Светлана Шишкина
Пособие «Фанкластические круги» для развития речи детей с ТНР средствами конструктора «Фанкластик», Круги Луллия
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями. Речевые недостатки являются предпосылками нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют формированию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.
Мы работаем в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Дети, посещающие нашу группу, имеют заключение: общее недоразвитие речи.
Проблемы, с которыми мы сталкиваемся помимо речевых, это нарушение концентрации внимания, памяти, усидчивости, слабо развитая мелкая моторика рук. Дети испытают трудности с координацией движения, в пространственной ориентировке, имеются нарушения высших психических функций.
В связи с этим решать образовательные, развивающие, коррекционные и воспитательные задачи нам помогает конструктор Фанкластик».
Мы обратили внимание, что в процессе конструирования обогащается словарь детей, развивается и совершенствуется диалоговая речь, формируется умение логично выстроить свои высказывания и грамотно задать вопросы, совершенствуется связная речь и отрабатываются грамматические конструкции. Кроме этого, этот конструктор мы используем в процессе обучения грамоте дошкольников.
Все выше перечисленные аспекты легли в основу при создании методического пособия «Фанкластические круги».
Использование данного пособия в коррекционной работе способствует созданию благоприятных условий для развития всех компонентов речи ребенка с ОНР и эффективному достижению планируемых результатов.
Данное пособие многофункционально, мобильно и доступно в изготовлении.
Описание: Пособие состоит из трёх кругов разного диаметра, которые накладываются друг на друга. Каждый круг разделён на 6 сегментов, которые соответствуют друг с другом. На каждом сегменте наклеены липучки для предметных картинок. Пособие изготовлено из бумаги и заламинировано. Предметные картинки и карточки моделей из Фанкластика подобраны в соответствии с лексической темой недели.
Целевая аудитория: Предлагаемая методическое пособие рекомендовано учителям – логопедам, воспитателям для развития компонентов речи детей дошкольного возраста с ОНР (общее недоразвитие речи). Так же оно может быть использовано в качестве методического пособия студентами педагогических вузов.
Цель: развитие всех компонентов речи у старших дошкольников с ОНР посредством использования конструктора Фанкластик.
Комплекс игр с пособием «Фанкластические круги» по лексической теме «Семья»
1. Игра: «Чей, Чья, Чьё?»
Цель: развитие умения образовывать притяжательные прилагательные.
Вариант 1:
Оборудование: картинки с изображением членов семьи и предметов, принадлежащих каждому члену семьи.
Ход игры
Ребёнок подбирает по два предмета для каждого члена семьи, говорит чей это предмет (мамин, папин, бабушкин, тётин и т. д.) затем выбирает, какой из предметов он хочет построить из конструктора.
2. Игра: «Угадай, кто?»
Цель: учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки рече – доказательства и рече – описания.
Оборудование: картинки с изображением членов семьи и предметов, принадлежащих каждому члену семьи.
Ход игры
На втором круге предметные картинки, на третьем круге модель из Фанкластика. Загадывается загадка и ребёнок должен угадать, кому принадлежат данные предметы и построить предложенную модель из конструктора.
3. Игра: «В магазине»
Цель: образование множественного числа существительных
Оборудование: картинки с изображением членов семьи и предметов, которые можно купить в магазине.
Ход игры
На первом круге картинки членов семьи. Ребёнок выбирает, что купили в магазине каждый член семьи, проговаривает во множественном числе. И из конструктора строит модель того предмета, который купили в магазине, или в чём этот предмет принесли (овощи принесли в корзине; купили стол, телевизор)
4. Игра: «Продолжи»
Цель: развивать связную речь, учить строить предложения со словами - предметами и словами – действиями.
Оборудование: картинки с изображением членов семьи и предметов, с которыми выполняется то или иное действие.
Ход игры
На первом круге картинки членов семьи. Педагог задаёт вопросы: на чем сидит дедушка? На чём едет папа? Что строит сын? И т. д. отвечая на вопросы, ребёнок подбирает соответствующую картинку, и строит данную модель из конструктора.
5. Игра: «Кому что нужно?»
Цель: формирование навыков словоизменения, употребление винительного падежа имён существительных.
Оборудование: картинки с изображением членов семьи и предметов, для каждого члена семьи.
Ход игры
На первом круге картинки членов семьи. Педагог задаёт вопросы: что нужно папе? Маме? И т. д. ребёнок выбирает подходящий предмет из предложенных картинок, и строит данную модель из конструктора.
6. Игра: «Кто потерял свой предмет?»
Цель: совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам.
Оборудование: картинки с изображением членов семьи и предметов, для каждого члена семьи.
Ход игры
На втором круге предметные картинки, на третьем круге модель из Фанкластика. Педагог задаёт вопрос «Кто потерял это?» и ребёнок отвечает «Кастрюлю потеряла бабушка» и т. д.
ФОТО ПОСОБИЯ