Елена Мамонтова
«Чудо глина». Конспект занятия по лепке
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
продолжать знакомить детей со свойствами песка: песок сыпучий, рыхлый и поэтому легко пропускает воду. Познакомить со свойствами глины : глина состоит из слипшихся комочков, твёрдая, плохо пропускает воду.
Материал: глина, карта-схема поэтапной лепки зайца, иллюстрация «заяц»
На каждого ребёнка два стаканчика – с глиной и песком; два листа бумаги.
Публикация «„Чудо глина“, Конспект занятия по лепке» размещена в разделах
Перед детьми стоят два стаканчика – с песком и глиной. Предложить высыпать на лист бумаги сначала песок, а затем глину. Что высыпалось легче? Почему?
Активизация словаря: глина, овал, обжиг, гончар, квашенки, полуквашенки, горшки, корчаги, кашницы, рукомойники, балакири, кувшины, плошки.
Предшествующая работа: знакомство со свойствами глины, лепка медальон, рассматривание иллюстраций с поделками из глины.
Ход : Ребята, а мы свами уже знаем, что в Симбирской губернии гончарный промысел занимал значительное место. Гончар- это мастер, изготавливающий глиняную посуду, керамику. В приволжских селениях гончары, делали горшки из синей и белой глины, а в центре губернии гончары работали с красной глиной. Самым крупным производителем гончарных изделий был Сухой Карсун (рассматривание карты Симбирска). Здесь производили посуду развозили ее по селам, обменивали на продукты и продавали её. Гончары работали на специальном гончарном круге…., мастер крутил ногами (нажимал на педали) и тем самым заставлял крутиться круг на котором лежал кусок глины, руками мастер придавал ей разную форму от тарелки до горшка, а потом готовую продукцию обжигали в специальной печи, чтобы посуда была крепкой и долго служила людям.
Ассортимент изделий был весьма широк: квашенки, полуквашенки, горшки, корчаги, кашницы, рукомойники, балакири, кувшины, плошки, тарелки, цветочные горшки.
- Ребята, вы любите рисовать? Можно рисовать не только красками и карандашами, ещё можно рисовать песком. Хотите попробовать? У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на белый лист бумаги. Получилось? Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий). Верно, а теперь, разровняв песок, пальчиком нарисуйте любой узор. Вам нравится рисовать песком? А теперь я раздам вам стаканчики с глиной, и давайте попробуем порисовать глиной.
- Насыпьте глину на лист бумаги. Получилось? Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается? (она не может сыпаться, как песок).
- А теперь попробуйте разровнять глину и нарисовать пальчиком узор. Получилось? Почему не получилось? (Глина слиплась комочками, она твёрдая)
- Скажите чем песок отличается от глины? (песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).
- Вы сейчас назвали свойства песка и глины. Хотите узнать, дружат ли глина и песок с водой?
- У вас на столе стоят стаканчики с водой и глиной, и есть бутылочка с водой. Как с помощью этих вещей можно проверить дружат ли песок и глина с водой? (налить немного воды в стаканчики с песком и глиной) Что вы видите? (вода, налитая в песок ушла во внутрь, а вода, налитая в глину стоит наверху и не уходит)
- Как выдумаете, почему вода в песке так быстро просочилась во внутрь стаканчика? (песок мягкий, рыхлый, пропускает воду)
- Верно, песок рыхлый, поэтому его песчинки расположены отдельно друг от друга. Это помогает воде легко пройти в песок.
- Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности? (глина тплотная, вода не может протечь в неё)
- Вы уже знаете, что глина плотная и состоит из слипшихся комочков. Когда вы налили воду, глина слиплась ещё больше, и воде стало трудно просачиваться сквозь неё.
- Проведя этот опыт, вы можете теперь сказать, кто дружит с водой больше – песок или глина? (песок)
- Почему вы так решили? (песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо)
- Всё правильно. Но если воду оставить налитой в глину, то глина пропустит немного воды и станет мягкой, эластичной, податливой и из неё даже можно будет лепить. И сейчас я предлагаю вам слепить, а кого вы должны будете отгадать. Я загадаю вам загадку
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Заяц)
Правильно, это заяц. (показ иллюстрации)
Ребята. Давайте посмотрим на него внимательно, какой он. (Ответы детей).
Какие части тела у зайца, на какую форму они похожи? ( Ответы детей : голова –шар, туловище – овал, лапки- маленькие вытянутые столбики, хвост- шар, уши – длинные, плоские детали).
Рассматривание схем лепки. Показ воспитателя. Самостоятельная работа детей.
Обыгрывание поделки.