Евгения Некипелова
«Дети дождя» сегодня!
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети дождя» сегодня!
Некипелова Евгения Александровна
Учитель-логопед МАДОУ д/с №87
Россия, г. Белгород
Наше будущее заключается в настоящем! Сейчас 2015 год и работая логопедом, видишь детей сегодня, и понимаешь, что с каждым годом все больше детей приходит в детский сад с речевыми нарушениями и не только. Хочется обратить внимание на детей, которым всесторонне тяжело дается социализация и общение. К таким относятся дети, страдающие аутизмом. От них это не зависит! Но что можем сделать мы для нашего будущего?
Темочки:
Благодаря Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма удалось повысить международное внимание к аутизму и другим нарушениям развития, затрагивающим миллионы людей во всем мире. Но достаточно ли этого?
Ведь дети, страдающие аутизмом, вырастают и превращаются во взрослых с таким диагнозом. Что же это за болезнь — аутизм?
Аутизм становится всё более значимой социальной проблемой касающейся самых разных детей. В связи с этим в настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра (далее РАС).
Дети с расстройствами аутистического спектра, в том числе и в дошкольном возрасте, крайне неоднородны. Чертами аутизма в значительной степени могут быть обусловлены и трудности значительной части детей с умственной отсталостью и другими проблемами развития. Так же известно, что среди благополучно осваивающих образование и даже одарённых детей также присутствуют дети с трудностями аутистического спектра.
На сегодняшний день условно можно выделить четыре группы детей в соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития среди наиболее типических случаев детского аутизма, различающихся целостными системными характеристиками поведения.
Итак, первая группа – «отрешенность от происходящего», ко второй группе относятся дети, у которых аутистические установки выражаются в «активном негативизме», третья группа - аутизм проявляется как «поглощенность» собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие, к четвертой группе относятся дети, которые в отношениях с людьми проявляют задержку эмоционального развития, социальную незрелость, наивность.
Выделенные группы не являются отдельными формами детского аутизма, скорее это способ ориентировки в континууме выраженности нарушений возможностей ребёнка активно взаимодействовать с людьми и обстоятельствами.
Все дети разные, и требуют к себе внимание. А дети с РАС особенно!
Существуют разные отработанные методы установления и развития эмоционального контакта с такими детьми. Это постепенное вовлечение их в контакты со сверстниками, более развернутое взаимодействие с взрослыми, работа над коммуникацией и социализацией. Максимальная реализация этих задач, открывает в этом процессе возможности эмоционального, интеллектуального и социального развития ребенка.
Успешная коррекционная работа помогает детям РАС осваивать более сложные отношения со средой и людьми: формировать целенаправленность в поведении, активную избирательность, осваивать социальные правила, нормы поведения и соответственно значительно продвигаться в речевом и интеллектуальном развитии, в том числе и в период дошкольного и младшего школьного возраста.
Неоднородность состава групп детей с РАС требует от содержания образования максимального соответствия возможностям и потребностям всех таких детей, т. е. индивидуальная программа обучения. Которая включает как образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность специального обучения на протяжении всего младшего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми. Необходимо подчеркнуть, что для получения начального образования по массовой программе в условиях инклюзии и наиболее благополучные дети с РАС нуждаются в специальной поддержке, гарантирующей удовлетворение их особых образовательных потребностей.
Так, усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Что же обеспечивает Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для детей с РАС?
Определение функций ФГОС для обучающихся с РАС опирается на п. 1 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и концепцию ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
Максимальное расширение охвата детей с РАС начальным образованием, отвечающем их возможностям и потребностям.
Конституционное право на начальное школьное образование каждому обучающемуся с РАС вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня образования, вида образовательного учреждения.
Удовлетворение общих с нормально развивающимися детьми и особых образовательных потребностей, создание оптимальных условий для реализации реабилитационного потенциала.
Возможность выбора варианта начального образования, адекватного возможностям обучающегося с РАС, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов.
Сопоставимое качество начального образования обучающихся с РАС на всей территории Российской Федерации.
Механизм регуляции процесса интеграции / инклюзии обучающихся с РАС.
Границы между необходимыми вариативными формами специального стандарта, как и границы между специальным и общим образовательным пространством, для детей с РАС должны быть проницаемы.
Изменения в образовании остро поставили множество вопросов в обучении и воспитании детей с РАС. Успешность решения этих задач во многом обусловлено тем, как отразятся происходящие перемены на жизни детей с РАС.
Библиографический список:
1. Каган В. Е. Аутизм у детей. – Л., 1981
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб: ООО Изд-во «Речь», 2001.
3. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. - Ростов н/Д. : Феникс, 2000.
4. Специальная педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. ; Под ред. Н. М. Назаровой. – М. ; Издательский центр «Академия», 2000.