Екатерина Шефер
Детские мастер-классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
Слайд № 2 Одними из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»,т. е. будет осуществляться индивидуализация образования и поддержка инициативы и самостоятельности детей. (ФГОС ДО п. 1.4.)
Публикация «Детские мастер-классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2022
В связи с этим перед нами встает задача создания таких условий, которые позволят ребенку проявить себя в качестве субъекта собственной деятельности, определить и реализовать свои цели, приобрести собственный опыт, взять на себя ответственность за результаты собственной деятельности. Таких условий, при которых образовательная деятельность будет строиться не от задач взрослого, а от особенностей жизнедеятельностей каждого ребенка.
Слайд 3
В нашей группе появилась культурная практика, которая обладает всеми вышеперечисленными характеристиками, практика, когда умеющий ребенок передаёт свой опыт другим детям, желающим научиться.
Это «Детский мастер класс», такая форма детской деятельности, когда ребёнок демонстрирует свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же учиться передавать свой опыт сверстникам.
Первый мастер-класс прошёл по инициативе родителя и ребёнка, утром мальчика привели в детский сад и он принёс с собой поделку, аппликацию из ватных дисков и сказал, смотрите, что я вчера сделал дома сам, я могу научить других, мама добавила, можно он научит детей? Я ответила: «Конечно, мы купим ватные диски и он покажет детям, как сделать такую аппликацию».
-Я всё принёс,-сказал Ваня и занёс пакет с ватными дисками, клеем, мелками.
Слайд 4 И мы приступили. Ваня показал способ изготовления поделки, а дизайн каждый ребё нок сам себе определил: как расположить лист, сколько снеговиков сделать, что и как дорисовать.
Слайд 5 Это событие стало поводом для проявления подобной инициативы другими детьми и началом такой культурной практики в нашей группе. Некоторые дети стали заявлять свое желание провести свой собственный мастер класс.
Слайд 6 В контексте названия этой культурной практики Мастером мы называем того ребенка, который проводит мастер-класс, а дети которые принимают участие - Умельцы.
Слайд 7 На утреннем сборе, в начале недели исходя из образовательного заказа группы, дети определяют количество мастер — классов, но не более двух в неделю Дети проводят мастер-классы не только по изготовлению поделок, рисунков, но и обучают Умельцев: играть в шашки, инсценировать сказки, потешки, составлять рассказы по картинкам и т. д.
После проведения каждого мастер-класса дети презентуют продукты своей деятельности своим сверстникам, а для родителей оформляется выставка работ в приемной.
Слайд 8 У «МК» есть определенная структура
1. Ребенок презентует, предлагает свой продукт
2. Дети выбирают мастер-классы, интересные им, которые пройдут на неделе
3. Мастер показывают свой способ (самостоятельно, пошагово показывает этапы изготовления продукта)
4. Практическая часть МК (если умельцы затрудняются, то мастер оказывает словесную и практическую помощь)
5. На общем круге дети презентуют свои продукты
Слайд 9
Правила организации.
1. Ребёнок обязательно должен захотеть провести Мастер-класс. День и время мастер – класса согласуются на групповом сборе и сообщается родителям
2. Затем Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком и с родителем этапы выступления и содержание выступления.
3. Участие родителей в подготовке, организации и проведении мастер-класса приветствуется, планируем проводить детско-родительские мастер-классы, где родители станут активными участниками в разных видах деятельности
Слайд 10
Также существуют Правила проведения МК и дети их знают
1. Мастер должен Выступая, говорить громко, внятно, не торопясь.
2. Умельцы должны быть внимательными слушателями, не перебивать Мастера.
3. Когда Мастер закончит объяснения и показ, можно задавать вопросы, не стесняться этого делать
4. Каждый умелец сделает свою работу, она будет ценной и замечательной. (плохих работ не бывает)
5. Благодарим мастера за предоставленный опыт
В чём ценность детских мастер-классов :
Слайд 11
Для детей, дающих мастер-класс :
Приобретение опыта публичных выступлений, развитие коммуникативных навыков;
Возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
Формирование ответственности;
Развитие инициативности.
Слайд 12
Для детей, участвующих в мастер-классе :это
Овладение новыми способами действий;
Приобретение опыта коллективной деятельности;
Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам;
Слайд 13
Используя практику проведения детских МК педагог :
Поддерживает и развивает детскую активность, инициативу и самостоятельность;
Способствует сплочению детей в группе;
делает образовательный процесс увлекательным для детей;
Способствует тому, что родители становятся активными участниками образовательного процесса
Слайд 14
У родителей появляется:
1. возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;
2. увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
3. способ участия в реализации образовательной программы
4. способ сплочения семьи
Таким образом, Детский мастер - класс в образовательной деятельности, работает на достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, в частности, "ребёнок проявляет активность, инициативу и самостоятельность, ответственность в разных видах деятельности".