Светлана Нюхалкина
«День матери». Цикл занятий по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «День матери».
* План
* Занятие №1 «День матери - знакомство с праздником».
* Занятие №2 «Наши мамы».
* Занятие №3 «Мамы разные нужны. Мамы всякие важны».
* Итоговое занятие №4 – «Всегда любите и берегите мамочку любимую».
* Краткий анализ проведённой работы.
План серии занятий по «Формирование речи дошкольного возраста».
(Подготовительная группа).
Воспитатель: Нюхалкина С. К.
Публикация «„День матери“, Цикл занятий по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
- День Матери, ноябрь
- День матери. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Занятие №1. «День матери - знакомство с праздником».
Цель:
- Познакомить детей с праздником «День матери», обобщить и уточнить знания детей о празднике.
- Развивать умение находить слова, точно оценивающие ситуацию (Игровое упражнение. «Это правда или нет»).
- Закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложение.
- Воспитывать у детей, доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, к семье, стремление помогать и радовать.
Занятие №2. «Наши мамы».
Цель:
- Продолжить работу над темой «День матери».
- Раскрыть детям многогранный образ матери, воспитывать заботливое отношение и любовь к ней.
- Развивать память интонационную выразительность речи, формировать связанную речь ребёнка.
- Воспитывать нравственные и эстетические чувства.
Занятие №3 «Мамы разные нужны. Мамы всякие важны».
Цель:
- Познакомить со стихами, в которых поэты воспевают матерей.
- Развивать мыслительные способности.
- Продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми.
- Расширять представления о женских профессиях.
- Воспитывать уважение к разным профессиям, где работают их мамы.
Итоговое занятие №4 – «Всегда любите и берегите мамочку любимую»
Цель:
- Подвести итоги о проделанной работе по развитию речи.
- Провести праздник посвящённый «Дню матери».
- Воспитывать добрые и ласковые отношения к маме.
- Расширить словарный запас слов, отвечая на вопросы «Какая наша мама».
Краткий анализ проведённой работы.
1. Оценить сложность проведённого занятия для детей подготовительной группы.
2. Задачи, решённые в ходе работы.
3. Обучающие задачи, нуждающиеся в дальнейшей проработке.
Конспекты занятий по формированию речи предшкольного возраста.
Занятие №1. «День матери - знакомство с праздником».
Цели:
- Познакомить детей с праздником «День матери», обобщить и уточнить знания детей о празднике.
- Развивать умение находить слова, точно оценивающие ситуацию (Игровое упражнение. «Это правда или нет?»).
- Закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложение.
- Воспитывать у детей, доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, к семье, стремление помогать и радовать.
Предварительная работа:
Рисование портретов мамы;
Чтение художественной литературы;
Заучивание стихотворений и пословиц о маме;
Предварительная беседа в кругу семьи (ребёнка с мамой) о её труде.
Материалы и оборудование : Рисунки детей с портретами мам, творческие работы мам.
Ход занятия:
В нашей стране в конце ноября отмечается общественный праздник «День матери». Дети, как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете? (Ответ детей). Самое лучшее слово на свете «МАМА». Слово «мама», «мать» одно из самых древних на Земле. А как маму можно назвать
ласково. ( Ответы детей: мамочка, мамуличка, мамуля).
Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева.
Кто вас, детки, крепко любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночи глаз,
Кто заботится о вас?
Ответ детей: Мама дорогая!
Колыбель кто вам качает,
Кто вас песней забавляет.
Или сказку говорит,
Кто игрушки вам дарит?
Ответ детей: Мама золотая!
Воспитатель: Я предлагаю поиграть вам в игру «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «Ма-моч-ка», только дружно и громко!
Кто пришёл ко мне с утра? – Ма-моч-ка!
Кто сказал: «Вставать пора!»?- Ма-моч-ка!
Кашу кто успел сварить? - Ма-моч-ка!
Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!
Кто косички мне заплёл? Ма-моч-ка!
Целый дом один подмёл? – Ма-моч-ка!
Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!
Кто ребячий любит смех?- Ма-моч-ка!
Кто на свете лучше всех?- Ма-моч-ка!
Воспитатель: Дети, скажите, кто для вас самый родной человек на свете?
Дети: Никого роднее мамы в целом мире нет!
Ребятки, а сейчас давайте подумаем и расскажем какая ваша мама? Опишите её. Упражнение «Нарисуй портрет».
(Дети вспоминают внешность и общие черты).
Молодцы, все вспомнили и теперь мы знаем, как вы любите своих мам. А мамы вас как любят?
Как они вас называют ласково?
Воспитатель называет имена детей, а дети называют уменьшительно – ласкательные слова.
Даша – Дашенька – Дашуленька.
Артём – Тёма – Тёмушка.
Маша – Машенька – Манечка.
Лиза – Лизонька – Лизочка.
Карина – Кариночка – Каришочка и т. д.
Физкультминутка: (Выполнение движений по тексту стихотворения).
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогаю -
Я стираю, полоскаю.
Воду с ручек отряхиваю,
Пол я чисто подмету.
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу,
И ни разу ни словечка.
Не скажу.
А теперь, я хочу предложить поиграть в игру «Это правда или нет».
Ребятки, послушайте, как говорили другие детки. Подумайте можно ли так сказать и скажите, как надо сказать правильно. «Мамочка, я тебя громко – громко люблю». (Ответ детей).
- А сейчас придумайте небылицы или путаницы. Другие дети будут их распутывать.
Итог занятия.
Воспитатель: 1. Какой праздник скоро будем отмечать? (Ответы детей).
2. Кого надо не забыть поздравить в этот праздник? (Ответ детей).
3. Как вы думаете, какой подарок будет для мам самым желанным? (Ответ детей)
Занятие №2 «Наши мамы».
Цель:
- Продолжить работу над темой «День матери».
- Раскрыть детям многогранный образ матери, воспитывать заботливое отношение и любовь к ней.
- Развивать память интонационную выразительность речи, формировать связанную речь ребёнка.
- Воспитывать нравственные и эстетические чувства.
Предварительная работа: Прослушивание песен про маму. Рассматривание фотографий дома вместе с родителями. Домашнее задание детям: понаблюдать за мамой, чем она занимается дома. Беседа с детьми.
Материалы и оборудование : Воздушные шарики. Игрушка ёжик. Аппликация цветы.
Ход занятия : День матери – праздник пока молодой,
Но все ему рады, конечно, -
Все, кто рождены под счастливой звездой,
И мамы опекой сердечной!
Мы в диких бегах суеты городской.
Подчас забываем о маме,
Спешим, растворяясь в массе людской,
Всерьёз увлекаясь делами.
Мама – это самый главный человек в жизни каждого человека. Вот поэтому и отмечают День Матери. Нет, наверное, ни одной страны, где бы ни отмечался этот праздник.
В России его начали праздновать с 1998 года в последнее воскресенье ноября. Ребята, к этому празднику нельзя оставаться равнодушным. Нашим мамам хочется всегда говорить слова благодарности, но в этот день особенно. Ведь они дарят нам любовь, ласку, нежность и добро.
Ребята, а вы любите наших мам. (Ответы детей).
А какие они наши мамы? (Нужно описать не только внешность, но и характер).
«Упражнение скажи точнее»
Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
Воспитатель: Молодцы ребятки.
Физкультминутка:
А сейчас ребятки, мы с вами поиграем в игру «Нежные слова».
Дети встают в круг. Ведущий говорит нежное слово о маме и передаёт воздушный шарик рядом стоящему. Тот говорит нежное слово о маме и передаёт воздушный шарик дальше. Кто не назвал слово, выходит из игры. Побеждают оставшиеся 2 – 3 человека, их награждают шариками.
Воспитатель:
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешит,
И умоет и причешет,
В щёчку поцелует – чмок?
Вот она всегда какая -
Моя мамочка родная!
А сейчас, ребятки послушайте сказку.
Сказка про мамочку.
Жил себе в лесу возле лужайки ОБЫКНОВЕННЫЙ ёжик. Один раз с ним случилось НЕОБЫКНОВЕННОЕ приключение. Смотрите: вышел ёжик на лужайку… вот так… и увидел ЦВЕТЫ.
Ё жик: ФР. – ФР. … здравствуйте цветочки, ФР. – ФР. …
Цветы: Добрый день – день…
Добрый день – день…
Добрый день – день…
Ё жик: Пойдёмте, пожалуйста, поздравлять ФР. – ФР. … мою мамочку с праздником.
ЦВЕТЫ: Мы согласны, да-да-да. …
Только как дойти туда?
Ведущий: Вдруг на полянку выскочила ЛИСИЦА. Вот такая БОЛЬШАЯ. Вот такая СТРАШНАЯ. Увидела Ё ЖИКА и говорит:
ЛИСИЦА: Какая вкусная… НЯМ – НЯМ…
Встреча, НЯМ – НЯМ. …
Сейчас я тебя АМ – НЯМ!
Ё жик: Ай, ФР. – ФР., я боюсь! ФР. – ФР. … Помогите!
Первый. … Второй. …Третий. … Четвёртый. …Пятый. … Вот так ЁЖИК превратился в цветущую клумбу. Поискала, поискала ЛИСИЦА ЁЖИКА среди ЦВЕТОВ не нашла и побежала дальше. А когда ЁЖИК пришёл домой, его МАМА сказала:
- Какие красивые ЦВЕТЫ, только где мой любимый ЁЖИК? Тогда Ёжик подошёл ближе, поцеловал мамочку – вот так… и сказал:
- А я вот тут, ФР. – ФР.! С праздником!
Воспитатель: Ребятки, понравилась сказка? (Ответы детей.)
Воспитатель: А завершить наше занятие я хочу вот такими словами:
Разведёшь ты тучи сильными руками.
И добру научишь мудрыми словами.
Ты придёшь на помощь, только позови.
Дай, Господь, здоровья нашей милой маме,
Дай ей Бог удачи, счастья и любви.
Итог занятия : Ребятки, понравилось занятие? (Ответы детей). Что для себя вы узнали нового? (Ответы детей). Мы сегодня выяснили, какую важную роль играют «Наши мамы». Сколько любви, ласки и душевного тепла мы получаем от нашей любимой мамочки. И очень важно,чтобы мы любили наших мамочек, слушались её во всём и как можно чаще говорили ей как мы её любим.
Занятие №3 «Мамы разные нужны. Мамы всякие важны».
Цель:
- Познакомить со стихами, в которых поэты воспевают матерей.
- Развивать мыслительные способности.
- Продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми.
- Расширять представления о женских профессиях.
- Воспитывать уважение к разным профессиям, где работают их мамы.
Предварительная работа: Разучивание стихотворения: С. Михалкова «А что у вас?».
Рисунки – «Мамина работа». Беседа с детьми о маме как личности, её увлечениях.
Домашнее задание: узнать, кем и где работают их мамы, чем они любят заниматься
в свободное от работы время.
Материалы и оборудование : Атрибуты детской площадки: домик, песочница, лавочки, забор, галка (игрушка, кот (игрушка, качели.
Ход занятия : Зал оформлен под детскую площадку. Инсценировка стихотворения:
С. Михалкова «А что у вас?».
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
- А у нас сегодня гость.
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.
- А у нас на кухне газ.
А у вас?
- А у нас водопровод.
Вот.
- А из нашего окна
Площадь Красная видна.
А из вашего окошка
Только улица немножко.
- Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий - синий,
Презеленый красный шар.
- А у нас огонь погас -
Это раз.
Грузовик привез дрова -
Это два.
А в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот, -
С лесенки ответил Вова:
- Мама - летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры.
А у Левы мама - повар.
Мама - летчик?
Что ж такого!
- Всех важней, - сказала Ната, -
Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну конечно, не пилот.
Летчик водит самолеты -
Это очень хорошо.
Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны,
Мамы всякие важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.
Воспитатель: Здравствуйте. Что за спор у вас у вас такой?
Дети: А мы спорим, какая профессия самая важная.
Воспитатель: Это очень интересно, а давайте расскажем всем, где работают ваши мамы. (Рассказы детей).
Воспитатель: Как много интересного мы узнали о профессиях ваших мам. И каждая профессия важна по- своему. А теперь давайте поиграем. У меня есть «Чудесный мешочек». Нужно сказать волшебные слова, чтобы посмотреть, что там лежит: «Раз, два, три мешочек, мешочек покажи что внутри». Дима, загляни в «Чудесный мешочек», но сначала скажи волшебные слова. Ребенок, повторив слова достаёт предмет из мешочка. Кому нужен этот предмет? (В мешочке лежат предметы, необходимые для работы врача, повара, парикмахера, продавца, строителя.)
Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все предметы и профессии вы назвали правильно.
А теперь давайте отдохнём и физкультминутку проведём.
Физкультминутка.
Решили маме мы помочь и воду в таз налили,
Насыпали в таз порошка, бельё всё замочили.
Стирали долго мы его, о доску даже тёрли.
Не разорвали не чего, а полоскали сколько -
Туда – сюда, туда- сюда в тазу вода кипела,
Но только, братцы, вот беда – на пол упала пена!
Давайте её мы собирать и отжимать в ведёрко.
Чтобы как наши мамы стать, трудиться надо столько.
Воспитатель: Вот какие наши мамы.
- Мы всегда гордимся вами умными, спокойными.
-Будем вас достойными. (отрывок из стихотворения М. Садовского).
Дети читают стих про маму:
От чистого сердца, простыми словами,
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею всё сообща…
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.
Воспитатель:
Итог занятия : Мы сегодня с вами вели разговор про наших мам. И выяснили, что лучше наших мам нет, какую бы они профессию имели- «Мамы разные нужны. Мамы всякие важны».
Итоговое занятие №4 «Всегда любите и берегите мамочку любимую»
Цель:
- Подвести итоги о проделанной работе по развитию речи.
- Провести праздник посвящённый «Дню матери».
- Воспитывать добрые и ласковые отношения к маме.
- Расширить словарный запас слов, отвечая на вопросы «Какая наша мама».
Предварительная работа: Подготовка к утреннику. Разучивание стихотворений, песен про маму.
Материалы и оборудование : Атрибуты к празднику.
Ход занятия : Ведущая: Добрый день, дорогие гости. Сегодня у нас праздник и называется он - «Всегда любите и берегите мамочку любимую».
Ведущая: На свете добрых слов живёт не мало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов, простое «МАМА»
И нет на свете слов дороже, чем оно.
В последнее воскресенье ноября в России отмечают «День Матери». Этот праздник существует и в других странах мира, только в каждой стране своя дата его проведения. А вы скажете: «А как же 8 Марта?». 8 марта – это международный женский день. Конечно же, его никто не отменял. Просто в отличие от праздника 8 Марта, в день Матери поздравления принимают только мамы, а не все представительницы женского пола.
Под фонограмму вальса в зал заходят дети,садятся на стульчики.
Ребё нок: В этот день особенный осенний
Мы поздравим наших милых мам.
То, что приготовили в секрете,
Это всё сегодня дарим вам.
Ребё нок: Мы долго думали, гадали,
Какой подарок маме подарить?
И сами мы себе сказали:
Он самый лучший должен быть!
Ребё нок: Мама, мамочка, самая лучшая,
Самая добрая, я тебя люблю.
Мама, мамочка, слушай милая,
Эту песенку я тебе дарю.
Песня: Мамочка, милая, я тебя люблю.
Ребё нок: С праздником сегодня,
Маму поздравляем.
Крепко я за шею,
Маму обнимаю.
Самая красивая
Мамочка моя!
Целый день послушным, быть обещаю я!
Ведущий: Для ребят дороже мамы
Никого на свете нет.
Шлют вам дети нашей группы
Танцевальный свой привет!
Танец с зонтиками. (муз. Тиличеевой)
Конкурс: Разминка – гимнастика ума.
При солнышке тепло (при матери добро).
Материнская забота в огне не горит (в воде не тонет).
Птица рада весне (а младенец – матери).
Материнская ласка (конца не знает).
Для матери ребёнок (до ста лет дитёнок).
Ведущий: Я думаю, всем в зале будет, интересно узнать, насколько хорошо мамы знают своих детей.
Конкурс: «Найди ребёнка по ладошке».
Мама должна с завязанными глазами найти своего ребёнка по ладошке.
Ведущая: Где песня льётся, там легче живётся.
Песня: Добрая милая мама.
Ребё нок: Мамочка как бабочка, весёлая, красивая,
Ласковая, добрая – самая любимая.
Мамочка со мной играет и читает сказки.
Для неё ведь нет важней меня – голубоглазки.
Ребё нок: Мама, очень – очень я тебя люблю.
Так люблю, что ночью в темноте не сплю.
Вглядываюсь в темноту, утро тороплю.
Я тебя всё время, мамочка люблю.
Вот и солнце встало, вот уже рассвет,
Никого на свете лучше мамы нет.
Конкурс: «Накорми ребёнка»
Мама с завязанными глазами сидит на стульчике и кормит с ложечки ребёнка тёртой морковью или фруктовым салатом.
Ребё нок: Дорогие наши мамы
Мы и сами признаём.
Что, конечно, не всегда мы
Хорошо себя ведём.
Ведущая: Мама!
Ты согреешь всегда своим ласковым словом.
Всё сумеешь понять, помогаешь во всём.
Добротой и любовью своей ты готова,
Защитить и обнять, словно птица крылом.
Среди наших родителей и сотрудников есть многодетные мамы. Поприветствуем их.
Ребенок:
Люблю тебя, мама!
За что я не знаю,
Наверно за то,
Что живу и мечтаю,
И радуюсь солнцу.
И светлому дню,
За это родная,
Тебя я люблю.
За небо, за ветер,
За воздух вокруг!
Люблю тебя, мама,
Ты лучший мой друг!
Таней: Полька
Ведущий: Любите своих матерей!
Любите красивых, и добрых,
И просто родных, без затей,
Любите их строгих, суровых!
Любите их просто так,
Без матери жизнь – пустяк,
А мама для нас – мирозданье.
От всего сердца желаем Вам здоровья и материнского счастья, мужества и надежды, благополучия и достатка, света, радости, добра и тепла Вашему дому, счастья и здоровья вашим детям, внукам, родным, близким и всем, кто Вам дорог.
Краткий анализ проведённой работы.
1. Сложность проведённых занятий соответствовала для детей преддошкольного возраста.
2. Цели и поставленные задачи были достигнуты.
3. В дальнейшем будет продолжаться работа по формированию речи предшкольного возраста.