Папки-передвижки

Конспект занятия «День пробуждения медведя»

Татьяна Кротова
Конспект занятия «День пробуждения медведя»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «День пробуждения медведя».

Цель: сформирование представлений о древнем славянском празднике «Комоедица», о его особенностях и традициях.

Задачи:

• Продолжать формировать знания традиций и обычаев жизни предков;

• Прививать любовь к живой природе;

• Создать атмосферу эмоционального комфорта, развивать коммуникативные качества.

Ход занятия:

1. Организационный момент

«Собирайтесь дети в круг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Улыбка дарить всем добро

От нее всегда тепло».

Публикация «Конспект занятия „День пробуждения медведя“» размещена в разделах

Воспитатель: Ребята, какое сегодня число? – 24марта! Сегодня по календарю необычный день – День пробуждения Медведя! (Велесов день) У славянских народов этот праздник очень почитался и назывался Комоедица.)Это праздник, связанный с приходом весны, днем равноденствия, пробуждением медведя.

Слайд №1.

2. Сюрпризный момент

Воспитатель: «Ой ребята, посмотрите, кто к нам залетел? Под потолком пролетел, мимо шторок…

На экране появляется Сорока:

Слайд№2.

Воспитатель: Ребята, кто это (сорока).Вы знаете, сорока рассказала, что в лесу произошла беда. Весна не хочет приходить в лес, а медведь спит в своей берлоге. Сорока прилетела попросить у нас помощи. Уже все в лесу будили медведя, а теперь сорока просит вас разбудить медведя.

Воспитатель: Что делать? (ответы детей)

Надо будить медведя, а то весна так и не придет в лес.

Воспитатель: Тогда беритесь за руки! В лес весенний пойдём – хоровод заведём!

Слайд №3

3. Основная часть:

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лес. Какой здесь свежий, чистый воздух! Интересно, а чем пахнет лес весной? ( ответы детей: свежестью, теплом, талым снегом, смолой) Вдохните носиком, подышите (упражнение на дыхание).

Какое время года изображено? (ответы детей)

В лесу сейчас много снега, чтобы не заблудиться, мы пойдем по следам, посмотрим, куда же они идут, кто хозяин этих следов.

Д. и «Чьи следы?».

Слайд №4

Физкультминутка.

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге (повороты влево, вправо)

Потянулся ото сна

К нам опять пришла весна! (потягивание рук вверх)

Головой медведь крутил (вращение головой)

Наклонялся взад, вперед (наклоны)

Вот он по лесу идет

Ищет мишка корешки (ходьба вперевалочку, наклоны вперед)

И трухлявые пеньки

В них съедобные личинки

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся (вращательные движения по животу)

И на бревнышке уселся (садимся)

Воспитатель: А какие они медведи?

Слайд №5.

Дети рассматривают и описывают медведя.

Воспитатель: Посмотрите какой он? (большой, сильный и т. д.)

Какое тело у медведя? (громадное, неуклюжее, покрыто бурым мехом).

Какая голова? (большая, шея? (маленькая, толстая).

А какие глаза? (маленькие как пуговки, можно сказать глазки).

Уши — небольшие, кругленькие.

Ноги — сильные.

Когти — длинные, острые, крепкие.

Почему он косолапый? (ответы детей)

А почему медведь много ест? (нагуливает жир)

Где он проводит зиму? (в берлоге)

Почему медведь впадает в спячку? (ответы детей)

Чем питается медведь? Чтобы узнать, мы с вами должны собрать разрезные картинки (собирают картинки, получается ответ, у каждого свой)

Д. и «Разрезные картинки».

Воспитатель: Ребята, незаметно мы углубились в лес, как много здесь снега! А в одном из сугробов, возможно находится медвежья берлога… Давайте прислушаемся!

Слайд№6.

Д. и «Узнай по голосу».

Воспитатель: Весна, просыпается природа! А у животных появляются….Кто (детеныши). А вы знаете, как они называются?

Игра «Назови детенышей лесных зверей»

Слайд№7.

Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли. Смотрите –берлога,а в ней спит медведь. Разбудим медведя (да)

Слайд №8.

Воспитатель: Ребята, но надо помнить, что медведь дикое и опасное животное. И что же делать при встрече с медведем?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как этот праздник праздновали наши предки?

Давайте, я вам расскажу.

Слайд№9

Комоедица — один из древнейших славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали Медвежьего Бога : утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес "блинные жертвы" первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», т. е. медведям.

Слайд№10.

Празднования начинались за неделю до солнцестояния и длились еще неделю после. А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.

Слайд№11.

В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ.

Слайд№12.

Комоедица начиналась так. Утром люди торопились на святилище (капище, на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи (умершие предки, непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков.

Слайд№13.

Везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены – богини смерти. Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: «Марена загорела, Всему миру надоела!» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Слайд№14.

Потом все прыгали через костёр, а после обязательно умывались снегом или талой водой. Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту.

Слайд№15.

Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.

«Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу.

Слайд№16.

Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.

Игра «Разбуди медведя» Один ребенок – медведь спит в берлоге, другие ребята по команде его будят, кидая в него бумажные комочки (комочки из бумаги дети изготавливают самостоятельно накануне мероприятия).

Слайд№17.

После пробудей начинались игрища. Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк.

Воспитатель: Вот мы и разбудили медведя, теперь придет весна и в лес. Мишка, нам очень жаль с тобой расставаться, но нам пора домой возвращаться.

4. Рефлексия:

Воспитатель: Давайте вспомним, где мы сегодня с вами были? Что нового узнали? Кого разбудили?

Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Показ сказки «Три медведя»Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Показ сказки «Три медведя» Тема: Показ сказки «Три медведя» Цель: развивать воображение при ознакомлении с художественной литературой. Задачи: 1. Ознакомление со.

Конспект интегрированного занятия «Изучаем свойства магнита» по сюжету сказки «Три медведя»Конспект интегрированного занятия «Изучаем свойства магнита» по сюжету сказки «Три медведя» Тема занятия:«Изучаем свойства магнита» (по сюжету сказки «Три медведя»)Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция образовательных.

Конспект музыкально-игрового занятия во второй младшей группе «Три медведя»Конспект музыкально-игрового занятия во второй младшей группе «Три медведя» Конспект музыкально-игрового занятия во второй младшей группе «Три медведя» Тема: «Сказка в музыке» Цель: Дальнейшее развитие у детей понимания.

Конспект музыкального занятия «Мишка в гости к нам пришел» ко Дню медведя на МAAM Конспект музыкального занятия "Мишка в гости к нам пришел", ко Дню медведя на МААМ, для детей младшего дошкольного возраста. Цель. Учить.

Конспект тематического занятия к всемирному Дню полярного медведя «В гости к Умке» Конспект тематического занятия к всемирному дню полярного медведя «В гости к Умке» Средняя группа Цели. Знакомство с песенным жанром.

Конспект занятия по развитию речи «Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» (первая младшая группа) Цель: познакомить со сказкой Л. Н. Толстого "Три медведя"; приучать внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения;.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Белый медведь» к международному Дню полярного медведяКонспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Белый медведь» к международному Дню полярного медведя Автор: Шелехина Нина Сергеевна. Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Белый медведь» К международному дню полярного.

Конспект занятия «В гостях у Маши и медведя» о теме «Овощи и фрукты»Конспект занятия «В гостях у Маши и медведя» о теме «Овощи и фрукты» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию конспект занятия «В гостях у медведя и Маши» Цель: закрепление знаний об овощах и фруктах. Задачи:.

Тематический день «День белого медведя» в средней группеТематический день «День белого медведя» в средней группе Тематический день "День белого медведя" в средней группе. МБДОУ №14 Смоленская область город Ярцево воспитатель Арутюнян Л. А. 27 февраля.

Конспект занятия «Путешествие в сказку Три Медведя» с использованием куклотерапии Занятие «Путешествие в сказку Три Медведя» с использованием куклотерапии[/b] Наша жизнь, в сущности, кукольное представление. Нужно лишь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «День пробуждения медведя»
Опубликовано: 20 марта 2021 в 21:13
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «День пробуждения медведя»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кротова (УИ 32414) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД