Наталья Белоусова
«Чудесное путешествие кляксы». Художественное экспериментирование (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Выполнить (дорисовать) портреты весёлых клоунов, используя приём раздувания красок через трубочку.
Задачи:
Используя игру, сказка-терапию, создать условия для свободного экспериментирования с различными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Закреплять различные способы получения абстрактных изображений (клякс).
• Комком бумаги;
• Кусочком поролона;
• Срезом овоща:
• Печать бросовым материалом;
• Наливание с раздуванием;
Публикация «„Чудесное путешествие кляксы“, Художественное экспериментирование (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать интерес к работе красками, творческое воображение.
Интеграция разных видов деятельности:
Наблюдения на прогулке: «На что похожи облака?», «На что похожи лужи?»
Чтение отрывка «О мальчике, который мечтал стать художником» И. А. Лыкова
Работа в режимных моментах: разучивание игры драматизации «Кот Василий пошалил». Разучивание стихотворения В. Шипуновой «Как красиво», Беседа-экспериментирование : «Какие бывают кляксы»
Рисование (кружковое) на темы: «Солнышко и солнышкина семья»,
«Фантазийное рисование бросовым материалом», «Лев - царь зверей».
Материалы, инструменты, оборудование:
Краски гуашевые, цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, старые зубные щётки, срезы овощей (сверла, картофель, морковь, салфетки, губки, бумага для сминания и штамповки, баночки, с водой. Трубочки для коктейля. Мультимедийное оборудование, мультимедийная сказка «Путешествие Каляки-маляки», музыкальное сопровождение (аудиозапись) для самостоятельной работы детей, маски шапочки котят, иллюстрация Каляки-маляки формата А3, заготовки портретов смешных клоунов.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей в гости к сказке. Ребята, вы любите сказки? (ответы детей). Если да, то я вас приглашаю посмотреть одну необычную сказку. Но в начале угадайте о ком будет сказка? (загадывание загадки)
Фиолетовым пятном
Шлёп, и на листе большом.
Она ни грязь не вакса,
А замарашка. (Клякса)
автор Н. Дражина.
(Представление мультимедийной сказки на большом экране).
Жила-была на свете уважаемая Клякса-малякса и был у неё верный друг кот Кляксик. Говорит как-то Клякса-малякса своему верному другу:
- Ах, как хочется Кляксик, чего-то нового необычного!
- Знаешь!-ответил кот. Если хочется неизвестного и необычного, то самое время тебе отправиться в путешествие!
- Хорошая идея, а ты со мной?
- Нет, дорогая, извини, мне и дома хорошо, а ещё мне лень покидать свой тёплый и уютный диванчик!
- Ну, как хочешь, я пошла, до свидания!
И Клякса - малякса отправилась в путь одна.
- Счастливого пути! – пожелал кот.
Шла она шла, и встретила муху Жу-жу.
- Здравствуй, Жу-жа, а я отправилась в путешествие! – похвасталась Клякса.
- Здраствуй подруж-жка, а я спешу, жуж-жу, опаздываю, пока! И муха исчезла.
- Жаль, не поболтали!-произнесла Клякса и продолжила своё путешествие. Продолжила клякса свой путь и встретила свою старинную подружку кляксу Панику : Ой, спасите помогите! – кричала, как всегда Паника, не обращая никакого внимания на окружающих.
Какая шумная, просто оглушила!- подумала Клякса-малякса и поспешила от неё прочь. Пошла Клякса-малякса дальше и наконец встретила Карандаша –карандашича. И очень обрадовалась встрече с ним.
- Здравствуй, Карандашич!
- Здравствуй, Клякса-малякса!
- Как я рада тебя видеть, а то мне на пути встречаются всё не те попутчики, а мне так нужен совет, я путешествую в поисках нового и интересного, а где всё это находится, не знаю?
- Это тебе надо к моему другу Кандашу-художнику, он точно знает, где это, иди прямо и никуда не сворачивай. Пошла Клякса прямо и очень скоро оказалась у Карандаша-художника.
- Здравствуй Клякса, ты ко мне?
- Здравствуй, да к тебе, я отправилась в путешествие в поисках нового и увлекательного, надоело мне сидеть дома. Мне так хочется узнать новое, интересное, увлекательное.
- Это я знаю, куда тебе надо отправиться, интереснее всего в детском саду №16 у ребят в гостях!
- А как мне к ним попасть?
- Я тебе помогу. Клякса, клякса покрутись у ребят очутись!
БУМС!
Сюрпризным моментом после сказки появляется нарисованная Клякса-малякса.
К. м.
- Ой, ой, выпустите меня?-Открываем магнитую доску на ней изображение Кляксы - маляксы.
– Здравствуйте ребята!
Дети – Здравствуй, Клякса - малякса!
К. м. – Это куда я попала?
Дети – В детский сад №16 «Знайка».
К. м. - Значит, я попала, точно туда куда хотела, я давно мечтала попасть к вам! А вы знаете, кто я такая?
Дети - Клякса. А мы тоже умеем делать кляксы, хочешь, и тебя научим делать кляксы!
К. м. – Очень хочу!
Дети – Тогда оставайся у нас и смотри внимательно!
Художественное экспериментирование :
Воспитатель спрашивает у детей, что такое клякса? Уточняет представление о том, что это пятно неопределённой формы, которое получается, если нечаянно разлить цветную жидкость – краску или тушь.
- Давайте мы с вами сегодня сначала поэкспериментируем и потренируемся в рисовании клякс, посмотрим, что у нас здесь есть на столе, с чем можно экспериментировать и делать кляксы.
• Отпечатываем кляксу куском поролона;
• Штампуем кляксу срезом свёклы, картофеля, моркови;
• Наносим кляксу кусочком поролона;
• Наносим кляксы бросовым материалом (листом с дерева, катушкой из под скотча, бутылкой, стаканом пластиковым);
• Наносим след тычком.
К. м. – Мне очень понравилось как вы умеете делать кляксы!
Воспитатель: - Клякса – малякса, а ты любишь игры? (Да).
Дети предлагают показать Кляксе игру : «Кот Василий».
Физминутка-драматизация: (Дети с воспитателем драматизируют в кругу, выполняя все действия, которые в стихах выполняет кот Василий.)
Кот Василий пошалил
И чернильницу разлил.
Промурлыкал: «Очень мил-ло!
Как кр-расиво – всё в чер-рнил-лах!»
Кот сначала их попил,
Хвостиком в них повозил,
После окунул в них лапки –
Все четыре – попорядку.
И пошёл везде гулять –
Отпечатки оставлять.
Как красиво – вся квартира
В фиолетовых чернилах. (В. Шипунова)
Воспитатель: Ну, что Клякса тебе понравилась наша игра?
К. м. - Спасибо, ребята, очень интересная игра, за ваше гостеприимство я хочу подарить вам портреты весёлых клоунов, вот держите! (Клякса-малякса дарит детям портреты)
Воспитатель: Погоди клякса, тут с портретами, что-то не то и обращает на портреты внимание детей. (Клоуны лысые)
К. м. – А это они в дороге, пока я к вам добиралась, потеряли свои парики!
Воспитатель: Это не порядок, ребята, как нам помочь клоунам вернуть им их красивые разноцветные парики? (дети предлагают нарисовать парики, способом раздувания кляксы)
Практическая работа:
Дети выбирают портреты и дорисовывают их способом раздувания кляксы. Детям предлагается выбрать цвет парика для своего клоуна, воспитатель помогает налить краску на листы. Уточняет у детей, у кого какого цвета парик? Воспитатель во время самостоятельной работы осуществляет индивидуальную и фронтальную работу с детьми по мере необходимости.
Итог занятия:
Воспитатель:
Вот мы и нарисовали клоунам парики, теперь они красавцы.
Вопросы детям:
1. Какими способами мы делали кляксы? (Дети перечисляют)
2. Какие вы использовали цвета в работе? (Ответы детей)
3. Какой способ нанесения кляксы понравился Матвею, Тане, Саше, и т. д.
4. Интересуемся, понравилось ли Кляксе-маляксе у нас в гостях?
К. м. – Спасибо ребята, мне с вами было очень интересно вы, и экспериментируете и играете и рисуете, мне уже пора знакомиться с другими детьми, и вам пора в группу, до свидания!