил. Использование игры в коррекционно-педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной деятельности.
В процессе игровой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво воспитывается поведение детей и корректируется их речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности и в связи с ней. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой, сущностью коммуникативно-общественной деятельности.
Развитие игровой активности детей, исправление недостатков личности, коррекция поведения, воспитание речи осуществляется через систему разнообразных игр, составляющих методику игровой деятельности.
Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разборными игрушками: матрешками, пирамидками, башенками с кольцами, домино, лото, игры с куклами и т. д. - развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, пальчиковую моторику, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи.
Дидактические игры с четкими, строго упорядоченными правилами и действиями ставят всех детей в равное положение, что способствует воспитанию у них дисциплинированности, собранности, выдержки.
В дидактических играх наибольшее значение приобретает образец речи педагога. По мере усвоения активного поведения и правильной речи дети все реже пользуются готовыми речевыми стереотипами, поскольку самостоятельная организация игры требует от них и самостоятельных форм общения.
Дидактические игры, несущие скрытую педагогическую цель - сформировать у детей правильную речь и одновременно дать им определенные знания, - обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические и, прежде всего, познавательные процессы. Так, в играх с народными дидактическими игрушками развивается восприятие цвета, величины, формы предметов. Целый ряд игр направлен на развитие сообразительности. В играх с картинками дети классифицируют предметы и явления, что развивает связанные с этим умственные действия, операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др., что способствует развитию наглядно образного мышления.
Дидактические игры способствуют формированию у детей связной речи.
Существует много разных видов дидактических игр :
Игры с мячом («Какого цвета?», «Вершки-корешки», «Годится в пищу сырым?», «Какого вкуса?», «Как называется?», «Где растет цветок», «Хвойное или лиственное», «Какой это лес?», «Как зовут детенышей?», «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Хищное или травоядное?», «Чей это дом?», «Чей это детеныш?», «Дикое или домашнее?», «Мясо или трава?», «Зимующая или перелетная?», «Назови птицу», «Как птицы говорят?», «Что кому нужно?», «Кто что делает?» и т. д.
Игры с персонажем (игрушка или картинка)«Помоги зайке», «Помоги мишке», «Играем с Дашей», «Паша в деревне», «Кого надо бояться?», «Медвежонок ищет маму», «Кто на кого похож?», «Даша играет в детский сад», «Птичья столовая», «Кто к нам прилетел?», «Кем быть?», «Что важнее?» и т. д.