Получи документы

Мастер-класс для воспитателей «Конструирование из природного материала»

Светлана Счастливцева
Мастер-класс для воспитателей «Конструирование из природного материала»
▼ Скачать + Заказать документы

«Конструирование из природного материала»

Цель:

— приобщение к изготовлению поделок из природного материала

— обучение практическим навыкам изготовления поделок из природного материала

Задачи:

• Направить усилия воспитателей для развития творческих

способностей у детей.

• Познакомить с видами и особенностями организации ручного труда.

• Обмен опыта.

Слайд № 1:

Темочки:

Что можно сделать из природного материала. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Работа с природнымматериалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Чтобы дети не были гостями в природноймастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской — забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала — трудкропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. Дети часто приносят желуди, шишки, ветки, красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают,обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Слайд № 2

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Слайд № 3, №4 (см. презентацию).

Слайд № 5

Мастерить поделки из природного материала дошкольники впервые начинают со второй половины средней группы. Конструктивные возможности детей этого возраста невелики, и работа над созданием поделки носит характер сотрудничества педагога и ребенка.

При конструировании из природного материала задача ориентировки в размере, форме, расположении деталей изображаемого предмета усложняется разнообразием самого природного материала. Сначала дети просто наблюдают за процессом конструирования педагогом из природного материала и принимают участие в беседе о материале, приемах работы по созданию поделки.

Такому наблюдению отводится достаточно много времени и лишь затем, в ходе индивидуальной и подгрупповой работы, дошкольники создают свои первые поделки. Изделия из природного материала детей среднего дошкольного возраста очень просты. Это может быть зайчик, сделанный из пластилина, с ушками из крылаток клена или косточек финика; ежик с колючками из сухих иголок ели; мышка с хвостом и усами из веточки; поросенок или медвежонок с ушками из арбузных семечек или чешуек шишек; лодочка, черепаха, мышь или божья коровка из скорлупы грецкого ореха; грибок, шляпка которого сделана из высушенной половинки кожуры апельсина, а ножка выполнена из пластилина. Детали из природного материала соединяются кусочком пластилина.

Детали из шишек можно соединить приемом сцепления открытыми чешуйками, в место соединения, добавляется клей ПВА.

Поделки в средней группе выполняются по показу, который сопровождается подробным объяснением. Работа осуществляется поэтапно. Необходимо проведение подробного анализа образца и использование игровых приемов.

Уместна коллективная форма организации работы, в ходе которой несложные детские поделки превращаются в довольно красочные композиции( "Семья ежей", "Грибная полянка", "Птичий двор").

Слайд № 6

В старшей группе у детей возрастает интерес к конструированию, поэтому этот вид деятельности становится более содержательным, используется самый разнообразный природный материал.

Из одного и того же материала дети могут сделать самые различные поделки: так, из скорлупы яйца дети мастерят веселых поросят, птенчиков, лягушек, рыбок; из шишек — сову, ежика, черепаху и пингвина. Крылатки клена используются для лепестков ромашки, хвостиков рыбок, павлина, крыльев стрекозы, пропеллера вертолета.

Пластилин пригодится,как для выполнения основных деталей поделки: головы пингвина или ежа (туловище которых сделано из шишки, туловища стрекозы, шмеля (крылья выполнены из крылаток клена, так и для соединения деталей изделия (шляпки гриба из сухой кожуры апельсина или лимона с ножкой из еловой шишки, головы птички из лесного ореха с туловищем из сосновой шишки).

Несколько поделок дети могут объединить в несложные композиции: «Машенька и медведь», «Три медведя», «Чебурашка и крокодил Гена».

Начинать работу на занятии, как и в средней группе, следует с анализа образца, объяснения и показа приемов выполнения поделки педагогом. Особое внимание следует уделять объяснению приемов соединения деталей поделки и пространственного расположения частей по отношению друг к другу. Кроме поделок, выполненных по образцу, в старшей группе начинают появляться работы, сделанные по замыслу детей. Так, на одном и том же занятии из желудей каждый из детей может выполнить собачку или поросенка, человечка или гусеницу. Творчество дети проявляют и в подборе разного материала для выполнения какой-либо конкретной поделки. Например, черепаху можно выполнить из скорлупы грецкого ореха или шишки, можно слепить из пластилина и дополнить природным материалом (горохом, мелкими камушками или ракушками).

Полезным приемом для развития интереса к конструированию в старшей группе могут стать просмотры поделок, сделанных руками детей подготовительной группы, а также использование на занятии игровых приемов и художественного слова.

Слайд № 7

Конструирование из природного материала в подготовительной к школе

группе. Умения по художественной обработке природного материала,

приобретенные в предыдущих группах, закрепляются и совершенствуются.

Поделки становятся более качественными, сложными по

своему содержанию, количеству деталей и природному материалу,

использованному в изделии. В одном и том же изделии могут применяться

разные виды материалов. В этой группе дети могут познакомиться с приемами обработки новых видов природного материала (плетение поделок из соломки и травы, конструирование из сырых овощей).

Большинство изделий, выполненных детьми этой группы, сделаны

полностью из природного материала, а пластилин используется

только для соединения деталей.

Кроме того, в подготовительной группе дети учатся выполнять

фигурки людей, животных из желудей, каштанов, свежих овощей,

соединяя детали заостренными веточками. Углубления в деталях

шилом делает сам педагог, а дети лишь заполняют их клеем и, вставляя

веточки или палочки, соединяют детали

В подготовительной группе много внимания уделяется выполнению

заданий по замыслу. Детям предоставляется возможность

проявить творчество и самостоятельность на всех этапах выполнения

поделки, как в плане подбора материала, так и выбора приемов

работы. Например, для проявления творчества на занятии детям

даются желуди, в которых сделаны проколы в разных местах, и

ребенок должен догадаться, в какую из них надо вставить соединительную

палочку, чтобы получилась задуманная поделка. Место

прокола на желуде может пометить ребенок фломастером заранее,

до занятия, в ходе подготовительной работы.

Не менее полезным является и различное оформление поделок мелкими деталями, делающими создаваемый образ более выразительным (шапочки, бантики из ткани или бумаги).

На занятиях, наряду с объяснением педагога, к показу выполнения знакомых простых приемов можно привлекать и детей.

Интерес к конструированию из природного материала поддерживается созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью необходимо консультировать родителей по вопросам технологии выполнения поделок, рассказывать о значении ручного труда в развитии личности ребенка, проводить выставки работ, выполненных детьми как на занятиях в детском саду, так и дома, совместно с родителями. O

Слайд № 8- 15

Что нужно для изготовления поделок?

Природный материал (желуди, шишки,каштаны, кора, ветки, корни, листья, семена, шиповник, рябина, початки кукурузные, птичьи перья, ракушки).Для изготовления поделок также можно использовать овощи и фрукты, имеющие замысловатую, причудливую форму и цвет.

Сбор каждого вида природного материала и его хранение имеют свои особенности и секреты. Собирают природный материал, когда он созрел, так как некоторыйбудучи сорван недозревшим, при высыхании теряет свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала — лето и осень во время загородного отдыха, прогулок или экскурсий.

Шишки— плоды хвойных деревьев — очень разнообразны по форме, размеру, и любые из них пригодятся для поделок. Чешуйки шишек, собранных в дождливое время года и просто на влажной почве -закрыты, прижаты друг к другу, собранных сухим летом — раскрыты. Если необходимо сохранить шишку нераскрывшейся, ее чешуйки надо обильно смазать или опустить в жидкий столярный клей, в ПВА или лак и сушить в перевернутом виде, чтобы склеивающая жидкость затекла между чешуйками. В поделках часто используется скорлупа яиц и орехов (грецкого, лесного, кедрового, фисташки). Чтобы скорлупа яйца осталась целой, надо в сыром яйце тонким шилом или иглой сделать два отверстия с разных сторон и выдуть содержимое через отверстия, прополоскать скорлупу в мыльном растворе и высушить Скорлупа грецкого ореха хорошо смотрится в поделках, она пригодится для изготовления туловища человечков, птиц, фигурок животных и насекомых, елочных игрушек. Скорлупа мелких орехов незаменима для головы и ступней зверей, сказочных и лесных человечков. Раскрыть скорлупу грецкого ореха на две ровные половинки можно ножом, введя кончик ножа в основание ореха и осторожно повернув лезвие; скорлупа распадется на две половинки. Крупные желуди и каштаны хороши для выполнения туловищ человечков и животных, мелкие — для головы, а шапочки (плюски желудей) — для ступней ног, головных уборов и других мелких деталей. Свежие желуди и каштаны легко прокалываются шилом, сверлятся, режутся ножом, но склеить их друг с другом сложно. Для соединения деталей из этих материалов используется осевое крепление, как при соединении древесных грибов при помощи заостренных палочек. Долго пролежав, в сухом и теплом помещении желуди и каштаны высыхают и становятся твердыми, а их кожура хрупкой. Засохшие каштаны и желуди можно замочить на сутки в холодной воде, а потом еще сутки сушить в прохладном месте. В теплой воде держать нельзя, так как желуди потемнеют. Хранить желуди лучше в прохладном и влажном месте. Часто в поделках используется кора деревьев, она различна по своему внешнему виду, цвету, толщине, характеру поверхности. Кора используется как для создания самого изделия, так и подставок для отдельных игрушек и целых композиций из природного материала. Для мелких деталей поделки можно использовать: ягоды шиповника,рябины, мелкие корни, косточки фруктов, бобы, фасоль, горох, веточкиразличной формы, шишки рогозы, траву, мох, ракушки, птичьиперья, солому. Ценным дополнением в поделке из природного материала могут стать семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки. Собирать семена также лучше осенью. Пластилин в конструировании применяется для соединения частей поделки, выполнения отдельных деталей или в качестве основы, на которой крепятся мелкие детали из природного материала. Проволока, заостренные палочки или веточки необходимы для соединения частей поделки и для отделочных работ. Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная. В работе с природным материалом используется клей ПВА, он хорошо склеивает детали и не изменяет внешний вид изделия. Для конструирования поделки необходимо иметь и простейшие инструменты: шило, небольшие ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш, краски, кисточки. Таким образом, природный материал, который может быть использован в конструировании, очень разнообразен. Его художественные и изобразительные возможности широки. Правильный сбор и хранение позволит создать яркие и выразительные образы

Объемные поделки, которые могут выполнить дошкольники из природного материала, можно разделить на группы:

-изделия из глины и пластилина, дополненные мелкими деталями из природного материала (крылышки и хвостик птички, юбочка у куколки, ушки у разных зверей, колючки у ежа);

- поделки, часть основных деталей которых выполнена из природного материала, а часть сделана из пластилина (туловище ежа из шишки, а голова из пластилина);

- поделки, все основные детали которых выполнены только из природного материала и соединены между собой кусочками пластилина, заостренными веточками или палочками;

- поделки из свежих целых или разрезанных на части овощей и фруктов, детали которых соединены заостренными палочками и украшены лоскутками ткани, бумаги и фольги.

Слайд № 16 -21 (см. презентацию).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детский мастер-класс коллективной работы «Домик для Волка» из природного и бросового материалаДетский мастер-класс коллективной работы «Домик для Волка» из природного и бросового материала Дети подготовительной группы ушли в школу, а пришедшие в группу дети шестого года жизни так увлеклись изготовлением домиков для поросят.

Конспект занятия «Конструирование из природного материала»Конспект занятия «Конструирование из природного материала» Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка неповторимы, таят в себе необыкновенные тайны и.

Конструирование из природного материала «Рябиновые бусы для мамочки моей»Конструирование из природного материала «Рябиновые бусы для мамочки моей» Тема: «Рябиновые бусы». Цель: Формирование у детей конструктивных навыков при создании украшений из природного материала. Задачи: - учить.

Конструирование из природного материала в подготовительной группе «Травянчики»Конструирование из природного материала в подготовительной группе «Травянчики» Главная задача экологического воспитания – это воспитание доброты, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе. На современном.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование природного материала в развитии творческих способностей детей» Тема: «Использование природного материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста». Цель мастер – класса: Повышение.

Мастер-класс для старших дошкольников. Изготовление поделки из природного материала «Наш Лахта-центр»Мастер-класс для старших дошкольников. Изготовление поделки из природного материала «Наш Лахта-центр» При ознакомлении со своим родным городом мы всегда начинаем вспоминать и изучать достопримечательности нашего Приморского района. Рассматривая.

Мастер-класс из природного материала «Друзья для Мишки» для родителей и детей младшей группыМастер-класс из природного материала «Друзья для Мишки» для родителей и детей младшей группы Цель: Объединить и направить усилия воспитателей и родителей для развития творческих способностей у детей. Задачи: 1. Приобщать родителей.

Мастер-класс «Мишутка из природного материала»Мастер-класс «Мишутка из природного материала» Лето – благоприятная пора для развития воображения детей, обогащения их чувств и впечатлений. Это золотая пора сенсорного развития. А.

Мастер-класс по изготовлению осенней поделки из природного материала «Грибная полянка для зверей»Мастер-класс по изготовлению осенней поделки из природного материала «Грибная полянка для зверей» Осень дарит нам много возможностей для творчества и раздает свои щедрые дары. Мы с сыном, готовясь к конкурсу осенних поделок из природного.

Проект «Конструирование из природного материала» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Проект «Конструирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Конструирование из природного материала»
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 14:15
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Конструирование из природного материала»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Счастливцева (УИ 1662261) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД