МААМ-картинки

Чтение художественной литературы в среднем дошкольном возрасте

Глазова Елена Александровна
Чтение художественной литературы в среднем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Чтение художественной литературы у детей в среднем дошкольном возрасте должно осуществляться в три этапа: подготовка к чтению; чтение произведения художественной литературы; работа воспитателя с детьми после чтения художественного произведения. Приведём пример.

«Подготовка к чтению басни» Чтение басен детям среднего дошкольного возраста можно начинать тогда, когда они уже способны понимать причинно-следственные связи в прочитанном тексте. Басня — один из древнейших жанров литературы. В нашей стране самый известный автор художественных произведений, написанных в жанре «басня», — Иван Андреевич Крылов. Басни, которые предлагаются для чтения дошкольникам, доступны, отличаются простотой изложения, краткостью, остроумием.

Педагог называет жанр, название произведения и автора. При чтении диалога выбирается особая интонация, чтобы передать выразительность образа.

Повторное чтение басни детям может проходить в разных формах: с опорой на иллюстрацию, с показом инсценировки. Например, педагог читает заключительные строки какой-либо басни, а дети вспоминают персонажей, их действия, находят в книжном уголке и показывают иллюстрацию к этой басне.

В баснях встречаются слова, смысл которых может быть непонятен детям. Если кто-то из детей обращается с просьбой объяснить смысл какого-либо слова, её нужно обязательно удовлетворить, дав короткое и чёткое объяснение после чтения. Если дети внимательно слушают чтение, не отвлекаются, то воспитатель ни в коем случае не должен прерывать чтение и объяснять смысл слов, которые, как ему кажется, могут быть непонятны детям.

В среднем дошкольном возрасте у детей существенную роль играет участие вместе с воспитателем в обустройстве книжного уголка.

Воспитатель продолжает работу по ознакомлению с культурно-гигиеническими требованиями, например, при рассматривании с детьми иллюстраций в книгах показывает, как правильно должна быть расположена книга (расстояние от книги до глаз ребёнка, какой должна быть осанка, где должен быть расположен источник света, а также как правильно переворачивать страницы, держать и открывать книгу, объясняет, что брать книгу нужно только чистыми руками.

Книжные уголки в течение года должны иметь сменные экспозиции. При участии детей воспитатели меняют книжные выставки, подбирают книги для будущей экспозиции, беседуют с детьми, расширяют их литературные интересы. Кроме удобного расположения и тематики сменяемых выставок, книжный уголок должен стать уютным и привлекательным, располагающим к неторопливому, сосредоточенному слушанию чтения художественных произведений.

В группах уже не обязательным становится наличие большого количества одинаковых книг, книжек-картинок, но обязательно нужно проводить презентацию новых книг, появившихся в книжном уголке.

Вместе с выставкой книг в книжном уголке воспитатель размещает и другие выставки по теме, например «Образы в рассказах и иллюстрациях Е. Чарушина».

Темы и сюжеты должны быть уже известны детям, но в то же время необходимо расширять их кругозор.

Воспитатель предварительно знакомится с текстом: читает, выделяет проблематику, определяет жанровую принадлежность. Далее перечитывает ещё раз и обращает внимание на то, как построено повествование в рассказе: как описание, как рассуждение или как характеристика. В соответствии с развитием и другими индивидуальными особенностями детей группы определяет, когда осуществить чтение (в первой половине дня или после дневного сна).

С детьми, которые пожелали участвовать в организации выставки, воспитатель оформляет книжный уголок в соответствии с темой будущего чтения. По просьбе и с помощью взрослого дети находят среди иллюстрированных книг такие, в которых нарисован заданный педагогом для поисков персонаж. Найдя игрушку-персонажа, располагают эту книгу на столе, где находятся и другие книги. На столе также могут быть красиво расставлены иллюстративные материалы из учебно-методических комплектов по теме.

При чтении рассказа воспитатель называет жанр, автора и название произведения: «Рассказ Евгения Ивановича

Чарушина «Сорока». При чтении рассказа дети должны представить героев, например тетёрку и тетеревят, почувствовать авторское отношение к ним.

После чтения рассказа воспитатель и дети снова рассматривают книги и иллюстративный материал в книжном уголке, вспоминают сюжетные коллизии, обсуждают участников авторского повествования. Воспитатель может предложить подумать, почему сорока — главный герой рассказа. При рассматривании иллюстрации Е. И. Чарушина «Зайчиха с зайчатами» воспитатель заинтересовывает детей, предлагая продолжить рассказ. Такая работа может происходить и в изобразительной деятельности дошкольников: рисование на темы «Встреча сороки и зайчихи с зайчатами», «Спасение сорокой зайчихи и её малышей».

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы «Путешествие по сказке «Колобок» Цель: Формировать у детей интерес к русским народным сказкам Образовательные задачи. 1. Учить внимательно, слушать литературное произведение,.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Конспект ООД по чтению художественной литературы. Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька». (Вторая младшая группа). Цель: помочь детям.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Чтение художественной литературы в среднем дошкольном возрасте
Опубликовано: 15 декабря 2024 в 22:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Чтение художественной литературы в среднем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Глазова Елена Александровна (УИ 2860656) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД