МААМ-картинки

Классный час «Блокадный Ленинград»

Безденежнова Валентина
Классный час «Блокадный Ленинград»
▼ Скачать + Заказать документы

Классный час «Блокадный Ленинград»

Цель. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

- Познакомить ребят с понятием блокада;

- Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Публикация «Классный час „Блокадный Ленинград“» размещена в разделах

Звучит песня «Вставай страна огромная» и показ слайдов или видеоролик «Хроника военных дней»

Ведущий. Сегодня мы вспомним одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г – день снятия блокады, стал памятным днем нашей истории. Мы хотим рассказать о том, как это было. Рассказать тем, кто, к счастью, этого не испытал.

Чтец 1. Когда я приезжаю в Ленинград,

Перед закатом солнца чайки стонут.

Ночь. Звезды прямо в душу мне глядят,

Плывут в Неве и никогда не тонут.

Из неба, из воды они глядят,

Напоминая мне и Ленинграду,

Что эти звезды – слава всех солдат,

Прорвавших ненавистную блокаду.

Ведущий. Блокада Ленинграда – одна из самых страшных и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Это самая продолжительная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

Чтец 2. Мы вспомним те годы, блокадные годы,

Тяжелые ночи и трудные дни.

Людей, что погибли во имя народа,

Ведь подвиг большой совершили они.

Ведущий. Лето, 22 июня, пора летних каникул. Кто-то из ребят уже в лагере, кто-то в гостях у бабушки и дедушке в деревне. Воскресенье – полные электрички везут ленинградцев в пригороды отдыхать. Но многим уже не суждено покататься на лодочках в Павловске, покормить лебедей в Царском Селе, и мало кто из ребят сможет когда-нибудь побегать по камушкам фонтанов в Петергофе.

Ведущий. Мирную, полную надежд и радости жизнь обрывают слова Юрия Левитана – «Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну…»

Самый западный город Советского Союза (так раньше называлась наша страна)Ленинград был окружен с востока. 4 сентября окраины города уже начинают бомбить. Кольцо врага сжимается, и 8 сентября 1941 года в Ленинграде началась блокада.

Ведущий. В блокаде оказалось около 3-х миллионов человек. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира. Он решил стереть с лица земли город Ленинград. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

Чтец 3. Пытал нас враг железом и огнем…

«Ты сдашься, струсишь, - бомбы нам кричали, -

Забьешься в землю, упадешь ничком.

Дрожа, запросят плена, как пощады,

Не только люди – камни Ленинграда

Ведущий. Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Чтец 4. Голод, мрак, обстрелы, боль утрат

Но к врагу не знали мы пощады,

Ты ему был страшен, Ленинград!

Обожженный, весь облитый кровью,

Был его сильнее во сто крат.

Ведущий. В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941-1942годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия.

Ведущий. Запасы продовольствия таяли с каждым днем. С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Так маленьким ленинградцам пришлось вынести тяготы и лишения вместе со своим городом.

Чтец 5. Вместо супа –

Бурда из столярного клея,

Вместо чая –

Заварка сосновой хвои.

Это б все ничего,

Только руки немеют, только ноги

Становятся вдруг не твои.

Только сердце

Внезапно сожмется, как ежик.

И глухие удары

Пойдут невпопад…

Сердце!

Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай!

Ведь на наших сердцах –

Ленинград!

Бейся, сердце! Стучи, не смотря на усталость,

Слышишь, город клянется, что враг не пройдет!

… Сотый день догорал. Как потом оказалось.

Впереди оставалось еще восемьсот. (Ю. Воронов)

Чтец 6. Н. Радченко «Блокада»

Черное дуло блокадной ночи…

Холодно,

холодно,

холодно очень…

Вставлена вместо стекла

картонка…

Вместо соседнего дома –

воронка…

Поздно.

А мамы всё нет отчего-то…

Еле живая ушла на работу…

Есть очень хочется…

Страшно…

Темно…

Умер братишка мой…

Утром…

Давно…

Вышла вода…

Не дойти до реки…

Очень устал…

Сил уже никаких…

Ниточка жизни натянута тонко…

А на столе –

на отца похоронка…

Ведущий. Из воспоминаний жительницы блокадного Ленинграда… Самые тяжелые месяцы были декабрь и январь. В эти месяцы была самая ужасная норма – 125 граммов. В ход пошло все – кофейная гуща, из которой пекли лепешки, варили кожаные ремни, делали студень из клея. Спали одетыми. Было очень тяжело ходить за пайками, потому что были частые артиллерийские обстрелы. Я помню, мы с соседкой пошли отоваривать карточки, начался обстрел, и снаряд упал рядом с домом, где мы стояли в очереди. Там было очень много трупов.

Ведущий. Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Чтец 7. На салазках кокон пряменький

Спеленав, везет

Мать, заплаканная, в валенках,

А метель метет.

Старушонка лезет в очередь,

Охает, крестясь:

«У моей вот тоже дочери

Схоронен вчерась.

Бог прибрал, и слава Господу,

Легше им и нам.

Я сама-то скоро с ног спаду

С этих со ста грамм»,

Труден путь, далек до кладбища,

Как с могилой быть?

Довезти сама смогла б еще,

Сможет ли зарыть?

А не сможет – сложат в братскую,

Сложат, как дрова,

В трудовую, ленинградскую,

Закопав едва.

И спешат по снегу валенки, -

Стало уж темнеть.

Схоронить трудней, мой маленький,

Легче умереть.

Ведущий. Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленном классе, голодные. У всех – закопченные лица от коптилок (баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света он давал ничтожно мало, но коптил очень сильно). Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Чтец 8. Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Чтец 9. Савченко Л. М. ,дитя блокадного Ленинграда.

Вы памятник «детям блокады» видали?

Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит.

Ведущий. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева.

СЦЕНКА.

На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет.

Таня Савичева. Тетрадка, тетрадка

В линеечку косую.

Одни примеры пишут,

А я войну рисую.

И смерть идет с косою

В линеечку косую.

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

Таня Савичева. Коптилка – мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне снится лишь.

Ни маковой росинки.

Зато дают бурду.

И плавают крупинки

В тарелке, как в пруду.

А куропатка в день съедает всего 22 грамма. Счастливая.

Автор. Как пишет, замерзая,

Дрожащая рука,

Страдая и дерзая,

Страничку дневника.

Строка… еще строка…

Таня писала свою летопись…

Таня Савичева. «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»

Автор. Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как не была в этом страшном блокадном мире.

Таня Савичева. «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…»

Звучит фонограмма «Взрывы»

Автор. За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка. Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.

Таня Савичева. Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна… Таня…»

Ведущий. Эти листки из старой записной книжки лежат под стеклом в Музее истории Ленинграда. Никогда не проходят, не могут пройти люди мимо этих листков. Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. Когда последней умерла мама, Таня сложила все записи в картонную коробку и ушла из дома. Ее определили в детский дом Смольнинского района, а затем вывезли в город Горький. Там Таня заболела и ее отправили в больницу, где Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года от туберкулеза.

Ведущий. Многим маленьким ленинградцам, сердцем, заслонившим Ленинград, уже не суждено будет стать взрослыми.

Чтец 10. Какая длинная зима,

Как время медленно крадется

В ночи, ни люди, ни дома,

Не знают,

Кто из них проснется.

И по – утру,

Когда ветра

Метелью застилают небо,

Опять короче, чем вчера,

Людская очередь за хлебом.

Ведущий. И все же, никакие муки и лишения. Никакие испытания не могли сломить мужества и стойкости героических защитников Невской твердыни, не могли поколебать их боевого духа и веры в окончательную победу.

- 39 школ Ленинграда работали без перерыва в самые тяжелые блокадные дни.

- в марте 1942 года были организованы комсомольско-бытовые отряды. Ленинградцы получали помощь, а ослабевшим от голода людьми, устанавливали постоянный уход. Дети-сироты определены в детские дома.

- город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты.

Ведущий. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Ведущий. 14 января 1944 года советские войска перешли в наступление. 27 января была снята блокада Ленинграда.

Чтец 11. Мы чашу горя выпили до дна

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Ведущий. Страшным был итог блокады. За время блокады погибло 1 мил. 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц:

Чтец 11. Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты – красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград.

Так пусть же пред жизнью

Бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

Ведущий. Сегодня бывшие дети блокадного Ленинграда вспоминают со слезами и грустью о том, как прятались в бомбоубежище от постоянных бомбежек, добывали воду, спали в тридцатиградусный мороз в пальто в домах без стекол, топили буржуйки книгами и мебелью и хоронили в братских могилах тех, кто попадал под обстрелы или умирал от голода.

Ведущий. Почтим минутой молчания всех тех, кто погиб во время блокады Ленинграда. (звучит Реквием)

Ведущий. После полного освобождения от блокады им, пережившим страшное время блокады, приходилось отстраивать заново разрушенный бомбами город. Они и сейчас не теряют надежды на достойную жизнь, не ожидая от государства подачек. Главное, чтобы прошлое не повторилось, а молодое поколение помнило этих людей и гордилось ими, их стойкостью и неподкупностью. Главное, чтобы их патриотизм передавался от поколения поколению, иначе не будет великой России.

Ведущий. Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.

Публикации по теме:

Классный час в 1 классе «Мы вместе» Классный час в 1 классе: «Мы вместе!» Цель: Знакомство первоклассников, сплочение коллектива, формирование дружеских отношений. Приветствие:.

Классный час «Музыка и мы» Классный час на тему: «Музыка и мы» Цель: познакомить обучающихся с направлениями в музыке, приобщать обучающихся к любви к прекрасному,.

Классный час про дружбу Классный час на тему «Что такое Дружба?» Цель: Привитие детям чувства значимости дружбы и умение общаться друг с другом. Задачи: 1. Расширить.

Классный час «Трагедия Беслана» Оборудование: Сценарий; презентация к сценарию; песня о Беслане; презентация к песне; компьютер; интерактивная доска (экран и проектор);.

Литературная гостиная «Ленинград. Блокада. Дети» В группе за столом сидят бабушки и дедушки детей группы. 1 вед. Город –герою Ленинграду посвящается! Мы – ленинградцы! Что влюблены в наш.

Пояснительная записка к презентации «Блокадный Ленинград и современность. Связь времён» Цель: - расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Задачи: - Познакомить детей с жизнью людей в.

Сценарий Дня Памяти «Непокорённый Ленинград. Блокада затянулась… Даже слишком» Вечер Памяти «Непокорённый Ленинград…. Блокада затянулась даже слишком…» Кузнецова Н. В., воспитатель ЦССВ № 6, высшая квалификационная.

Классный час в форме ток-шоу «У камина» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Классный час Ток – шоу «У камина».

Внеклассное мероприятие «Блокадный Ленинград в живописи» БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД В ЖИВОПИСИ 27 января 2019 года исполнилось 75 лет со дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда.

Сценарий передачи школьного радио к 75-летию снятия блокады Ленинграда «Ленинград» Часть 1. Песня 1 (Заставка) Алексей: Добрый день дорогие радио слушатели! Полина: Здравствуйте! Алексей: Сегодня наш эфир будет посвящен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классный час «Блокадный Ленинград»
Опубликовано: 8 октября 2019 в 22:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Классный час «Блокадный Ленинград»» (включая файлы) размещена пользователем Безденежнова Валентина (УИ 1427691) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД