Анна Бакеева
Конспект НОД развитию речи в подготовительной группе «Четыре желания»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД развитию речи в подготовительной группе.
Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием морфтаблицы.
Воспитатель: Бакеева Анна Леонидовна
Образовательные задачи:
1. Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
2. Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.
3. Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план.
Публикация «Конспект НОД развитию речи в подготовительной группе „Четыре желания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
4. Упражнять детей в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже.
5. Закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу.
6. Совершенствовать правильное произношение определённых звуков в словах
1. Развивать коммуникативные и речевые навыки.
2. Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.
3. Развивать фонематический слух.
Воспитательные задачи:
1. Формировать доброжелательность, инициативность.
2. Воспитывать умение слушать ответы других детей.
3. Воспитывать интерес к природе.
Методические приемы: беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические упражнения, словарная работа, игровой момент, составление модели к рассказу в виде картинно-графического плана, физминутка, сюрпризный момент.
Виды детской деятельности:
- коммуникативная,
- двигательная,
- восприятие художественной литературы,
- игровая.
Материал: Рассказ К. Ушинского «Четыре желания», морфтаблица, картинки с изображением разных времён года, картинка с мальчиком, смайлики, блокнотики для детей.
Оформление доски
(морфтаблица)
Ход занятия
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
-Сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся с гостями.
- молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки. Какие времена года вы знаете?
- А сейчас поиграем в игру. Какие времена года вы знаете? Назовите первый и последний звук в этом слове. (зима,весна,лето,осень)
-А какое лето по цвету, весна по звукам, осень по вкусу, зима по температуре=
1. Игра «подбери признак»
-лето (какое по температуре)- жаркое, теплое, горячееи т. д. -
- зима (какая по звуку)- воющая,тихая, и т. д.
- осень (какая по вкусу)- горькая, кислая,сладкая и т. д.
- весна (какая по цвету)- зелёная,голубая,немного серая и т. д.
II. Основная часть.
1)Объявление темы.
- А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)
- Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? (реплики детей)
- Об этом мальчике писатель К. Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать?
(воспитатель читает рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания»)
2) Первичное чтение
-Ребята, слушайте внимательно.
-О чем говориться в рассказе?
-кто главный герой?
3)Словарная работа (работа по тексту).
-Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.
-Что означает слово румяный? (красный, алый).
-Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
-Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
-Что значит, восторг (веселье, радость).
- Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено)
-Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)
- А сейчас давайте отдохнем!
4)Физкультминутка музыкальная
5)Вторичное чтение с установкой на пересказ Составление модели к тексту.
-Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
-А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать
Повторное чтение рассказа воспитателем.
-А сейчас я буду читать по частям и мы будем его с вами записывать схемами.
-Итак, слушайте начало рассказа.
1. Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.
-О каком времени года говориться в этой части? (на морфтаблицу ставиться модель времени года)
-Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
-Слушайте продолжение.
2. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
-О каком времени года говориться в этой части? (на морфтаблицу ставиться модель времени года)
-Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
-Слушайте дальше.
3. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
-О каком времени года говориться в этой части? (на морфтаблицу ставиться модель времени года)
-Что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
-А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.
4. Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
-О каком времени года говориться в этой части? (на морфтаблицу ставиться модель времени года)
-Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).
-Ребята, мы записали схемами этот рассказ.
-Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно
-Я предлагаю вам пересказать рассказ.
-Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.
- Кто продолжит?
-Кто может рассказать историю с начало до конца?
III. Заключительная часть.
1)Итог занятия.
-Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.
-С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
-Кто написал рассказ? (К. Д. Ушинский).
-Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.
-Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.
2)Рефлексия
-Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.
-Когда будете показывать нам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик, а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).
3)Сюрпризный момент
-За ваши старания я приготовила вам записные книжки, куда вы можете записывать свои рассказы в картинках.
-До свидания!