Дина Хисматуллина
План самообразования «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
На 2017-2018 учебный год
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Публикация «План самообразования „Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников“» размещена в разделах
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,
в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста и в кружковой деятельности;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей :
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Группа: средняя
Сроки: 2017-2018 учебный год
Ожидаемые результаты:
У детей:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.
У воспитателя:
- повышение своего теоретического познания в области математики;
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
- оформление центра «Занимательная математика»
- разработка программы и проведение кружка по ФЭМП.
Этапы работы:
1. Организационный этап
Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М. : Просвещение 1990.
2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. :ВАКО, 2005 г. — 208 с.
4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М. : Баласс, 2003 г. – 256 с.
6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
8. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. Н. П. Холина «Игралочка».
9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
10. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
11. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
2. Перспективный план работы на 2017- 2018 учебный год с детьми
СЕНТЯБРЬ
- Проведение первичной диагностики.
- Анализ и оформление результатов диагностики.
- Составление перспективного плана работы.
- Разработка дополнительной общеобразовательной программы кружка социально – педагогической направленности «Игралочка» для средней группы.
ОКТЯБРЬ
- Изучение литературы по теме самообразования.
- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.
- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)
- Занятия кружка согласно программе кружковой работы.
НОЯБРЬ
- Проведение занятий с использованием счетных палочек.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
- Подготовка картотеки занимательного математического материала.
- Занятия кружка согласно программе кружковой работы.
ДЕКАБРЬ
- Оформление уголка занимательной математики в группе.
- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)
- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки
- Занятия кружка согласно программе кружковой работы.
ЯНВАРЬ
- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)
- Занятия кружка согласно программе кружковой работы.
ФЕВРАЛЬ
- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее?», «Объемные блоки Дьенеша»)
- Занятия кружка согласно программе кружковой работы.
МАРТ
- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала
- Занятия кружка согласно программе кружковой работы.
АПРЕЛЬ
- Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Занятия кружка согласно программе кружковой работы.
МАЙ
- Оформление документации
- Проведение итоговой диагностики
- Анализ, оформление результатов диагностики.
- Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год
3. Накопительно-практический этап :
Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста (в течение года).
Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
Работа с родителями:
-Рекомендации для родителей «Математика – это интересно»
- Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
- Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»
- Консультация для родителей «Дома играем - математику изучаем»
- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»
- Индивидуальные беседы и консультации
Работа с родителями.
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и В течение года
демонстрационного материала.
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей. В течение года
3. Проведение консультации для родителей на тему «Играйте вместе с детьми» Ноябрь
4. Консультация для родителей «Математика – это интересно!» Январь
5. Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни» Февраль
6. Оформление центра «Занимательная математика» В течение года
7. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников» Март
8. Консультация для родителей «Дома играем - математику изучаем»
9. Изготовление папки передвижки по математике для родителей Апрель
10. Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойство предметов» В течении года
4. Заключительный этап
Подготовить отчет по теме самообразования.