Карина Буракова
Цифровая образовательная среда — шанс раскрыть свои таланты
▼ Скачать + Заказать документы
Цифровая образовательная среда (сокращённо «ЦОС») – это совокупность программных и технических средств, образовательного контента, необходимых для реализации образовательных программ в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающая доступ к образовательным услугам и сервисам в электронном виде. Сухое определение, но как много в нём смысла…
Публикация «Цифровая образовательная среда — шанс раскрыть свои таланты» размещена в разделах
Простыми словами, под «цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса – учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:
1. Информационные образовательные ресурсы.
2. Технологические средства : компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты, иное информационно-коммуникационное оборудование.
3. Систему педагогических технологий.
Цифровая образовательная среда должна была появиться в России уже с 1 сентября 2020 года, однако из-за ситуации с коронавирусом внедрение системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».
В мировой практике массовые открытые онлайн-курсы уже стали неотъемлемой составляющей системы образования. Россия пока в начале этого пути. Проект «Цифровая образовательная среда» позволит эффективно, в течение нескольких лет сделать онлайн-обучение гармоничной частью сложившейся образовательной системы. При этом будет обеспечен свободный доступ всех нас к обучающим онлайн-курсам любого уровня с возможностью зачета их прохождения учебными заведениями и получения сертификатов, подтверждающих успешное завершение учебы. Наконец, реализация приоритетного проекта «Цифровая образовательная среда в РФ» способствует интеграции среднего и высшего образования, преемственности в академической среде, проникновению онлайн-технологий в образование и эффективному их применению через повышение компетенций педагогов.
У цифровой информационной среды есть масса плюсов. Это:
- Открытость – свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными.
- Единство – согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные задачи.
- Доступность – неограниченная функциональность элементов ЦОС для конкретного пользователя, как правило посредством Интернет, независимо от способа подключения.
- Конкурентность – свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.
- Ответственность – право, обязанность и возможность каждого по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.
- Достаточность – соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям того, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.
- Полезность – формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.
Внедрение цифровой образовательной среды преследует целый комплекс целей:
- расширение возможностей построения образовательной траектории;
- доступ к самым современным образовательным ресурсам;
- расширение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
Есть в ней значимые цели и для родителей. Это:
- снижение финансовых издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
- повышение прозрачности образовательного процесса;
- облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Для учителя она тоже важна. В неё заключено:
- снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;
- снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
- повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
- формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
- формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
- формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
- облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.
Важна ЦОС и для регионов в целом. Её следствием является:
- автоматизация мониторинга за образовательным процессом;
- оптимизиция коммуникации со всеми участниками;
- оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур;
- повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия;
- возможность снижения образовательной эмиграции лучших учеников за счет сетевого взаимодействия;
- сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота.