Лилиана Бушуева
«Что же бьется там в груди?» конспект открытого познавательного занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : формирование знаний об организме человека
Задачи занятия :
- закрепить представления детей о том, что является опорой нашего тела, о необходимости выполнять физические упражнения для укрепления мышц.
- формировать элементарные знания детей о сердце человека, его работе и значении для человека.
- обучать правилам сохранения здорового сердца. – научить детей находить пульс на запястье и считать удары своего сердца.
Публикация «„Что же бьется там в груди?“ конспект открытого познавательного занятия в старшей группе» размещена в разделах
- развивать умение логически мыслить, четко и ясно отвечать на поставленные вопросы. - развивать умения детей прислушиваться к своему организму, определять свои ощущения, делать умозаключения на основе физиологических опытов (сердцебиение, пульс).
- формировать интерес и осознанное отношение к выполнению физических упражнений
- воспитывать в детях потребность к здоровому образу жизни.
Материалы и оборудование:
- слайды с изображением скелета, мышц, сердца.
- магнитофон, звуковая запись биения сердца.
- бумажные сердечки, комочек пластилина с зубочисткой на каждого ребенка.
- фонендоскоп, резиновое красное сердце.
- одноразовые стаканчики или картонные трубочки.
Предварительная работа:
- рассматривание с детьми анатомического атласа человека для детей.
- беседы с детьми о строении тела человека в доступной для детей форме.
- беседы с детьми о пользе физических упражнений и ведения здорового образа жизни.
Словарная работа: - скелет, мышцы, сердце, сосуды.
Ход занятия.
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло на наше занятие. Это воспитатели с других детских садов. Давайте с ними поздороваемся. А теперь давайте, поприветствуем их хлопками, прыжками, давайте походим, покажем себя. Все держатся на ногах? А теперь скажите мне, за счет чего наше тело двигается? Что помогает нам двигаться? (Кости, скелет, мышцы). Да, кости придают крепость, форму нашему телу, являются опорой, а мышцы приводят кости в движение. (Показ слайдов «Скелет человека и мышцы»).
А еще скелет защищает наши внутренние органы. А сейчас послушайте загадку и скажите, о каком органе пойдет сегодня речь?
Внутри нас оно сидит,
День и ночь стучит, стучит. (Сердце).
Воспитатель. Хотите поближе познакомиться с сердцем, узнать о его работе. Давайте сядем удобно перед телевизором и посмотрим следующие слайды. (Показ слайда «Сердце»). Вот отгадка на загадку. Это сердце человека. Оно не очень похоже на сердце, которое вы привыкли видеть на картинках.
1. Размер сердца.
Воспитатель. А вы, ребята, знаете, какое сердце по размеру? (Ответы детей). По размеру сердце не велико, размером с кулак. Сожмите пальцы в кулачок – примерно такой размер имеет ваше сердце.
2. Расположение сердца.
Воспитатель. Ребята, а где находится сердце? (Ответы детей). Часто говорят, что сердце у нас слева. На самом деле это неверно - сердце находится в грудной клетке почти посередине. Оно расположено своим более острым концом вниз, чуть влево и немного вперед. (Слайд «сердце – кулачок»). Давайте приложим кулачок к груди по центру, теперь наклоним вниз чуть-чуть влево, вот здесь внутри и находится сердце.
3. Строение сердца.
Воспитатель. Как вы думаете, сердце это кость или мышца? (мышца). Правильно, сердце – это мышечный мешочек. (Показ слайда «Сердце в разрезе»). Внутри сердца есть комнатки, это 2 предсердия и 2 желудочка. Работает сердце как насос, то сжимается, то разжимается (показ на резиновом сердце, "проталкивая" порции крови по кровеносным сосудам. А чтобы кровь всегда шла в одном направлении и не переливалась из отдела в отдел, отделы сердца снабжены клапанами - такими маленькими "дверками", которые открываются и закрываются в нужный момент, чтобы пропустить очередную порцию крови. Сердце работает непрерывно, без остановки, без устали, когда мы двигаемся и когда мы спим. Как думаете, трудная работа у сердца? Давайте попробуем нашими кулачками поработать как сердцем – сжимать и разжимать пальцы в кулак. Давайте будем считать, сколько раз мы это можем сделать. (Сжимание – разжимание пальцев рук). Быстро устали пальчики? На каком счете мышцы руки устали? Около минуты? Две? А мышцы сердца сокращаются точно так же долгие годы и десятилетия без отдыха – и не устают, ведь они самые трудолюбивые во всем организме!
В минуту у взрослого человека происходит около 70 сокращений мышц сердца.
4. Почему сердце стучит?
Воспитатель. А теперь послушаем сердце. Сидя, в тишине вы можете услышать свое сердце? Чтобы услышать стук сердца, нужно прижаться ухом к сердцу. (Дети слушают друг друга). Но так слушать неудобно. А как же врачи слушают биение сердца? (Ответы детей). Да, для этого придуман прибор, который называется стетоскоп. А мы вместо него можем использовать бумажный стаканчик. Как вам лучше было слышно - через стаканчик или прижавшись ухом к груди? (Ответы детей).
Давайте послушаем запись биения сердца. (Включается запись биения сердца). Если прислушаться, то можно различить, что каждый удар сердца состоит из двух звуков - тонов: «тууум-дум». Первый звук возникает во время сокращения сердца, второй во время расслабления мышц сердца от закрытия клапанов. А вот если между этими ударами слышно что-то еще, то это врачи называют «шумы в сердце» и прописывают лечение.
Пульс сердца
Воспитатель. Биение сердца мы можем не только услышать, но и пощупать. И поможет нам в этом пульс, который легче всего прощупать на запястье. Давайте найдем на руке то место, где ощущаются удары крови, проталкиваемой сердцем по артерии. А теперь давайте сделаем приседания, и снова замерим пульс. Ребята, что вы заметили? (Пульс ускорился, стал частым). А почему? (Ответы детей). Во время физических нагрузок нашим органам требуется больше кислорода, поэтому и кровь должна пройти по сосудам быстрее, чтобы вовремя отдать запасы кислорода. Вот сердце и качает кровь с большей скоростью. А вы хотите посмотреть на пульс? (Да). Тогда наклейте на запястье кусочек пластилина и воткните в него зубочистку. Палочка шевелится, колеблется - это и есть удары пульса!
6. Правила здорового сердца.
Воспитатель. Всем вам от рождения дано природой здоровое сердце. Как вы думаете, что надо делать, чтобы сердце оставалось здоровым? (Ответы детей). Да, все правила здоровья подходят для нашего сердца. А еще надо меньше волноваться, правильно дышать, вести здоровый образ жизни: не курить, не пить спиртные напитки.
7. Гимнастика под музыку на ковриках.
Воспитатель. Чтобы сердце было здоровым, нужно уметь правильно дышать. Вы наверняка сегодня волновались на занятии, давайте сначала успокоим наше сердце. (Выполнение упражнений игростретчинга на коврике).
8. Итог занятия.
Воспитатель. Вот мы с вами потренировали свое тело, свое сердце. Оно стало крепче, выносливее, сильнее. А вам, ребята, что запомнилось на занятии? Что понравилось? А что вы хотели бы пожелать нашим гостям? (Ответы и пожелания детей).