Татьяна Кротова
Конспект занятия «День пробуждения медведя»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «День пробуждения медведя».
Цель: сформирование представлений о древнем славянском празднике «Комоедица», о его особенностях и традициях.
Задачи:
• Продолжать формировать знания традиций и обычаев жизни предков;
• Прививать любовь к живой природе;
• Создать атмосферу эмоционального комфорта, развивать коммуникативные качества.
Ход занятия:
1. Организационный момент
«Собирайтесь дети в круг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Улыбка дарить всем добро
От нее всегда тепло».
Публикация «Конспект занятия „День пробуждения медведя“» размещена в разделах
- День медведя, 13 декабря
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитатель: Ребята, какое сегодня число? – 24марта! Сегодня по календарю необычный день – День пробуждения Медведя! (Велесов день) У славянских народов этот праздник очень почитался и назывался Комоедица.)Это праздник, связанный с приходом весны, днем равноденствия, пробуждением медведя.
Слайд №1.
2. Сюрпризный момент
Воспитатель: «Ой ребята, посмотрите, кто к нам залетел? Под потолком пролетел, мимо шторок…
На экране появляется Сорока:
Слайд№2.
Воспитатель: Ребята, кто это (сорока).Вы знаете, сорока рассказала, что в лесу произошла беда. Весна не хочет приходить в лес, а медведь спит в своей берлоге. Сорока прилетела попросить у нас помощи. Уже все в лесу будили медведя, а теперь сорока просит вас разбудить медведя.
Воспитатель: Что делать? (ответы детей)
Надо будить медведя, а то весна так и не придет в лес.
Воспитатель: Тогда беритесь за руки! В лес весенний пойдём – хоровод заведём!
Слайд №3
3. Основная часть:
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лес. Какой здесь свежий, чистый воздух! Интересно, а чем пахнет лес весной? ( ответы детей: свежестью, теплом, талым снегом, смолой) Вдохните носиком, подышите (упражнение на дыхание).
Какое время года изображено? (ответы детей)
В лесу сейчас много снега, чтобы не заблудиться, мы пойдем по следам, посмотрим, куда же они идут, кто хозяин этих следов.
Д. и «Чьи следы?».
Слайд №4
Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги
Огляделся на пороге (повороты влево, вправо)
Потянулся ото сна
К нам опять пришла весна! (потягивание рук вверх)
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед (наклоны)
Вот он по лесу идет
Ищет мишка корешки (ходьба вперевалочку, наклоны вперед)
И трухлявые пеньки
В них съедобные личинки
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся (вращательные движения по животу)
И на бревнышке уселся (садимся)
Воспитатель: А какие они медведи?
Слайд №5.
Дети рассматривают и описывают медведя.
Воспитатель: Посмотрите какой он? (большой, сильный и т. д.)
Какое тело у медведя? (громадное, неуклюжее, покрыто бурым мехом).
Какая голова? (большая, шея? (маленькая, толстая).
А какие глаза? (маленькие как пуговки, можно сказать глазки).
Уши — небольшие, кругленькие.
Ноги — сильные.
Когти — длинные, острые, крепкие.
Почему он косолапый? (ответы детей)
А почему медведь много ест? (нагуливает жир)
Где он проводит зиму? (в берлоге)
Почему медведь впадает в спячку? (ответы детей)
Чем питается медведь? Чтобы узнать, мы с вами должны собрать разрезные картинки (собирают картинки, получается ответ, у каждого свой)
Д. и «Разрезные картинки».
Воспитатель: Ребята, незаметно мы углубились в лес, как много здесь снега! А в одном из сугробов, возможно находится медвежья берлога… Давайте прислушаемся!
Слайд№6.
Д. и «Узнай по голосу».
Воспитатель: Весна, просыпается природа! А у животных появляются….Кто (детеныши). А вы знаете, как они называются?
Игра «Назови детенышей лесных зверей»
Слайд№7.
Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли. Смотрите –берлога,а в ней спит медведь. Разбудим медведя (да)
Слайд №8.
Воспитатель: Ребята, но надо помнить, что медведь дикое и опасное животное. И что же делать при встрече с медведем?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как этот праздник праздновали наши предки?
Давайте, я вам расскажу.
Слайд№9
Комоедица — один из древнейших славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали Медвежьего Бога : утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес "блинные жертвы" первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», т. е. медведям.
Слайд№10.
Празднования начинались за неделю до солнцестояния и длились еще неделю после. А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.
Слайд№11.
В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ.
Слайд№12.
Комоедица начиналась так. Утром люди торопились на святилище (капище, на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи (умершие предки, непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков.
Слайд№13.
Везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены – богини смерти. Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: «Марена загорела, Всему миру надоела!» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Слайд№14.
Потом все прыгали через костёр, а после обязательно умывались снегом или талой водой. Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту.
Слайд№15.
Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.
«Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу.
Слайд№16.
Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.
Игра «Разбуди медведя» Один ребенок – медведь спит в берлоге, другие ребята по команде его будят, кидая в него бумажные комочки (комочки из бумаги дети изготавливают самостоятельно накануне мероприятия).
Слайд№17.
После пробудей начинались игрища. Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк.
Воспитатель: Вот мы и разбудили медведя, теперь придет весна и в лес. Мишка, нам очень жаль с тобой расставаться, но нам пора домой возвращаться.
4. Рефлексия:
Воспитатель: Давайте вспомним, где мы сегодня с вами были? Что нового узнали? Кого разбудили?
Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили?