Нина Филиппова
«Чудо-дерево» многофункциональное мобильное дидактическое пособие
▼ Скачать + Заказать документы
Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания. Обеспечивает условия для развития воспитанников по всем образовательным областям в различных видах детской деятельности. Создает возможность подбора игр и проблемных ситуации в рамках лексической темы с учетом интеграции образовательных областей. Реализует суть принципа наглядности через целесообразное и эффективное привлечение органов чувств к восприятию, осознанию и переработке материала. Разработано в соответствии с основными принципами организации развивающей предметно-пространственной среды. Имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение.
Публикация «„Чудо-дерево“ многофункциональное мобильное дидактическое пособие» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
Данное пособие - это своеобразный «сборник» дидактических игр и игровых упражнений, которые можно включить практически в любой вид деятельности в качестве его составной части, позволяя повысить интересдетей, активизировать их деятельность, а может использоваться и как самостоятельная форма. Мягкая и лёгкая основа пособия, безопасные и разнообразные способы крепления позволяют быстро перемещать и закреплять игровой материал, способствуют развитию мелкой моторики. Мягкие модули, карточки и т. п. в этом пособии – многофункциональны. В зависимости от поставленной цели их можно использовать в различных дидактических играх для решения конкретных задач в соответствии с комплексно-тематическим планированием, интересами и возможностями воспитанников.
Использование дидактического пособия стимулирует развитие творчества, познавательных процессов, формирует интерес к решению проблемных ситуаций, способствует достижению планируемых результатов освоения образовательной программы через интеграцию образовательных областей. Предназначено для работы с детьми разных возрастных групп. Пособие можно использовать как в совместной деятельности с детьми (индивидуальной и подгрупповой, так и в самостоятельной детской деятельности. Возможно применение в ходе совместных мероприятий с родителями ивоспитанниками. К пособиюприлагается картотека игр.
Знакомство с нашим деревом происходит при помощи всем известной сказки К. Чуковского «Чудо-дерево». Как и в сказке на нашем дереве растут не только листочки, яблоки, но и появляются сюрпризы и подарочки, интересные загадки и задания.
«Приходите в детский сад,
В нашей группе у ребят,
У веселых дошколят,
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,Расчудесное.
И картинки на нем,
И сюрпризы на нем,
И задания для ребят.
Поиграть здесь каждый рад»
«Чудо-дерево» можно использовать сюрпризно – игровой момент в организации непосредственной образовательной деятельности, создании проблемной ситуации для повышения мотивации воспитанников. Например, лексическая тема в подготовительной группе детского сада «Хлеб-всему голова». Создание проблемной ситуации : дети подходят к дереву и видят, что на нем появились необычные предметы (хлебобулочные изделия). Постановка проблемы: «Откуда берется хлеб?»
Или, например, на дереве появляются предметы одежды (для девочек и мальчиков). Задача : классифицировать предметы одежды по половой принадлежности (сезону, по цвету, верхняя-нижняя)
Универсальность пособия заключается в том, что возможно подобрать игры и ситуации в рамках каждой лексической темы с учетом интеграции образователь-ных областей. Приведем примеры дидактических и развивающих игр по образовательным областям. Игры для развития познавательных процессов, ФЭМП, представлений об окружающем мире. На нашем «Чудо-дереве» отражены сезонные изменения в природе : осенью листья становятся желтыми, оранжевыми, созревают фрукты. Эти предметы можно посчитать, подобрать по тождеству, сравнить, а также использовать в составлении примеров и задач, заданий на определение места предмета на игровом панно. На дереве можно выстраивать логические цепочки и цифровой ряд.
«Чего больше?», Чего меньше?», «Найди такой же».
Дидактическая игра «Какая погода?», в ходе которой на игровом панно размещаются символы природных явлений, позволяет расширить представления детей о явлениях природы.
Рассматривая снежинки, можно подвести детей к опытно-экспериментальной деятельности :
«Превращение льда в воду».
В верхнем дупле нащупай предмет, угадай что это, в нижнем дупле найди на ощупь такой же предмет.
Пособие способствует обогащению непосредственного чувственного опыта детей в процессе обследования предметов.
Закрепить знания о зимующих птицах можно с помощью дид. игры «Какие птицы прилетают на наш участок?»
На прогулку мы пошлиВон и голуби,
смотри воробей, синица, а это, что за птица?
Вариациями игры могут быть задания : «Кого не стало?», «Кто лишний?», «Кто как передвигается?»
Область речевое развитие была представлена в играх ранее, а также отражается в игре «Речевой кубик». «Чудо-дерево» способствует формированию навыка составления описательных рассказов, сказок, обыгрыванию различных сюжетов.
«Веселый счет». Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными. Хорошо мы все считаем сколько их- всегда мы знаем:Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев. (Снегирь синичка дятел, сорока)
«Какой (какая, какое, какие?» Цель: развивать навык согласования прилагательного и существительного. Детям предлагается подобрать как можно больше слов-признаков к данному предмету. Бабочка – красивая, пестрая, маленькая, разноцветная, пятнистая, легкая. Дерево- красивое, высокое, зеленое.
«Назови ласково». Цель: формирование навыка образования уменьшительной формы существительных и прилагательных. Птица – птичка, цветок – цветочек, дерево – деревце. Низкое дерево – низенькое деревце, красивый цветок – красивенький цветочек.
«Раздели слово на слоги» Цель: совершенствовать навык деления слов на слоги. Детям предлагается найти все предметы, в названиях которых один (два, три, четыре) слога. Один слог: ствол, лист. Два слога: трава, листья, ветка, цветы. Три слога: дерево, снежинки, ягоды, бабочка.
«Составь предложение».Знакомим с интонацией в игре Если «не бывает» — знакомим с вопросительной интонацией, затем можно поиграть и с восклицательной: «Красный банан?» (вопросительно,«Красный банан!» (восклицательное предложение, удивленно, восхищенно, изумленно).
«Словосочетания и предложения». Составляем словосочетание
-предмет + цвет,
-предмет + количество,
-фигура + цвет,
-фигура + количество,
-предмет + действие,
«Загадки от Совушки». Цель: закреплять понятия о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами окружающего мира. Слова и картинный материал можно изменять в соответствии со временем года.
Я, Совушка, я – художница, Осень (Зиму) вам изображу. (на дереве выставляются кленовые листья, еловые шишки, белка в дупле, дятел, снегирь, снежинка, гусеница) Но немножко не похоже, Отгадайте почему? Детям предлагается найти и исправить ошибки.
Социально-коммуникативное развитие: данное пособие помогает формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками, помогать друг другу и вместе радоваться успехам. Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой.
Художественное-эстетическое развитие : Наше пособие помогает развивать эстетическое восприятие, а также способствует восприятию произведений художественной литературы. Можно рассматривать с детьми дерево, обращать их внимание на то, какое оно красивое, яркое, аккуратно сделано. Предлагать детям самостоятельно украсить дерево.
Физическое развитие: использование данного пособия в ходе физкультминуток, динамических пауз.
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети приседают)
Крона дерева (зима-лето) устанавливается той стороной, которая необходима в соответствии с сезоном