Наталья Финенкова
Цикл игровых занятий по обогащению словаря детей 3–4 лет, объединенных общим персонажем
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1
Тема: «Лунтик знакомится с домашними животными»
Цель: Продолжать работу над звукопроизношением, добиваясь чёткой артикуляции твердых и мягких согласных звуков; учить правильно употреблять форму родительного падежа единственного числа, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Материал: картинки и игрушки домашних животных. Кукла би-ба-бо Лунтик
Ход
Публикация «Цикл игровых занятий по обогащению словаря детей 3–4 лет, объединенных общим персонажем» размещена в разделах
1. - Наш друг Лунтик принес сегодня много игрушек животных. Где живут эти животные? (Рядом с человеком). Да, они живут рядом с домом человека, он за животными ухаживает, значит, эти животные домашние или дикие? (домашние)
- Давайте вспомним, кто как разговаривает
Игра «Скажи, кто как кричит»
-Кто это? (корова). Корова мычит -(«му-му-му»,
-Кто это? (курица). Курица кудахчет -,
(обращать внимание и добиваться четкого произнесения звукоподражания)
2. –Лунтик захотел поиграть с животными в прятки. Он будет прятать животных. А вы – называть, кого не стало:
Игра «Кого не стало?»
-Была утка. Не стало … (утки).
-Была курица. Не стало … (курицы)
-Была овца. Не стало … (овцы)
-Была лошадь. Не стало … (лошади) и т. д.
3. – Лунтик хочет лучше познакомиться с домашними животными, но не знает как. Давайте поможем ему, назовем, что умеют делать домашние животные и покажем как.
Игра «Кто что умеет делать?»
Взрослый показывает кошку.
-Скажите, что умеет делать кошка? (кошка мяукает, лакает молоко, царапается, ловит мышей, играет с клубком)
-Покажите (дети имитируют названные действия, движения)
Картинка лошади
-Что умеет делать лошадь? (лошадь цокает копытами, ржёт, бегает галопом, трясет гривой и т. д.)
Картинка коровы
-Что умеет делать корова? (корова мычит, жуёт траву, обмахивает себя хвостом, дает молоко)
И т. д.
-Ну а теперь, ребята, можете поиграть с этими животными сами.
Занятие 2
Тема. «Лунтик встретил куклу Катю».
Цель. Учить называть разнообразные признаки при описании внешнего вида игрушки; познакомить с противоположными состояниями «весёлый»- «грустный», подбирать к ним слова – синонимы; учить называть слова –действия, образованные от прилагательных; задавать вопросы; отрабатывать дикцию (обращать внимание на четкое и ясное произнесение звуков в чистоговорках)
Материал: кукла би-ба-бо Лунтик, кукла Катя в нарядном платье, запись весёлой музыки.
Ход
1. Артикуляционная гимнастика
-Повторите и закончите фразу:
«Ка-ка-ка – хочет кошка … (молока)»;
«Ко-ко-ко – ехать в гору не … (легко)»;
«Ла-ла-ла – у дворника новая. (метла)»;
«Ала-ала-ала – воды в луже … (мало)».
Хоровые и индивидуальные ответы детей, особенно испытывающих затруднения в произнесении этих звуков.
Входит Лунтик, он грустный.
-Ребята, посмотрите, что-то наш друг такой грустный. Давайте узнаем, почему.
Дети задают вопросы: - Здравствуй, Лунтик, ты что такой грустный?
или -Лунтик, ты почему грустишь?
или –Лунтик, что у тебя случилось?
Лунтик отвечает, что встретил по дороге куклу Катю, она плакала. Её бросили девочки, сказали, что не хотят с ней больше играть, что она некрасивая, и ушли играть с другой куклой. Лунтик не знает, как её успокоить.
-Лунтик, не расстраивайся, мы тебе поможем успокоить куклу Катю – мы расскажем, какая она красивая. Веди её сюда.
Лунтик возвращается с куклой Катей.
2. Игровое упражнение «Какая кукла?»
- Кто это? (кукла) Какая она? (нарядная, красивая) Что Катя умеет делать? (играть, рисовать, петь, танцевать). Давайте вместе расскажем про Катю.
Взрослый начинает: «Кукла Катя… (самая красивая).
У неё (воспитатель помогает детям, показывая указкой на описание следующей части наряда) … (нарядное платьице голубого цвета с белыми кружевами; красивая голубая накидка с капюшоном, белый бантик и туфельки с голубыми носочками).
Катя умеет … (танцевать, рисовать, играть, улыбаться. дружить)».
3. Физкультминутка. Веселая пляска под музыку.
-Ребята, Лунтик, посмотрите, как повеселела наша кукла.
4. Упражнение «Кукла весёлая и грустная»
- Давайте сравним, какая Катя была и какой она стала. Когда Катю обидели, она была … (грустная, печальная, расстроенная). Когда Катя расстроенная, печальная, что она делает? (грустит, печалится, огорчается).
А теперь, когда её развеселили, кукла стала … (весёлая, радостная, улыбающаяся). Что она делает? (веселится, радуется, улыбается)
-Ну что ж, Лунтик, ты тоже повеселел. Ребята, что стало с Лунтиком? (Он повеселел). Теперь с веселым, радостным настроением можно всем вместе и поиграть.
Занятие 3
Тема. «Лунтик знакомится с режимом дня детей»
Цель. Продолжать работу по обучению детей рассказыванию, используя совместное рассказывание (составление предложений). Активизировать в речи детей пространственные предлоги, употреблять правильно падежные формы
Материал: кукла би-ба-бо Лунтик, шкатулка, погремушка
Ход
1. В группу приходит Лунтик, здоровается. Спрашивает, что дети делают в детском саду. Дети называют (занимаемся, делаем зарядку, кушаем, играем, спим, гуляем и т. д.)
- А давайте, мы расскажем Лунтику обо всем по порядку. Я буду начинать предложение, а вы заканчиваете.
Игра «Закончи предложение»
-Дома рано утром мы … (встаем, умываемся, одеваемся, идем в д/с и т. д.)
-В детском саду утром мы … (зарядку, завтракаем, играем, занимаемся)
-После занятий мы … (идем гулять, играем в игры)
-Днём мы приходим с улицы и … (обедаем, спим, одеваемся, раздеваемся, читаем сказки)
-А вечером … (ужинаем, читаем, играем, смотрим мультфильмы, качаемся на качелях, гуляем, отпрашиваемся и идём домой)
2. -Лунтик тоже хочет с вами поиграть
Игра «Где мы были – не скажем, а что делали - покажем».
Лунтик уходит в другую комнату (а затем и дети по одному, а дети вместе со взрослым договариваются, какое общее действие они будут выполнять. Например, «стирают бельё», «чистят зубы», «умываются», «гладят бельё», «качают ребёнка» и т. д. Когда всё готово, Лунтик (ребёнок) выходит к детям, которые начинают изображать заранее оговоренное действие, и пытается угадать, назвать это действие. Затем выбирается другой ребёнок.
3. -А теперь Лунтик хочет поиграть с вами в игру «Где игрушка?»
Лунтик приносит и ставит на стол перед детьми и открывает шкатулку. В ней погремушка. Лунтик спрашивает:
- Что это? Где погремушка?
Дети должны сказать, где находится погремушка по отношению к шкатулке. Отвечая на вопрос, нужно правильно употребить предлог. После каждого ответа игрушка помещается в разные места рядом с шкатулкой (на шкатулке, перед шкатулкой, под шкатулкой, за шкатулкой, около шкатулки и т. д.)
Занятие 4
Тема. «Лунтик едет в гости к Кате»
Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы повествовательного типа, подбирать слова-антонимы.
Материал. Кукла Лунтик с повязанным на шее бантом, кукла Катя, накрытый стол к чаю, картинка или муляж гнезда с птицами.
Ход.
В группу заходит нарядный Лунтик. У него на шее красивый бант. Лунтик здоровается и сообщает, что кукла Катя пригласила их в гости на чай. Предлагает отправиться в путь.
-Ребята, а Лунтик ничего не забыл?
Лунтик: «Нет! Видите, какой я нарядный!»
- А мы с ребятами думаем, что ты все-таки кое-что забыл с собой взять. Ребята, когда вас пригласили в гости на чай, что с собой надо приготовить? (угощение, подарок)
- А что можно взять в качестве подарка? (конфеты, печенье, торт, цветы и т. д.)
- Что выбираем? … Отправляемся. Поедем на поезде. Я – паровоз, а вы вагоны. Вагончиком станет тот, кто правильно назовёт нужное слово. Кто первым назовёт слово, тот и становится за мной, прицепляется к паровозику. Начинаем:
«Слон большой, а мышка (маленькая,
Летом тепло, а зимой (холодно,
Вата лёгкая, а камень ….(тяжелый,
Дорога широкая, а тропинка (узкая,
Мама молодая, а дедушка …. (старый,
Я высокая, а Артемий (низкий,
Потолок наверху, а пол (внизу,
Ночь тёмная, а день … (светллый,
Море глубокое, а лужа … (мелкая) и т. д.»
-Какой длинный поезд получился! Поехали!
Поезд едет по группе, а потом останавливается. Перед детьми картина или муляж гнезда с птицами.
-Посмотрите, что здесь случилось. Птица волнуется, крыльями машет: птенчик выпал из гнезда, испугался, весь дрожит. Давайте его успокоим, скажем ему, какой он хороший (мягонький, пушистый, теплый, маленький). Как можно ему помочь? (положить в гнездо)
Следующая остановка поезда.
-А вот и Катин дом. Здравствуй, кукла Катя! Мы немного задержались в пути. Дети и Лунтик расскажут тебе, что с ними произошло в дороге. Ехали мы на поезде, и вдруг …» (дети продолжают)
Катя приглашает всех пить чай с конфетами, предлагают к столу свои угощения.
-Какие конфеты? (вкусные, сладкие)
-Что ещё бывает сладким? (Сахар, шоколад, варенье, компот)
-А вот лимон лежит, он какой? (кислый)
-А что бывает горьким?)
-Пришла пора прощаться. Что мы скажем на прощание? (До свидания, спасибо за вкусный чай, приходите к нам гости, рады были встретиться,)
Занятие 5
Тема. Составление рассказа «Как Лунтик на лыжах катался».
Цель. Продолжать учить детей словообразованию (образовывать однокоренные слова от ключевых слов); совместно с взрослым составлять сюжетный рассказ.
Материал. Кукла Лунтик с перебинтованной лапой и пластырем на губе, фотография или картинка лыжника, катящегося с горы
Ход
1. Упражнение «Скажи, какая»
Дети смотрят в окно и подбирают слова – определения погоде:
-Если дует ветер, то погода … (ветреная,
-если светит солнце - … (солнечная,
-если идёт снег - …. (снежная,
-если на улице пасмурно, то погода … (пасмурная,
-если на улице мороз - … (морозная) и т. д.
2. Неожиданно в группе появляется Лунтик с перевязанной лапой и с (разбитой) заклеенной пластырем губой. В свободной лапе у Лунтика фотография, как он катится с горы вниз.
- Лунтик, здравствуй, что случилось?
В ответ Лунтик машет руками, раздаются только непонятные звуки.
-Ты хочешь рассказать, что случилось, но не можешь говорить?
Кивает.
-Мы тебе поможем рассказать, а ты кивай, если всё правильно.
Воспитатель ставит фото на мольберт.
-Ребята, помогайте. «Морозным зимним днем … (вышел Лунтик погулять, взял лыжи и пошёл кататься с горки)
-Погода … (была солнечной, была морозной, была снежной)
-Дошёл Лунтик до … (леса, горы, лесной лыжни)
-Надел (лыжи, взял лыжные палки) и … (стал скатываться, стал разгоняться, стал катиться)
Физминутка. Дети показывают, как Лунтик катится на лыжах.
-Но неожиданно перед ним появился … (заяц, пенёк, дерево)
-Лунтик не успел свернуть и … (сталкнулся с зайцем, наскочил на пенёк, врезался в дерево).
-Лунтик сильно ушиб … (лапу и ударился лицом)».
-Лунтик, ребята правильно рассказали? (кивает и мотает головой)
-Тебе надо ещё раз повторить? (кивает)
Дети по желанию вместе или по одному пересказывают историю с помощью взрослого. Лунтик согласно кивает.
-Ребята, что можно сделать нам в этой ситуации? (Пожалеть Лунтика)
-Давайте сделаем и скажем ему об этом.
Дети гладят, жалеют Лунтика (Лунтик, не переживай, всё заживёт; будь осторожен; будь внимателен и т. д.)