Анастасия Попова
Проект «Безопасная дорога» в группе среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Безопасная дорога»
В группе среднего дошкольного возраста
Продолжительность проекта : краткосрочный, 2 недели.
Тип проекта : познавательно-творческий, практико-ориентированный
Участники проекта : воспитатели, дети среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет, родители.
Возраст детей : 4 – 5 лет
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- ПДД. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Цель проекта. Формировать и развивать у детей необходимые навыки безопасного поведения на дорогах.
Задачи проекта :
Образовательные:
- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Актуальность:
Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы. Именно поэтому приоритетной задачей общества остается профилактика дорожно-транспортного травматизма. И эта задача требует особого внимания и непременного решения при всеобщем участии и детей, и взрослых, и самыми эффективными методами.
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому с самого раннего возраста обязательно нужно знакомить ребенка с поведением на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Предмет изучения:
Процесс формирования основ культуры безопасности по ПДД в воспитательно-образовательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Проблема:
Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Гипотеза исследования:
Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение условий для организации деятельности МДОУ по охране и безопасности жизни ребенка;
- упрочение совместного сотрудничества МДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- разработка плана работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения;
- формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений.
Методы исследования:
1. Непосредственно-образовательную деятельность :
2. Художественное творчество.
3. Чтение художественной литературы.
4. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города.
5. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
6. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
7. Проведение викторины по теме проекта.
8. Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
9. Тематические погружения по теме проекта.
10. Работа с родителями.
11. Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
Этапы проекта :
1 этап (постановка проблемы) :
- постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»;
- определить продукт проекта :
а) создание макета города;
б) знание правил дорожного движения;
в) проведение игрового тренинга по теме проекта.
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач) :
- довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»;
- подобрать художественную литературу, аудио- и видеоматериалы подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;
- составить перспективный план работы по проекту;
- изучить методическую литературу: Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»; Белая К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Добряков В. А. «Три сигнала светофора»; Кирьянов В. Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»; Коган М. С. «Правила дорожные знать каждому положено»; Рубляк В. Э. «Правила дорожного движения»; Смушкевич Е. С., Якупов А. Я. «мы по улице идем»; Степанкова Э. Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения» и другие;
- провести с детьми беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!», «Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;
- пополнить предметно-развивающую среду;
- провести с родителями анкетирование, тестирование.
3 этап (работа над проектом) :
- организовать работу по решению задач проекта через :
1. Непосредственно-образовательную деятельность :
- «Знаки дорожные помни всегда»;
- «О работе ГИБДД»;
- «Осторожно, дорога!»;
- «Правила для пассажиров»;
- «Транспорт на улицах города».
2. Художественное творчество:
- рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;
- лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;
- аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток».
3. Чтение художественной литературы:
Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток» и другие.
4. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
5. Рассматривание иллюстраций, картинок.
6. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т. д.
7. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
8. Дидактические игры: «Будь внимательным», «Виды перекрестков», «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!».
9. Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили», «Светофор» и другие.
10. Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу».
11. Отгадывание загадок.
12. Проведение с детьми викторины «Пешеход на улице».
13. Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
14. Тематические погружения по теме проекта – встречи с инспекторами ДПС, посещение регулируемых перекрестков, экскурсия в отдел ГИБДД.
15. Проведение с родителями:
- консультации: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения».
- практикума «Как поступить в данной ситуации?»
- размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это нужно знать».
- организация дискуссии «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»
- конкурса: «Машины специального назначения», «Ребенок на улице города».
16. Проведение акции «Дети – водителям» - распространение рисунков-листовок о правилах дорожного движения среди водителей детского сада, родителей, знакомых.
4 этап (презентация) :
- провести игровой тренинг «Кто лучше всех знает правила дорожного движения»;
- представить продукт проекта – макет улицы города.
Полученные результаты:
- Условия для организации деятельности МДОУ по охране и безопасности жизни ребенка были оценены положительно и педагогическим коллективом, и инспекторами ГИБДД, и родителями;
- Произошло упрочение связи детского сада и отдела ГИБДД поселка в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, получены необходимые рекомендации от инспекторов ГИБДД, согласован план дальнейшего сотрудничества;
- Разработанный краткосрочный план работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта;
- По итогам педагогической диагностики в конце проведения проекта у большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.
В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на улице у детей среднего возраста полностью подтвердилась. Именно благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута прямо пропорциональная положительная динамика после проведения проекта.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.
Список использованной литературы и источников:
Методическая литература:
1. Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
2. Белая К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
3. Добряков В. А. «Три сигнала светофора»;
4. Кирьянов В. Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;
5. Коган М. С. «Правила дорожные знать каждому положено»;
6. Рубляк В. Э. «Правила дорожного движения»;
7. Смушкевич Е. С., Якупов А. Я. «мы по улице идем»;
8. Степанкова Э. Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения».
Художественная литература:
9. Бедарев О. «Азбука безопасности»;
10. Веревка В. «Учимся переходить дорогу»;
11. Волкова С. «Про правила дорожного движения»;
12. Домоховский А. «Чудесный островок»;
13. Житков Б. «Светофор»;
14. Иришин В. «Прогулка по городу»;
15. Клименко В. «Происшествия с игрушками»;
16. Кожевников В. «Светофор»;
17. Кончаловская Н. «Самокат»;
18. Мигунова И. «Друг светофор»;
19. Михалков С. «Дядя Степа»;
20. Михалков С. «Моя улица»;
21. Михалков С. «Три чудесных цвета»;
22. Михалков С. «Скверная история»;
23. Обойщиков К. «Светофорик»;
24. Тарутин О. «Для чего нам светофор»;
25. Хурманек Д. «Перекресток».
Интернет-ресурсы:
26. Смешарики. Азбука безопасности. См: https://www.youtube.com/playlist?list=PL6DB66A70CE0F6015 от 01.12.2014
27. Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге. См:https://www.youtube.com/playlist?list=PL254DE7A0A528B721 от 01.12.2014
Загадки
- А сейчас я вам загадаю загадку
С тремя глазами живёт
По очереди мигает
Как мигнёт – порядок наведёт
Что это такое?
(Светофор.)
- Какие сигналы у светофора? Что они означают? (демонстрация сигналов)
- Где устанавливается светофор?
(На пешеходных переходах, на перекрёстках.)
- Покажите на нашем макете пешеходный переход. А для чего у пешеходного перехода светофор?
(Помогать переходить улицу.)
- Город полон движения и, чтобы не случилось беды с нами на улице, есть помощники, которые помогают соблюдать правила дорожного движения.
Что это за помощники? (Дорожные знаки) Для кого предназначены дорожные знаки?
(Для водителей и пешеходов.)
Я буду вам загадывать загадки, а вы должны отгадать о каких дорожных знаках идёт речь.
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый
На ту сторону ведёт
Пешеходный (переход)
Эй, водитель, осторожно
Ехать быстро невозможно
Знают люди все на свете
В этом месте ходят (дети)
Дидактическая игра: "Правильно - неправильно".
Цель: формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте.
Материал: карточки с правильным и неправильным поведением детей (ситуациями) на дороге, на улице и в транспорте (автобусе и метро)
Карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком на каждого игрока.
Ход игры.
В игре принимают участие все дети. Воспитатель раздает детям карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком. Последовательно показывает карточки с различными ситуациями поведения детей на улице, дороге, в транспорте. Дети поднимают ту карточку с солнышком, которая соответствует данной ситуации, т. е. можно так себя вести в транспорте или на улице (улыбающееся солнышко) или нет (грустное солнышко, правильно ли поступают дети или нет. Выигрывает тот, кто не только правильно поднимет соответствующую карточку, но и объяснит, почему он поднял ее.
1. "Поезд"
Цель: учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.
2. "Воробушки и автомобиль"
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Проговаривание потешек ПДДшек
Цель: четкое проговаривание слов, заучивание правил дорожного движения с помощью потешек.
Светофор нам – друг-друг!
Загорелся – круг-круг,
На зеленый – топ-топ!
А на красный – стоп-стоп!
У дороги мяч-мяч
В рюкзачок ты прячь-прячь!
Вдруг ускачет – хоп-хоп!
Под машину – лоп-лоп!
Мы в машину – прыг-прыг!
Ремешками – чик-чик!
Пристегнемся – клик-клик!
И поедем – би-бик!
Познавательная беседа: "Знаки знаешь – уверенно шагаешь!"
Цель: дать понятие, что такое "Дорожные знаки", их предназначение. Показать некоторые знаки, и рассказать о них.
- Ребята, мы сейчас с вами сделали пальчиковую гимнастику, которая называется машина. Скажите, как называют человека, который управляет машиной? (Водитель, шофер.)
- Правильно, шофер или водитель. Как вы думаете, каждый ли может стать водителем?
- Что нам помогает на дороге водителю, чтобы не случилось аварии? (Светофор)
- Правильно! Что нужно сделать, чтобы быть хорошим водителем? (Знать ПДД)
- Да, чтобы быть хорошим шофером, нужно знать правила. А что же все-таки еще помогает на дороге водителю. На что он должен смотреть? (На знаки)
- Конечно, чтобы стать водителем для начала нужно выучить правила дорожного движения и знать дорожные знаки. Я сейчас вам буду показывать дорожные знаки, и читать небольшие стихи о них, а вы внимательно смотрите и слушайте. Хорошо?
Затихают все моторы,
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа, детский сад»
Этот знак такого рода
Он на страже пешехода
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте!
У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут.
Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил
На стоянке у детсада
В тихий час стоять ей надо.
- А вечером, после сна, я предлагаю вам раскрасить некоторые дорожные знаки самостоятельно.
Дидактическая игра «Отремонтируй светофор»
Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.
Материал: шаблон светофора, круги красного, желтого, зеленого цвета.
Ход игры.
Показываем и объясняем детям, что светофор сломался, необходимо отремонтировать светофор (правильно собрать по цвету). Дети накладывают круги на готовый шаблон светофора.
Коллективная речевая игра «Да, нет»
Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.
Ход игры.
Воспитатель задает вопросы, дети хором отвечают «да» или «нет».
Светофор знаком всем детям? - ДА
Знают все его на свете? - ДА
Он дежурит у дороги? - ДА
У него есть руки, ноги? - НЕТ
Есть фонарики – три глаза! - ДА
Он включает все их сразу? - НЕТ
Вот включил он красный свет.
Это значит, хода нет? - ДА
На какой идти нам надо? - ЗЕЛЕНЫЙ
Синий - может быть преградой? - НЕТ
А на жёлтый мы пойдём? - НЕТ
На зелёный - запоём? - НЕТ
Ну, наверное, тогда
На зелёный встанем, да? - НЕТ
Пробежать на красный можно? - НЕТ
Ну, а если осторожно? - НЕТ
А гуськом пройти тогда,
То, конечно, можно? Да! - НЕТ
Верю я глазам, ушам
Светофор знаком всем вам!
И, конечно, очень рада
Я за грамотных ребят!
В ходе реализации проекта «Безопасная дорога!» Предполагаемые цели и задачи были достигнуты в полной мере