Татьяна Брыкина
«Цифровизация» дошкольного детства: за или против?
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация, инновация, информатизация… со всех сторон нас окружают компьютеры и разнообразные «гаджеты». XXI век наступил и уже не просто шагает по планете, но активно диктует нам свои правила. Процесс модернизации коснулся, в том числе и системы образования, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям - современное образование. Современных детей можно назвать цифровыми детьми или детьми будущего, так называемое поколение Z. Они буквально с младенчества знают, что такое смартфон, умеют им управлять. Исследователи (Л. Ф. Обухова, Г. В. Солдатова, В. Н. Шляпников, С. Тиссерон, Е. О. Смирнова, М. В. Белоусова и другие) называют ряд объективных причин, по которым цифровые технологии стали доступны детям уже со столь раннего возраста:
Публикация «„Цифровизация“ дошкольного детства: за или против?» размещена в разделах
• создание сенсорного экрана, который значительно упростил процесс использования компьютерных устройств;
• поведенческие паттерны родителей и других взрослых, которые сами испытывают потребность обращаться к своим устройствам, и подают соответствующий пример подрастающему поколению;
• привлекательность цифрового устройства для ребенка делает его незаменимым «помощником родителя», ведь он является универсальным средством для утешения, отвлечения и развития ребенка;
• развитие индустрии развлекательного и обучающего контента для детей всех возрастов: существуют приложения для смартфонов, адресованные детям раннего возраста, от 0 до 3 лет [9].
Использование цифровых устройств детьми разных возрастов является предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых С. Тиссерон, Р. Пацлаф, М. Шпитцер, Г. В. Солдатова, В. Н. Шляпников, Л. И. Эльконинова, Е. О. Смирнова и другие. Изучаются виды активности ребенка в этой сфере, вопросы безопасности в сети Интернет, значение цифровых технологий для развития и обучения детей и многое другое.
Цифровая информационная среда – естественный культурный фон для нового поколения детей.
• Уже в дошкольном возрасте они способны ориентироваться на результат и продукт своей деятельности.
• Чаще задают вопрос «зачем?», а не «почему?».
• Современные мобильные устройства интуитивно понятны им.
• Овладевают цифровыми технологиями раньше, чем чтением и письмом.
В настоящее время значительно усилился интерес к исследованию многообразных тенденций развития современных детей, детей новой технологической эры [6].
Естественно, это меняет взгляд на картину детства. Педагоги и психологи подчеркивают, что ребенок XXI века стал не хуже или лучше своего сверстника, жившего лет двадцать-тридцать назад, он просто стал другим!
Особое внимание исследователи уделяют характеру взаимодействия дошкольников с цифровыми технологиями. Так, в ходе недавнего исследования Фонда Развития Интернет получены результаты, свидетельствующие о том, что детям дошкольного возраста гораздо проще осваивать планшет, чем персональный компьютер, поскольку он удобнее в обращении (отсутствие мышки, клавиатуры и т. д.). Благодаря простоте интерфейса и многофункциональности, цифровые устройства становятся любимой игрушкой ребенка, при этом главным видом активности для дошкольников является игра. Что касается Интернета, социальных сетей и онлайн-общения, то большинство детей дошкольного возраста находят их скучными и неинтересными [5].
Эксперты считают, что компьютер становится не просто средством получения информации, а источником сенсорных впечатлений, потребление которых превращается в самостоятельный род занятий. Компьютерный экран все больше подменяет физическую активность, предметную и продуктивную деятельность, игру, общение с близкими взрослыми (Е. О. Смирнова). Избыточное использование цифровых технологий, особенно в детском возрасте, считают авторы, ввиду пластичности мозга, может привести к таким серьезным последствиям, как развитие так называемой «цифровой деменции» или «цифрового слабоумия», которая характеризуется, прежде всего, ограничением использования собственных умственных способностей, поскольку часть действий выполняет компьютер (М. Шпитцер). Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, призывают не допускать внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь детей вообще и дошкольников в особенности. При этом специалисты относят к цифровым технологиям не только компьютеры, планшеты и смартфоны, но и телевизоры, и рекомендуют педагогическому и родительскому сообществам относиться к ним с такой же осторожностью. Их основной аргумент – у детей остается меньше времени на творческие игры, исследование окружающего мира и другую деятельность, способствующую гармоничному развитию [8].
Сегодня дети благодаря цифровым технологиям раньше взрослеют, умеют рассуждать на "взрослые" темы, смотрят видеоролики, разбираются в хитросплетениях сюжетных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями видеороликов. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении своих детей. Все чаще педагоги дошкольных учреждений «рисуют» такой портрет современного дошкольника : развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, воспитываемый компьютером и ноутбуком ребенок. Однако у современных детей имеется достаточно большие проблемы с развитием творческой активности, у них очень снижена фантазия. Современный ребенок нацелен на получение быстрого и готового результата путем нажатия одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят что-либо из конструктора они так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая [6].
Прямой доступ к информации разрушает зависимость детей от взрослых. Раньше в некоторых вопросах родитель мог быть авторитетом. Сейчас дети успевают попробовать что-то, прежде чем взрослый заканчивает это осознавать. Порой дети знают по любой теме больше взрослого.
Раньше у ребенка был развит на высоком уровне рефлекс подражания, он повторял действия за взрослым. На сегодняшний день, у современного дошкольника практически отсутствует рефлекс подражания и преобладает рефлекс свободы, который позволяет ему выстраивать свои стратегии поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии [12, с. 5]. Дети настойчивы, требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, иногда не слышат указаний взрослых. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. У них есть проблемы с эмоциональностью. Многие не понимают, что такое плохо, больно, страшно. Эти дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями. Современный ребенок дошкольник говорит много, но плохо, в большей степени страдает связная речь и словарный запас. Здоровье подрастающего поколения также претерпевает изменения с учетом экологической обстановки и нередко физические показатели здоровья оставляют желать лучшего. Для современного ребенка, особенно жителя города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. На сегодняшний день, все в большей степени исчезает естественное детское "дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками, усиливается тенденция индивидуализации игры, и, как следствие, социального отчуждения детей. Причины этого явления кроются не только в изменении характера игры, но и в тех моментах развития детской индивидуальности, о которых уже было сказано выше.
Современный ребенок постоянно находится в эпицентре разнообразных потоков информации, стремится на основе экспериментирования проверить то, что узнаёт из телевизионных передач, мультфильмов, книг. Он учится использовать компьютер, мобильный телефон, планшет и другие технические устройства, готов к освоению новых способов познания и преобразования мира. Стремительно меняющиеся технологии, лавинообразный рост информации – это тот мир, который для ребёнка знаком и понятен. Информатизация общества вызывает необходимость учёта факта трансформации сознания, т. е. того, как современные дети осмысливают проблемы, каким образом получают, используют, обобщают информацию и как относятся к ней [2]. В этой новой реальности у них может стихийно сформироваться мозаичная, бессистемная, бессвязная картина мира, в которой все знания существуют изолированно, а образы в сознании сменяются как картинки в калейдоскопе, поэтому ему всё сложнее долго удерживать внимание на какой-либо одной задаче. Ребёнок постоянно ищет новые источники получения информации, новые гаджеты и новые ощущения. Сокращается время на игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольников и условием эффективности их социализации.
С одной стороны, положительными сторонами развития современных детей являются умения быстрого поиска информации и высокий уровень мотивации к изучению информационных средств.
К негативным проявлениям развития цифровых детей можно отнести :
– подмену реальной жизни виртуальной;
– искаженные представления о творчестве и этических нормах и ценностях.
– низкий уровень информационной культуры;
– низкая читательская компетентность;
– «экранная зависимость».
Современная наука фиксирует феномен «экранной зависимости». Ребенок, который привык получать информацию с экрана, нуждается в постоянной внешней стимуляции во время обучающих действий, жаждет готовых развлечений, не стремится к живому общению со сверстниками или взрослыми.
Однако существует и другой подход к решению проблемы использования детьми-дошкольниками цифровых устройств. Согласно этому подходу, компьютер может стать обогащающим элементом развивающей предметной среды, он способствует развитию познавательной активности детей, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности.
У детей с помощью родителей должно сформироваться понимание того, что такое цифровые технологии и зачем они нужны.
Проблема в том, что более 80% родителей не видят никаких проблем, связанных с цифровыми технологиями. Многие думают, что у детей должен быть доступ в интернет так же, как и у родителей. Получается, что родители не осознают этой проблемы, и это усугубляет кризис. Еще в 2010 году исследователи говорили, что многие родители разрешают детям пользоваться цифровыми устройствами, чтобы они могли стать частью общества. Непонимание родителей — это тоже серьезная проблема.
В связи с этим, воспитание правильного отношения к техническим устройствам, должно ложиться на плечи родителей, а также предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования.
Сегодня, повышая качество дошкольного образования, мы используем в образовательном процессе целый спектр педагогических технологий, тем самым обеспечивая успешную подготовку ребенка к школе.
В профессиональном стандарте педагога указано, что педагоги должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Практикующие педагоги и специалисты в области дошкольного образования, высказывают мнение, что демонстрация аудио- и визуальных материалов повышает эффективность восприятия новой информации за счет высокой интерактивности, а также возможности работать с разными типами материалов (видеофильмы, аудиозаписи, презентации и др.). По их мнению, включение цифровых технологий в педагогический процесс может лечь в основу успешного обучения в школе, благодаря устойчивой положительной мотивации и развитию познавательного интереса (Е. А. Куликова, Н. В. Белинова). Правда, при этом уточняется, что такие игры не могут заменить традиционную ролевую игру, а потому должны быть ограничены и не могут быть использованы в ущерб основным видам детской деятельности : игровой и творческой и др.
Каковы же положительные и отрицательные стороны использования цифровых технологий?
Противники информационно – коммуникативных технологий в качестве аргумента приводят данные о зависимости от компьютера, негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей.
Помимо этого, проблема ИКТ в том, что они только начинают внедряться в дошкольное образование. Для решения ее требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога [1, с. 4].
Одно из главных условий использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ — с детьми должны работать педагоги, хорошо знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, педагоги должны хорошо знать возрастные особенности маленьких детей [4].
В наше время есть педагоги, которые еще достаточно слабо представляют себе все возможности работы на компьютере. Они с опаской относятся к работе с ним и не считают необходимым для себя учиться всем «премудростям». Даже составление отчетной документации, которая сейчас перешла в формат электронного документооборота, является большой проблемой для них.
Педагогам требуется порой осознать, что владение информационно-коммуникационными технологиями помогает им чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
На мой взгляд, плюсы применения цифровых технологий, несмотря ни на что, присутствуют. Компьютерные технологии расширяют возможности педагогов в преподнесении детям развивающего и дидактического материала. Очень важно отметить, что занятия с применением цифровых технологий усиливают познавательный интерес дошкольников и активизируют детское внимание. Цифровые технологии можно включить во все виды детской деятельности.
Как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка». Это прописано в «Законе об образовании в РФ» № 273-ФЗ.
ФГОС дошкольного образования также предъявляет высокие требования к материально-техническим условиям дошкольных учреждений и применению современных инновационных технологий.
Основным видом цифровой активности для дошкольников является игра, изучению которой исследователи уделяют пристальное внимание. Игра – основное условие использования цифровых технологий в дошкольном учреждении. Появление компьютерной игры в жизни ребенка может оказать положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовить его к жизни в информационном веке.
Положительное влияние компьютерных игр на развитие детей возможно, потому, что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь.
Итак, какие же существуют цифровые устройства применимые для дошкольного образования? Помимо хорошо известных нам компьютеров, ноутбуков, планшетов, интерактивных досок, можно упомянуть и такие специально созданные для обучения дошкольников цифровые устройства, как:
• Интерактивные скалодромы
• Интерактивные песочницы
• Интерактивные детские Мультстудии
• Интерактивные полы
• Интерактивные тумбы
• Интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями.
• Интерактивные комплексы.
“Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в этом обществе. Компьютерная грамотность сейчас становится необходима каждому человеку [1, с. 5].
Сегодня говоря о важных компетенциях подготовки ребенка к школе важно отметить, цифровую компетентность как одно из условий успешного обучения в школе.
Однако следует отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может и не должна заменить высококвалифицированного специалиста.
Не стоит забывать, что при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования ученых многих стран.
• При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
• Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет [3].
Все знают как опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Поэтому целесообразно лишь периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр.
Таким образом, информатизация системы образования может открыть перед педагогами новые возможности для внедрения в практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. Для педагога цифровые технологии - это уже не роскошь – это необходимость.
Можно с уверенностью сказать, что информационно–коммуникативные технологии в условиях современной информационно–образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они способствуют повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.
Что же можно сказать о «цифровизации» дошкольников? Все таки за или против?
Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен и, пожалуй, индивидуален. Каждый решает для себя как относиться к этому явлению. На сегодняшний день, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада, семьи ребенка важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни - детство. Именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего.
Список литературы
1. Бастрыкина А. Ю. Публичная лекция: «Ребенок – дошкольник в мире цифровых технологий»// infourok.ru : ведущий образовательный портал России. 2019.
2. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М. : Просвещение, 2011. — 190 с.
3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Козиоров Е. И., Приезжая М. Н. Почему интерактивные доски так редко используются в детских садах? // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 11 ноябрь 2013, с. 42-43.
5. Конопатова Н. К. «Информационно образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования.» //www.adm-edu.spb.ru : Портал «Адмиралтейский район. Образование» является официальным ресурсом системы образования Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
6. Корецкая С. В. Проект «Использование информационно–коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды» //festival.1september.ru : фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003.
7. Коротаева. Е. Дидактические основы интерактивного обучения. // Дошкольное воспитание №2. 2013., с. 105-108.
8. Осенчук А. Компьютер. Интернет! Близкие друзья…Опасные враги // Растем вместе №1, 2014., с. 16-17
9. Палецкая Т. В., Рюмина Т. В. «Ребенок 21 века: проблемы, перспективы развития».//ж. Интерактивное образование, № 52,апрель 2014
10. Тупичкина Е. Программно-методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка. // ж. Детский сад от А до Я. – 2009, №1//
11. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» https://минобрнауки. рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации. pdf
12. Яронская Н. П. Использование игровых компьютерных технологий // Научно-методический журнал. Детский сад. Всё для воспитателя! № 6 июнь. 2012, с. 5.