Наталья Симакова
Буккроссинг как форма организации работы по повышению интереса детей дошкольного возраста к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Буккроссинг как форма организации работы по повышению интереса детей дошкольного возраста к чтению
Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,–
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
В. С. Высоцкий
Очень трудно представить себе детство без любимых книг! Ведь книга входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Книги делают мир ребенка необычайно интересным, полным удивительных открытий и приключений.
Публикация «Буккроссинг как форма организации работы по повышению интереса детей дошкольного возраста к чтению» размещена в разделах
Но книги нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребёнка. Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.
Чтение играет большую роль и в воспитании ребёнка, закладывает в нём моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, радоваться и удивляться. Через книгу ребёнок познаёт окружающий мир, узнаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости.
К сожалению, на сегодняшний день в нашем обществе снижается статус чтения. В век технического совершенства информации интерес к книге ослабевает. Современные дети всё чаще проводят время за компьютером или другими гаджетами (телефонами и планшетами, и всё реже читают.
Чтобы решить эту проблему, необходимо организовать поиск средств для привлечения подрастающего поколения к чтению, к книге.
Предлагаю вам одну из новых форм работы по данной проблеме для нашего учреждения - буккросинг.
Что такое буккроссинг?
Буккро ссинг (англ. BookCrossing) или книговоро т — хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу. Человек, прочитав книгу, оставляет её в общественном месте, для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать; тот, в свою очередь, должен повторить это же действие. Слежение за «путешествием» книги осуществляется через специальные странички в сети.
Кто придумал?
Идею буккроссинга предложил специалист по интернет-технологиям Рон Хорнбекер в марте 2001 года. Через полгода на его сайте было около 300 активных пользователей, которые «отпускали» книги и приводили новых участников.
Чем является сейчас?
В настоящее время количество участников в мире превышает 1,5 млн. человек, ими зарегистрировано более 13 млн. книг. Центром движения является международный сайт, интерфейс которого переведен в настоящее время на 15 языков! В разных странах мира есть свои национальные сайты буккроссинга, не имеющие связи с базой международного сайта.
Виды буккроссинга
Существует несколько способов книговорота. Самым распространенный способ – оставить книги в общественном месте после их регистрации на сайте.
Распространен буккроссинг в школе, кафе, парках (например, можно оставить книгу на скамейке). Также можно оставлять книги в тех заведениях, которые имеют специальные полки в уютных уголках. Книгу можно зарегистрировать у работников этих мест.
Еще один вариант – предать книги из рук в руки, например, своему знакомому или другу. Такой способ называют bookray, так как книга знает свой пункт назначения и предназначена для конкретного человека. Можно договориться о встрече с помощью интернета, в этом помогут социальные сети или сам сайт. Можно отправить книгу по почте в другую страну или город. Для такого варианта подойдет буккроссинг в библиотеке, там точно будут любители книг.
Еще одной разновидностью буккроссинга является bookring. Отличие заключается в том, что книгу необходимо вернуть владельцу.
Более масштабный вид буккроссинга – bookbox. Суть состоит в том, что человек передает не одну книгу, а целую коробку. Человек, который получает коробку с «освобожденными книгами», должен выбрать интересные для себя и заменить их своими в таком же количестве, а затем отправить их следующему получателю.
Технология «Буккросинга» в детском саду.
Большинство детей любят обмениваться игрушками, канцелярскими принадлежностями, украшениями. Интегрировать книгу в этот обмен нестандартным способом, и придать при этом особую значимость как самому процессу, так и предмету позволяет технология буккросинг, как самый простой вид обмена книгами.
Цель буккроссинга в детском саду - возрождение интереса к чтению и восстановление традиции семейного чтения.
Задачи:
- познакомить с современным движением буккросинг;
-повысить интерес у детей и родителей к чтению;
-развивать любознательность и речевое общение;
-расширить представление о художественной литературе;
-привлечь родителей к совместной деятельности;
-помочь родителям в подборе книги для дошкольников;
-воспитывать бережное отношение к книге.
Ожидаемый результат:
- Активное вовлечение в движение буккроссинг не только в группе ДОУ, но и в детском саду в целом;
- Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе;
- Возрождение традиции семейного чтения;
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Реализация технологии:
Предварительная работа педагога.
1. Изучение материалов по буккроссингу.
2. Проведение ситуативных бесед с детьми: «Для чего необходимо читать?», «Как появилась книга?», «Правила обращения с книгой?», «Твоя любимая книга?» и т. п.
3. Оформление «Литературного уголка», в котором систематически организуются различные выставки, вернисажи. Это портреты детских писателей и поэтов, выставки, приуроченные ко дню рождения какого-либо литератора, тематические иллюстрации, плакаты к событийным датам, книги-новинки.
4. Анкетирование родителей «Организация домашнего чтения в семье»
Было проведено анкетирование родителей «Организация домашнего чтения в семьях». В анкетировании приняли участие 36 семей. К сожалению, его результаты подтвердили, что в современном мире интерес к книге заметно снижается. В большинстве семей есть книги и место для их хранения, но лишь 44% родителей читают детям ежедневно, как правило перед сном, 39% читают лишь тогда, когда их просит об этом ребенок, 17% читают очень редко. Большинство родителей, называя любимое произведение своего ребенка, называли книги, которые дети читали в детском саду с воспитателем – это русские народные сказки, сказки К. И. Чуковского, «Три поросенка», «Гадкий утенок», «Гуси-лебеди». 70% родителей беседую с детьми о прочитанном. При этом 83% родителей считают, что к 7 годам ребенок должен уметь читать. Конечно, есть семьи, в которых сохраняют традиции семейного чтения, так 8% детей (3 семьи) записаны и посещают детскую библиотеку.
5. Разработка обращения к родителям.
- Посмотрите книги в своей библиотеке и «отпустить книги на волю» из «плена» книжного шкафа;
- Выберите книги, с разрешения детей, которыми вы хотите поделиться и принести их в детский сад, дав возможность прочитать их другим детям и взрослым;
- В книгу вложите небольшое письмо о том, чья это книга, кем и когда прочитана и тому подобное;
- Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг не уменьшалось.
- Принесённые вами книги принесут пользу, увлекут и порадуют многих маленьких читателей.
Основные этапы работы.
1 этап – раскрытие проблемы.
Педагог проводит для родителей вводную беседу по теме «Буккроссинг», объясняет его идею и раздает «Обращение к родителям».
Формулирует проблему: что есть такие семьи, которые не могут купить книги, чтобы прочитать их.
Педагог объясняет детям, что у многих дома есть уже прочитанные книги, которые просто «пылятся» на полке, а если они принесут их в детский сад, чтоб их прочитали другие дети, у которых нет таких изданий - было бы здорово!
Таким образом, у детей формируется активная жизненная позиция, умение самостоятельно находить проблемы.
Педагог предлагает детям вместе с родителями подумать и предложить различные варианты добрых дел, которые они могут совершить для окружающих. Например:
• создание поделок-сувениров по прочитанным книгам;
• маленький театр по одной из прочитанной книги;
• выставка рисунков по прочитанным книгам;
• рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг.
2 этап — основной.
На этом этапе педагог подробнее знакомит детей с «буккроссингом», выбирая произведения, походящие по возрасту и организует выставку книг на полках. В этом вопросе активное участие принимают родители вместе с детьми. Дети выбирают понравившиеся книги для чтения. После чего, они обмениваются информацией о прочитанном, вместе с воспитателем и родителями.
В ходе выполнения всех этих действий у детей формируются разнообразные знания, умения и навыки. Дети получают огромное количество эмоций и впечатлений для дальнейшей работы, в том числе для выполнения творческих работ.
3 этап — итоговый.
Дети и педагоги презентуют подготовленные в процессе третьего этапа реализации буккроссинга формы творческой деятельности: выставки рисунков и поделок, организуют театрализацию по одной или нескольким прочитанным книгам.
Оформляется фотовыставка и презентации по итогам буккроссинга, проводится обсуждение дальнейших перспектив взаимодействия вместе с родителями воспитанников.
В завершении этой интересной работы планируется организация обмена книгами с другими группами ДОО.
Результат:
Организация выставки по сказкам А. С. Пушкина.
Проведена литературная викторина по произведениям А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»
Идея пришлась по душе всем. В нашем дошкольном учреждении №12 «Золотая рыбка» движение «Буккроссинг» продолжается. В летний период по территории детского сада были организованы несколько мест обмена книгами. Воспитанники разных возрастов с увлечением читали с воспитателями книги, рассматривали иллюстрации на прогулочных участках, брали книги в группы.
С уверенностью могу сказать, что совместная работа объединила всех участников, свою активность проявили как дети, так и родители. Интерес и помощь в организации была проявлена многими педагогами организации. Яркие эмоции, общие интересы и впечатления способствовали формированию интереса к книге.
Нас объединяет любовь к книгам и чтению! Книги созданы, чтобы их читали, но многие забывают об этом. Ваши старые книги могут научить и вдохновлять многих – просто поделитесь ими через буккроссинг!