ирина владимировна зюзина
Дидактическое пособие «Чудо-дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Пособие – «Чудо - дерево» - представляет из себя дидактическое пособие, из экологически чистого материала – дерева, размером 65:55 см., имеющее магнитную основу, что позволяет многоразовое, легкодоступное, многофункциональное, использование.
Актуальность
Публикация «Дидактическое пособие „Чудо-дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2016
Проблема речевого развития стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Начиная со среднего дошкольного возраста в ДОУ ведется работа по формированию грамматической стороны речи. Но, как показывает практика и изучение речевого развития детей, наблюдается высокий процент дошкольников с речевыми нарушениями, а именно: отмечается нехватка системных знаний в речевом развитии, а это в свою очередь влечет за собой недоразвитие и связной речи и неумение владеть речевым общением. Также прослеживается низкий уровень и в становлении непосредственно грамматического строя речи и формирования звукопроизношения. Кроме того, дети отличаются друг от друга не только различной сформированностью речевых навыков, но и уровнем развития познавательных процессов, возможностями преодоления речевых нарушений. В связи с этим возникла необходимость более пристального внимания к речевому развитию детей.
Несмотря на быстро меняющуюся вокруг действительность и возникающие проблемы в развитии, неизменной тягой детей остается игра. Ведь именно «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», как говорил В. А. Сухомлинский.
Дидактическая игра – это активная образовательная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Речевая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Любые дидактические и словесные игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей, формировать речевое общение дошкольников и учить культуре поведения.
Данное пособие – это совокупность дидактической и словесной игры, но в отличие от дидактической игры, охватывает многообразие различных игр, а в отличие от словесно – речевой игры – имеет наглядность. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму», гласит китайская притча. Поэтому данное пособие «Чудо-дерево» является сочетанием дидактической задачи, реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости манипуляций с этими образами.
Цель
Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей о природе и характерных признаках времени года, о животном и растительном мире, развитие связной речи, закрепление умения составлять небольшие предложения и рассказы, развитие психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия, развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование лексико-грамматических категорий языка.
Задачи
Данное пособие «Чудо-дерево» позволяет:
•Формировать лексико-грамматический строй речи;
•Развивать связную речь;
•Систематизировать знания и углублять представления об окружающей действительности в ходе изучения лексических тем, подходящих для применения данного пособия («Осень»; «Зима»; «Весна»; «Лето»; «Птицы»: перелетные, зимующие; «Деревья»; «Фрукты»);
•Расширять и активизировать словарный запас (предметный и глагольный словарь, внедрение качественных и притяжательных прилагательных);
•Формировать способность детей переключаться от реальной визуализации к образной и абстрактной, что способствует развитию мышления, воображения, восприятия, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.);
•Усваивать разные стороны грамматического строя речи: система словоизменения - правила склонения и спряжения, словообразование (уменьшительно-ласкательные, формы существительных, образование сущ., прил., глаголов, сложных слов, согласование (сущ. с прил. ; сущ. с числит., формирование фразы, усвоение предлогов (перед, через, от, до, в, на, между, над, из, по, у, за, мимо, из-за, для, без, вокруг, около, впереди, среди, вблизи, под, внутри, сзади, сквозь);
•Повышать педагогическую компетентность родителей воспитанников через взаимодействие при изучении лексических тем (в виде демонстрационного стенда).
Этапы
Процесс создания данного пособия включает несколько этапов:
1. Изготовление деревянного каркаса и основания;
2. Изготовление оцинкованных частей (с двух сторон, которые являются магнитной основой пособия;
3. Нанесение самоклеющейся пленки (с одной стороны – сезон осень, зима);
4. Соединение деревянного каркаса и оцинкованной части (при помощи шуруповерта);
5. Покрытие акриловыми красками.
Результативность
Основные достоинства дидактического пособия «Чудо-дерево»:
•Доступность;
•Мобильность;
•Многофункциональность (как со всей возрастной группой, так и индивидуально, применение, как в организованной образовательной деятельности, так и включение в режимные процессы, и в самостоятельную деятельность детей);
•Возможность замены учебного материала;
•Использование в качестве образовательной и игровой мотивации.
Этапы работы с пособием «Чудо-дерево»:
Как и в любой дидактической игре, при проигрывании с использованием данного пособия реализуются несколько этапов:
1. Постановка дидактической задачи (в зависимости от выбора игры, которая реализуется через игровую задачу;
2. Игровая задача определяет игровые действия, которые становятся задачей самого ребенка;
3. Результат, т. е. решение поставленной задачи.
Дополнительно к пособию подобраны тематические картинки и карточки: птицы: зимующие и перелетные; фрукты по цветовому различению, картинки с зенными явлениями и признаками; набор картинок и фигурок для работы с предлогами; подбор картинок с веточками и семенами деревьев.
Примеры игр и игровых заданий:
1. Цель: формирование лексико-грамматического строя
•«Жадина» (назвать своим каждый предмет : мой, например, лимон, моя, мое, мои);
•«Посчитай» (от 1 до 5, например, одна перелетная птица, две перелетных птицы, и т. д.);
•«Варенье» или «Что из чего сделано?» (например, варенье из яблока какое? – яблочное);
•«Чья, чей, чьи, чье?» (У вороны голова – воронья, хвост вороний, крылья –вороньи, туловище - воронье);
•«Я, ты, он, она, мы, вы, они» (я смотрю на ласточку, ты смотришь на ласточку….);
•«Назови одним словом»;
•«Что в банках» (составление предложений, например, с предлогом -из - из чего сок, если в банках груши – из груш);
•«Чего не стало»;
2. Цель: Обогащение и активизация словарного запаса
•«Кто, что делает?» (например, белка: прыгает, чистит, грызет, собирает, меняет);
•«Найди и назови все желтые» (например, фрукты);
•«Игры - загадки»;
3. Цель: развитие связной речи
•«Что где находится»;
•«Кто, где спрятался» (игра на предлоги);
4. Цель: Систематизация знаний и представлений об окружающей действительности
•«Зима, лето, весна, осень» (дети выбирают сезонные признаки);
•«Выбери» (например, всех перелетных птиц, всех зимующих, все желтые фрукты, все красные, все зеленые)
•«С какого и какой?» (например, лист березы, значит, он березовый; можно усложнить, и определить по контуру, по описанию);
Систематическое применение речевых игр позволяет детям устанавливать разнообразие связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями, сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений, в целом — в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.
Фотоматериалы: поэтапное изготовление
1. Деревянный каркас
2. Деталь из оцинковки (магнитная основа)
3. Раскрашивание деревянного каркаса
акриловыми красками
4. Скрепление деревянного каркаса и оцинковки
5. Готовый вариант (сезон: осень, зима)
6. Готовый вариант (сезон: весна, лето)
7. Подбор картинок