Светлана Счастливцева
Мастер-класс для воспитателей «Конструирование из природного материала»
▼ Скачать + Заказать документы
«Конструирование из природного материала»
Цель:
— приобщение к изготовлению поделок из природного материала
— обучение практическим навыкам изготовления поделок из природного материала
Задачи:
• Направить усилия воспитателей для развития творческих
способностей у детей.
• Познакомить с видами и особенностями организации ручного труда.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Конструирование из природного материала“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки из природного материала
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2019
• Обмен опыта.
Слайд № 1:
Что можно сделать из природного материала. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Работа с природнымматериалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Чтобы дети не были гостями в природноймастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской — забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала — трудкропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. Дети часто приносят желуди, шишки, ветки, красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают,обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.
Слайд № 2
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Слайд № 3, №4 (см. презентацию).
Слайд № 5
Мастерить поделки из природного материала дошкольники впервые начинают со второй половины средней группы. Конструктивные возможности детей этого возраста невелики, и работа над созданием поделки носит характер сотрудничества педагога и ребенка.
При конструировании из природного материала задача ориентировки в размере, форме, расположении деталей изображаемого предмета усложняется разнообразием самого природного материала. Сначала дети просто наблюдают за процессом конструирования педагогом из природного материала и принимают участие в беседе о материале, приемах работы по созданию поделки.
Такому наблюдению отводится достаточно много времени и лишь затем, в ходе индивидуальной и подгрупповой работы, дошкольники создают свои первые поделки. Изделия из природного материала детей среднего дошкольного возраста очень просты. Это может быть зайчик, сделанный из пластилина, с ушками из крылаток клена или косточек финика; ежик с колючками из сухих иголок ели; мышка с хвостом и усами из веточки; поросенок или медвежонок с ушками из арбузных семечек или чешуек шишек; лодочка, черепаха, мышь или божья коровка из скорлупы грецкого ореха; грибок, шляпка которого сделана из высушенной половинки кожуры апельсина, а ножка выполнена из пластилина. Детали из природного материала соединяются кусочком пластилина.
Детали из шишек можно соединить приемом сцепления открытыми чешуйками, в место соединения, добавляется клей ПВА.
Поделки в средней группе выполняются по показу, который сопровождается подробным объяснением. Работа осуществляется поэтапно. Необходимо проведение подробного анализа образца и использование игровых приемов.
Уместна коллективная форма организации работы, в ходе которой несложные детские поделки превращаются в довольно красочные композиции( "Семья ежей", "Грибная полянка", "Птичий двор").
Слайд № 6
В старшей группе у детей возрастает интерес к конструированию, поэтому этот вид деятельности становится более содержательным, используется самый разнообразный природный материал.
Из одного и того же материала дети могут сделать самые различные поделки: так, из скорлупы яйца дети мастерят веселых поросят, птенчиков, лягушек, рыбок; из шишек — сову, ежика, черепаху и пингвина. Крылатки клена используются для лепестков ромашки, хвостиков рыбок, павлина, крыльев стрекозы, пропеллера вертолета.
Пластилин пригодится,как для выполнения основных деталей поделки: головы пингвина или ежа (туловище которых сделано из шишки, туловища стрекозы, шмеля (крылья выполнены из крылаток клена, так и для соединения деталей изделия (шляпки гриба из сухой кожуры апельсина или лимона с ножкой из еловой шишки, головы птички из лесного ореха с туловищем из сосновой шишки).
Несколько поделок дети могут объединить в несложные композиции: «Машенька и медведь», «Три медведя», «Чебурашка и крокодил Гена».
Начинать работу на занятии, как и в средней группе, следует с анализа образца, объяснения и показа приемов выполнения поделки педагогом. Особое внимание следует уделять объяснению приемов соединения деталей поделки и пространственного расположения частей по отношению друг к другу. Кроме поделок, выполненных по образцу, в старшей группе начинают появляться работы, сделанные по замыслу детей. Так, на одном и том же занятии из желудей каждый из детей может выполнить собачку или поросенка, человечка или гусеницу. Творчество дети проявляют и в подборе разного материала для выполнения какой-либо конкретной поделки. Например, черепаху можно выполнить из скорлупы грецкого ореха или шишки, можно слепить из пластилина и дополнить природным материалом (горохом, мелкими камушками или ракушками).
Полезным приемом для развития интереса к конструированию в старшей группе могут стать просмотры поделок, сделанных руками детей подготовительной группы, а также использование на занятии игровых приемов и художественного слова.
Слайд № 7
Конструирование из природного материала в подготовительной к школе
группе. Умения по художественной обработке природного материала,
приобретенные в предыдущих группах, закрепляются и совершенствуются.
Поделки становятся более качественными, сложными по
своему содержанию, количеству деталей и природному материалу,
использованному в изделии. В одном и том же изделии могут применяться
разные виды материалов. В этой группе дети могут познакомиться с приемами обработки новых видов природного материала (плетение поделок из соломки и травы, конструирование из сырых овощей).
Большинство изделий, выполненных детьми этой группы, сделаны
полностью из природного материала, а пластилин используется
только для соединения деталей.
Кроме того, в подготовительной группе дети учатся выполнять
фигурки людей, животных из желудей, каштанов, свежих овощей,
соединяя детали заостренными веточками. Углубления в деталях
шилом делает сам педагог, а дети лишь заполняют их клеем и, вставляя
веточки или палочки, соединяют детали
В подготовительной группе много внимания уделяется выполнению
заданий по замыслу. Детям предоставляется возможность
проявить творчество и самостоятельность на всех этапах выполнения
поделки, как в плане подбора материала, так и выбора приемов
работы. Например, для проявления творчества на занятии детям
даются желуди, в которых сделаны проколы в разных местах, и
ребенок должен догадаться, в какую из них надо вставить соединительную
палочку, чтобы получилась задуманная поделка. Место
прокола на желуде может пометить ребенок фломастером заранее,
до занятия, в ходе подготовительной работы.
Не менее полезным является и различное оформление поделок мелкими деталями, делающими создаваемый образ более выразительным (шапочки, бантики из ткани или бумаги).
На занятиях, наряду с объяснением педагога, к показу выполнения знакомых простых приемов можно привлекать и детей.
Интерес к конструированию из природного материала поддерживается созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью необходимо консультировать родителей по вопросам технологии выполнения поделок, рассказывать о значении ручного труда в развитии личности ребенка, проводить выставки работ, выполненных детьми как на занятиях в детском саду, так и дома, совместно с родителями. O
Слайд № 8- 15
Что нужно для изготовления поделок?
Природный материал (желуди, шишки,каштаны, кора, ветки, корни, листья, семена, шиповник, рябина, початки кукурузные, птичьи перья, ракушки).Для изготовления поделок также можно использовать овощи и фрукты, имеющие замысловатую, причудливую форму и цвет.
Сбор каждого вида природного материала и его хранение имеют свои особенности и секреты. Собирают природный материал, когда он созрел, так как некоторыйбудучи сорван недозревшим, при высыхании теряет свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала — лето и осень во время загородного отдыха, прогулок или экскурсий.
Шишки— плоды хвойных деревьев — очень разнообразны по форме, размеру, и любые из них пригодятся для поделок. Чешуйки шишек, собранных в дождливое время года и просто на влажной почве -закрыты, прижаты друг к другу, собранных сухим летом — раскрыты. Если необходимо сохранить шишку нераскрывшейся, ее чешуйки надо обильно смазать или опустить в жидкий столярный клей, в ПВА или лак и сушить в перевернутом виде, чтобы склеивающая жидкость затекла между чешуйками. В поделках часто используется скорлупа яиц и орехов (грецкого, лесного, кедрового, фисташки). Чтобы скорлупа яйца осталась целой, надо в сыром яйце тонким шилом или иглой сделать два отверстия с разных сторон и выдуть содержимое через отверстия, прополоскать скорлупу в мыльном растворе и высушить Скорлупа грецкого ореха хорошо смотрится в поделках, она пригодится для изготовления туловища человечков, птиц, фигурок животных и насекомых, елочных игрушек. Скорлупа мелких орехов незаменима для головы и ступней зверей, сказочных и лесных человечков. Раскрыть скорлупу грецкого ореха на две ровные половинки можно ножом, введя кончик ножа в основание ореха и осторожно повернув лезвие; скорлупа распадется на две половинки. Крупные желуди и каштаны хороши для выполнения туловищ человечков и животных, мелкие — для головы, а шапочки (плюски желудей) — для ступней ног, головных уборов и других мелких деталей. Свежие желуди и каштаны легко прокалываются шилом, сверлятся, режутся ножом, но склеить их друг с другом сложно. Для соединения деталей из этих материалов используется осевое крепление, как при соединении древесных грибов при помощи заостренных палочек. Долго пролежав, в сухом и теплом помещении желуди и каштаны высыхают и становятся твердыми, а их кожура хрупкой. Засохшие каштаны и желуди можно замочить на сутки в холодной воде, а потом еще сутки сушить в прохладном месте. В теплой воде держать нельзя, так как желуди потемнеют. Хранить желуди лучше в прохладном и влажном месте. Часто в поделках используется кора деревьев, она различна по своему внешнему виду, цвету, толщине, характеру поверхности. Кора используется как для создания самого изделия, так и подставок для отдельных игрушек и целых композиций из природного материала. Для мелких деталей поделки можно использовать: ягоды шиповника,рябины, мелкие корни, косточки фруктов, бобы, фасоль, горох, веточкиразличной формы, шишки рогозы, траву, мох, ракушки, птичьиперья, солому. Ценным дополнением в поделке из природного материала могут стать семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки. Собирать семена также лучше осенью. Пластилин в конструировании применяется для соединения частей поделки, выполнения отдельных деталей или в качестве основы, на которой крепятся мелкие детали из природного материала. Проволока, заостренные палочки или веточки необходимы для соединения частей поделки и для отделочных работ. Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная. В работе с природным материалом используется клей ПВА, он хорошо склеивает детали и не изменяет внешний вид изделия. Для конструирования поделки необходимо иметь и простейшие инструменты: шило, небольшие ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш, краски, кисточки. Таким образом, природный материал, который может быть использован в конструировании, очень разнообразен. Его художественные и изобразительные возможности широки. Правильный сбор и хранение позволит создать яркие и выразительные образы
Объемные поделки, которые могут выполнить дошкольники из природного материала, можно разделить на группы:
-изделия из глины и пластилина, дополненные мелкими деталями из природного материала (крылышки и хвостик птички, юбочка у куколки, ушки у разных зверей, колючки у ежа);
- поделки, часть основных деталей которых выполнена из природного материала, а часть сделана из пластилина (туловище ежа из шишки, а голова из пластилина);
- поделки, все основные детали которых выполнены только из природного материала и соединены между собой кусочками пластилина, заостренными веточками или палочками;
- поделки из свежих целых или разрезанных на части овощей и фруктов, детали которых соединены заостренными палочками и украшены лоскутками ткани, бумаги и фольги.
Слайд № 16 -21 (см. презентацию).