Анна Владимировна Фоминцева
Консультация «Дефекты звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Дефекты звукопроизношения по международной классификации обозначили как:
Варианты нарушения звукопроизношения : замена, смешение, пропуск, искажение.
Искажение звука или его отсутствие в этом случае добавляется суффикс - изм. Искажение (в норме не встречается в онтогенезе) искажение и отсутствие звука [р], [р’] называется ротацизм; [л], [л’] - ламбдацизм; сигматизм свистящих [с], [з], [ц], [с’], [з’] /шипящих [щ], [ж], [ч], [ш] (бывает межзубный, губно-зубной, призубный, шипящий, боковой, носовой); искажение и отсутствие звука [к], [к’] называется каппацизм; [г], [г’] - гаммацизм; [х], [х’] - хитизм; [т], [д], [т’], [д’] - титизм и йотацизм - это искажение и отсутствие звука [j].
Публикация «Консультация „Дефекты звукопроизношения“» размещена в разделах
Замена и смешение являются фонематическим дефектом, для обозначения используется приставка - пара (в норме встречается в онтогенезе) : парасигматизм - замена и смешение свистящих [с], [з], [ц], [с’], [з’]/шипящих [щ], [ж], [ч], [ш]; параротацизм - [р], [р’]; параламбдацизм - [л], [л’]; паракаппацизм - [к], [к’]; парагаммацизм - [г’], [г’]; парахитизм –[х], [х’]; паратитизм - [т], [д], [т’], [д’]; парайотацизм - [j].
Причины: нарушение фонематического слуха, недоразвитие фонематического восприятия; слабость артикуляционных кинестетических ощущений.
Дефекты озвончения, т. е. замена звонких согласных звуков их парными глухими (Папушка пошла ф паню - "Бабушка пошла в баню").
Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло - "У меня заболела голова и горло").
Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда – "В волосах завязана бантом лента", который обусловлен смешением парных звонких и глухих звуков.
Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
Дизартрия - это нарушения произносительной стороны речи, обусловленного недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы.
У детей с дизартрией вследствие органического поражения нервной системы поражаются двигательные механизмы речи, вследствие чего возникают параличи (парезы) органов артикуляции: мышц языка, губ, мягкого нёба; гортани: голосовых складок; дыхательных мышц, страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи.
Парез - неполный паралич. Параличи чаще односторонние. При двусторонних пораже-ниях язык лежит на дне ротовой полости, тонкий, распластанный, затруднено или невозможно выдвижение вперёд.
При дизартрии неврологические нарушения артикуляционной моторики многообразны, но выявляются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата, которые обуславливают нарушения звукопроизношения :
1. Нарушения мышечного тонуса. (гипертонус, гипотонус)
2. Нарушение объема движений органов артикуляции.
3. Синкинезии (ассоцированные движения, содружественные движения) — непроизвольные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту.)
4. Гиперкинезы. (насильственные движения языка)
5. Девиация языка. (отклонение от средней линии влево, вправо, в сторону паретичной мышцы)
6. Сглаженность носогубной складки с одной стороны или с обеих сторон.
7. Ассиметрия углов рта.
8. Атаксия.
9. Нарушение статики и динамики артикуляторных движений.
10. Апраксия (диспраксия).(нарушение согласованности движений различных мышц при условии отсутствии мышечной слабости)
11. Гиперсаливация. (обильное слюнотечение)
12. Истощаемость движений, низкое их качество, отсутствие точности, плавности.
13. Гипотония и гипотрофия мышц проявляется в половинке языка. Язык вялый, тонкий, распластанный.
Исследования Л. В. Лопатиной и др. выявили у детей со стертой дизартрией вариативность и мозаичность нарушений звукопроизношения обусловливает разнообразие фонетических и просодических нарушений:
1. межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым [р];
2. боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат;
3. дефект смягчения : объясняется спастичностью кончика языка и тенденцией его к более передней артикуляции;
4. свистящие сигматизмы: формируются, когда шипящие из-за паретичности кончика языка образуются в нижней позиции языка;
5. шипящие сигматизмы: могут быть объяснены спастичностью языка, когда язык утолщен и напряжен;
6. дефекты озвончения : их нужно рассматривать как частичное нарушение голоса, фонационные расстройства и другие фонетические нарушения.
Таким образом, ведущими в структуре речевого дефекта у детей с дизартрией являются нарушения фонетической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Речь детей с дизартрией характеризуется «смазанностью», нечёткостью, ухудшением звукопроизношения в спонтанном речевом потоке и нуждается в специально организованном формировании правильного звукопроизношения с учителем – логопедом, с постоянным наблюдением у врача невролога и др. узких специалистов.