Марина Долгих
Поисково-исследовательская деятельность «Дети-друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическая неделя: «Птицы»
Возраст: старший дошкольный
Вид детской деятельности : поисково - исследовательская
Задачи:
-расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, показать взаимосвязь между объектами природы, а также между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах) («Познавательное развитие»);
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность „Дети-друзья природы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-подвести к выводу, что мы – люди, являемся частью живой природы, что для роста и развития живых объектов необходимо: питание, вода, свет, воздух, любовь и бережное отношение к окружающим («Познавательное развитие»);
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе; показать, что Земля является общим домом для всех людей, других живых существ; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей («Познавательное развитие»); - развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы («Социально – коммуникативное развитие»); -развивать интерес к художественному слову: пополнять литературный багаж пословицами, стихотворениями, загадками; подбирать слова в рифму («Речевое развитие»);
Методы и приемы:
Словесные: беседа, вопросы, загадывание загадок; закрепление пословиц
Практические: игровые упражнения «Узнай дерево по листку, ветке», «Лекарственные растения»; «Братья наши меньшие»; «Стань юным другом природы»; экспериментирование
Наглядные: рассматривание глобуса, иллюстраций,
Материалы, инструменты, оборудование: глобус, картинки живой и неживой природы; иллюстрации для решения проблемных ситуаций; образцы почвы, банки с водой, спиртовка; вода питьевая и подкрашенная, воронки, фильтры (вата, бинт, салфетки); бумага, трубочки, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри, воздушные шарики; настольная лампа, набор предметов из разных материалов, белая и темная ткань, камни
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Рассматривание глобуса.
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья. Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом. Рассматривают глобус. Определяют, сколько места на Земле занимаю моря океаны, суша
Приходят к выводу, что природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека. Что природа бывает живая и неживая.
2 Загадывание загадки:
«На Земле он всех умней, потому и всех сильней».
(предложить детям феменинной гендерной группы) Дети отгадывают загадку. Определяют, что к живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения. К неживой природе относятся : вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна. Приходят к выводу, что человек самое разумное существо на Земле. Что человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду, строительный материал.
3 Д/у «Узнай дерево по листку, ветке».
(это будет интересно детям маскулинной гендерной групп) Дети рассматривают иллюстрации разных деревьев, называют: (сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина, черемуха, ель).
Делают вывод, что на Земле много разных деревьев. Деревья дают нам не только кислород, но и украшают нашу Землю. А также дают ценное сырье.
4 Д/у «Лекарственные растения»
1. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
2. Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды (шиповник)
3. Летом рад я свежей ягоде медвежьей,
А сушеная в запас, лечит от простуды нас.
(малина)
(предложить детям андрогинной гендерной группы) Отгадывают загадки, делятся впечатлениями.
Называют другие лекарственные растения: мать-и-мачеха, душица, липа.
Узнают, что многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей планете. На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека – это Природа.
5 Д\у «Братья наши меньшие»
(предложить подумать детям недифференцированной гендерной группы) Дети классифицируют животных. Определяют места их проживания, пользу приносимую человеку. Закрепляют название профессий связанных с работой с животными Узнают, почему домашних животных называют «братья меньшие». Они радуют нас преданностью, приветливостью.
Расширяют свой кругозор, приобретают знания.
6 Д\у «Стань юным другом природы»
«Лес – богатство и краса, береги свои леса».
«Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу».
«Враг природы тот, кто леса не бережёт».
«Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».
«Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей –
Всё, что зовётся Родиной твоей». Рассматривают иллюстрации «поведение в природе», рассуждают, что человек сделал неправильно, находят выход из ситуации.
Повторяют пословицы в рифму.
Дают определение. Запоминают правила поведения в природе. Запоминают пословицы.
Делают вывод: чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым, заботливым, любить природу.
7 Физминутка «Прогулка в лесу»
(под фонограмму «Звуки леса»)
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела,
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали! Делают движения согласно тексту. Запоминают и проговаривают слова. Называют голоса природы : звон ручья, пение птиц, шум ветра, шелест листвы
8 «Эксперименты» 1 «Вода-источник жизни»
Не умыться, не напиться без воды, Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не может птица, зверь и человек.
Вот поэтому всегда на Земле нужна вода.
2 «Этот удивительный воздух»
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
3 «Солнце дарит нам тепло и свет»
С неба смотрит Солнце миллионы лет,
Льет на Землю Солнце и тепло и свет.
4 «Земля – кормилица»
Родная земля всех накормит, вспоит,
Обует, оденет, тепло подарит. Дети закрепляют свойства воды, находят способы очистки воды от примесей. Анализируют, рассуждают, делают выводы.
Вспоминают свойства воздуха. Рассуждают о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов. Экспериментируя, узнают, что воздух переносит звуки, запахи, заставляет двигаться предметы.
Экспериментируя, узнают, что темные предметы поглощают больше «световой энергии», поэтому нагреваются сильнее, а светлый цвет отражает солнечные лучи.
Знакомятся с составом почвы. С помощью опытов выявляют наличие в почве воды, воздуха, живых микроорганизмов. Узнают, как происходит загрязнение почвы, и чем это опасно. Узнают, что вода это источник жизни. Воду можно очистить от загрязнений с помощью различных фильтров.
Расширяется кругозор детей, словарный запас.
Узнают, что воздух это смесь газов, а ветер это движение воздуха. Ветер может созидать, а может быть разрушителем. С воздухом можно играть.
Узнают, что Солнце это звезда, она является источником тепла и света. Знакомятся с понятием «световая энергия» Организовываю игры с солнечными зайчиками.
Приходят к выводу, что Земля - живая. Верхний слой почвы является плодородным, на нем растут растения, обитают живые организмы. Люди должны бережно относиться ко всему живому.