Людмила Небензя
Конспект занятия «Берегите воду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Берегите воду».
Краткое тематическое содержание:
I. Игровая мотивация: Загадочное письмо.
II. Основная часть.
1. Беседа о воде.
2. Опыт: «Родник».
3. Дидактическая игра: «Подбери слово».
III. Физкультминутка: «Лягушка»
IV. Появление лягушонка. Создание проблемной ситуации: В озере, где живет лягушонок, пропала чистая вода. Он просит о помощи.
V. Эксперимент: «Фильтрация воды».
VI. Художественное творчество: «Лягушата». (Выполнение работы в технике пластилинографии).
VII. Итог.
Публикация «Конспект занятия „Берегите воду“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
VIII. Рефлексия.
Цель:
Воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи:
1. Углубить и расширить знания детей о природных водоёмах (родник, река, море, океан).
2. Дать представление детям том, какое большое значение имеют родники и другие источники воды для всего живого на земле.
3. Учить детей беречь водопроводную воду.
5. Активизация словаря: родник; хрустальный; необозримый; пресная вода; водоем.
Область применения: познавательное развитие.
Связь с социально - коммуникативным развитием (знакомство с водоемами, опыт «Родник», эксперимент «Фильтрация воды»);
речевым развитием (дидактическая игра «Подбери слово», отгадывание загадок);
художественно - эстетическим развитием (выполнение работы в технике пластилинографии);
физическим развитием (физкультминутка).
Форма проведения: групповая. В виде дидактических игр и упражнений.
Методы реализации:
словесный - беседа о роли воды, чтение стихотворения С. Погореловского «Родник», загадки о воде;
игровой - игровая мотивация: загадочное письмо, дидактическая игра: «Подбери слово», физкультминутка «Лягушка»;
наглядный - картинки «Водоемы», плакат «Вода и ее свойства», показ опыта «Родник»;
практический - выполнение работ в технике пластилинографии «Лягушата», эксперимент «Фильтрация воды».
Возрастная группа обучающихся: старшая группа (5- 6 лет).
Ожидаемые результаты:
• Понимают, что воду нужно беречь.
• Знают природные водоёмы (родник, река, море, океан).
• Имеют представления о том, какое большое значение имеют родники и другие источники воды для всего живого на земле.
• Активизированы в речи детей слова: родник; хрустальный; необозримый; пресная вода, водоем.
• Готовы решать задачи экологического значения в разных ситуациях.
Цель:
Воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи:
1. Углубить и расширить знания детей о природных водоёмах (родник, река, море, океан).
2. Дать представление детям том, какое большое значение имеют родники и другие источники воды для всего живого на земле.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
4. Учить лепить лягушонка из пластилина.
5. Совершенствовать прием примазывания и сглаживания.
6. Закреплять умение пользоваться стекой.
Ход занятия:
I Игровая мотивация.
Воспитатель:- В гости к нам пришло письмо! Очень странное оно!
«Помогите, поспешите, ко мне на помощь приходите!»
Воспитатель: - Ребята, вы понимаете, о чем идет речь?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Я тоже. Кто же завет нас на помощь? Ой, а здесь еще что-то написано.
«Вы загадки отгадайте и тогда поймете, кто нуждается в помощи»
Слушайте загадки и тогда мы, может, поймем, кто нас зовет на помощь.
1. Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли
Жить нельзя нам без (воды).
2. В морях и реках обитает
Но часто по небу летает,
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).
II
Воспитатель: - Правильно. Вы ребята догадались, кто зовет нас на помощь.
А что могло случиться с водой, почему она зовет нас на помощь?
Дети:
- Воды стало мало.
Воспитатель:- Правильно, ребята – если такое случиться с водой, то это большая беда. Давайте будем разбираться, что могло произойти. Ребята посмотрите на глобус. Каким цветом изображена вода на глобусе?
Дети: - Голубым.
Воспитатель: - Посмотрите, на глобусе воды больше, чем суши. Так же здесь есть участки белого цвета, найдите их, как вы думаете, что это? Это тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льдины и снега, которые никогда не тают.
- Ребята, а как вы думаете, откуда так много воды в реках и морях?
Вода прячется глубоко под землёй, там тоже есть озёра, реки, только мы их не видим. Они пробираются из - под земли тоненькими струйками – родниками.
Кто пил воду из родника? Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, холодная.
Опыт: Взять небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положить его наклонно, приложить нижний конец к мисочке. А верхний конец желоба, закрепить на подставке, чтобы он не падал. Взять ёмкость с водой и лить воду небольшой струйкой, чтобы вода напоминала ручеёк, положить несколько мелких камешков создавая преграду для воды.
Из недр земли забил родник
Ручьём хрустальным ставши вмиг - (показать картинку)
Спешат ручьи, вперёд бегут
И вот рекой уже текут. – (картинка-все ручьи впадают в реки)
Реки впадают в моря,
А море как огромный рот
Все воды рек в себя вольёт - (показать картинку)
Ну а потом их примет сам,
Необозримый океан
И он омоет шар земной,
Водою чистой голубой. – (выставить картинки на доске)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, правильно стоят у меня картинки?
( Дети выставляют цепочку: родник, ручей, река, море, океан).
Воспитатель: - А теперь давайте поиграем.
Игра: «Подбери слово»
Воспитатель: - Чтобы ручеёк, океан, река ожили нужно в их адрес произнести красивое слово. Какой ручеёк? Дети: - Голубой, журчащий, красивый, прозрачный, говорливый.
Воспитатель: - Какая река? Дети: - Мелкая, горная, чистая.
Воспитатель: - Какой океан? Дети: - Необозримый, широкий, бездонный, спокойный.
Воспитатель: - Можно ли пить воду из моря, океана? Дети: - Нельзя, она солёная.
Воспитатель: - Какую воду можно пить? Дети: - Пресную.
Воспитатель: - Откуда берётся пресная вода? Дети: - Из рек, озёр.
Воспитатель: - Посмотрите на глобус, где больше воды, в океанах или в реках? Дети: - В океанах.
Воспитатель: - Правильно, а пресной воды мало, поэтому вода и зовет нас на помощь. Ее может стать еще меньше. Как нужно беречь воду?
Дети: - Выключать краны.
Воспитатель:- А как беречь воду в роднике, в реке? Дети: - Не засорять их, очищать, обустраивать родники. Воспитатель: - Лесные родники нужны зверям и птицам для водопоя. Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Люди берегут родники, делают навесы, обкладывают камнями, огораживают их.
III Физкультминутка. «Лягушка»
Это чьи мелькают пятки?
Кто играет с нами в прятки?
Прыг да скок, прыг да скок - (Прыжки)
Ускакала под кусток. (Глубокий присед)
Кто там прячется от нас?
Ну-ка поглядим сейчас. (Дети встают и наклоняются)
Это шустрая лягушка!
Выходи играть, квакушка!
Посмотри, как небо ясно! (Руки вверх)
Как природа здесь прекрасна! (Руки в стороны)
А лягушка любит дождь. (Руки скрещены на груди, ладони на плечах)
Чем мы можем ей помочь?
Ведь сегодня ясный день,
Отнесем лягушку в тень. (Дети садятся)
IV Появляется лягушонок.
Воспитатель: - Ребята, смотрите, к нам и, правда, пришел лягушонок. Здравствуй, лягушонок! Присоединяйся к нам. Мы как раз проводили физкультминутку про тебя. А почему ты такой грустный? Поиграй с нами.
Лягушонок: - У меня проблема,
У меня беда,
В озере пропала
Чистая вода.
Все мои подружки
Зеленые лягушки
Новый дом себе нашли,
А я остался здесь один.
В моем озере гибнут растения, рыбкам и мне тяжело дышать. Я хочу очистить воду в водоеме, но не знаю как.
Воспитатель: - Так значит это из вашего озера пришло письмо о помощи.
Лягушонок: - Да. Какие - то люди набросали в озеро мусор, завод слил нам грязную воду, вот и стало погибать наше озеро. Помогите нам!
Воспитатель: - Хорошо. Мы постараемся тебе помочь. Сейчас мы пойдем с тобой, вытащим мусор и постараемся очистить воду. Ребята, поможем лягушонку?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Тогда поспешим на помощь.
Подойдя к водоему, вытащить мусор (пакеты, консервные банки и др.).
Воспитатель: А теперь мы попробуем очистить воду.
V Эксперимент: «Фильтрация воды».
Воспитатель: - Мы возьмем грязную воду из водоема и очистим ее. Для этого мы возьмем воронку, вложим специальную ткань фильтр и начнем пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получилось?
Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
Грязь не пустим через фильтр,
Чтоб в воде могли резвиться: рыбки плавать и нырять,
Лягушата отдыхать, растения могли расти
И купаться, конечно, мы!
Вода стала чистой, и если ее прокипятить, то можно ее выпить, а фильтр стал грязный. Давайте наполним наш водоем чистой водой. Теперь рыбкам будет легко дышать, растения начнут снова расти и вернуться друзья нашего лягушонка. А чтобы лягушонку не было скучно, пока его друзья не вернулись, сделаем ему друзей из пластилина. Давайте рассмотрим лягушонка. На что по форме похож лягушонок?
Дети: На шар.
Воспитатель: Посмотрите, а на что похоже туловище?
Дети: На овал.
Воспитатель: Правильно, туловище похоже на изогнутый овал. Как вы думаете, для туловища нам достаточно слепить просто овал?
Дети: Нет, на туловище есть рот, глаза.
Воспитатель: Правильно. Поэтому, прежде чем приступить к лепке, ответьте на вопрос: лепить лягушонка мы будем из целого куска пластилина или из нескольких частей.
Дети: Из частей. Отдельно слепим туловище, прорежем рот. Лапки и глаза слепим отдельно.
Воспитатель: Сначала мы должны разделить кусок пластилина на четыре равные части. Для изготовления лапок возьмем один из четырех кусочков. Разделим его на три равные части. Сначала сделаем задние лапки. На что похожи лапки?
Дети: На валики.
Воспитатель: Из двух частей пластилина скатаем два одинаковых по толщине валика. Сплющим концы валиков и наметим на них стеком перепонки. Уберем готовые лапки в сторону. Теперь сделаем передние лапки лягушонка. Они должны быть короче задних. Поэтому оставшийся третий кусочек пластилина разделим пополам и повторим процедуру изготовления задних лапок. Получатся передние лапки, они короче задних. Из оставшегося пластилина скатаем сначала шар, а затем сделаем овал. Немного изогнем его, чтобы он был похож на фасоль. Сделаем надрез на одном конце и слегка отогнем нижнюю часть. Из белого пластилина скатаем два маленьких одинаковых шарика. Это будут глаза лягушки. Закрепим их на голове. Сверху накроем глаза тонкими веками. Сзади веки должны соприкасаться с туловищем. В рот лягушки вложим язычок, сделав его из кусочка красного пластилина. Теперь соберем лягушонка. Передние лапки прикрепим и аккуратно замажем места соединения. Задние лапки прикрепим перепонками вверх. Затем загнем их вперед и опустим вниз. Вот и готов наш лягушонок.
VI Лепка: «Лягушата»
Воспитатель: - У вас на столах есть все необходимое для работы. Садитесь на свои места и приступайте к работе. Но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Две веселые лягушки
(Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)
Ни минуты не сидят
(Резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают над столом)
Ловко прыгают подружки.
(Кладут ладони на стол)
Только брызги вверх летят.
(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)
VII Итог.
Воспитатель: - Вот и готовы наши лягушата. Давайте их поселим в нашем водоеме.
А сейчас Лягушонок расскажет стихотворение о воде:
Стихотворение С. Погореловского:
«Родник иссяк, ручей ослаб
а мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря,
не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет
и нет водицы – нет, нет, нет…»
(Лягушонок благодарит за помощь, за друзей-лягушат и уходит).
Воспитатель: - Чистую воду надо беречь. Возможность пользоваться ванной, душем, водопроводом – это великое благо. Чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди вкладывают большой труд. Водоемы – это жизненное пространство рыб, различных беспозвоночных, микроорганизмов, а также многих птиц и зверей. От чистоты водоемов зависят возможности полноценного отдыха и рыбного промысла. Как часто по вине людей, которые не правильно ведут себя на природе, другие вынуждены обращаться к врачу с ранами на ногах, также страдают живые существа. Бросать что- либо в водоемы и по берегам недопустимо.
«Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!»
Как мы уже говорили в начале занятия - воды на нашей планете много, но все
равно ее надо беречь, а чтобы вы про это не забывали я вам всем дарю эмблемы «Экономь воду!» и «Берегите воду», чтобы вы могли подарить их родителям, друзьям.
VIII Рефлексия.
Приложение № 1
Материально - техническое обеспечение
Предварительная работа.
1. Чтение экологической сказки познавательного характера «Путешествие Капелек». 2. Беседы на темы: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?» 3. Знакомство с пословицами и поговорками о воде, отгадывание загадок, чтение стихов о воде. Заучивание стихотворений, загадок, наблюдения.
Материалы и оборудование:
1. Плакат «Какая бывает вода?»
2. Глобус – модель Земли.
3. Эмблема «Экономь воду», «Берегите воду»
4. Желобок, миска, емкость с водой.
5. Картинки: родник, ручей, река, море, океан.
6. Стаканы, воронки, фильтр.
7. Мультимедийный экран, ноутбук, проектор.
8. Пластилин, картон синего цвета размером А 5 с силуэтом лягушонка, салфетки
Приложение № 2
Список используемой литературы:
1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Алексеева Е. Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20.
3. Бобылева Л. К. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16-19.
4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб. : «Детство-пресс». 2001.
5. Волочкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в детском саду. Экология. ТЦ «Учитель», Воронеж. 2004.
6. Давыдова Г. Н. Пластилинография. М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
7. Кирикэ Г. Ребенок и природа //Дошкольное воспитание. – 1993. – № 3. – С. 3-9.
8. Киселева Л. С., Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. : Арктри. 2005
9. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
10. Костюченко М. Экспериментируем //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8. – С. 27-37.
11. Маханева М. Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста //Управление ДОУ. – 2005. – № 2. – С. 57-66.
12. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003.
13. Николаева С. Н. Эколог в детском саду //Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7. – С. 34-38.
14. Рыжова Н. А. Экологическое образование дошкольников: теория и практика. – М. : Институт развития проф. образования, 1999.
15. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М. : Карапуз, 2000.
16. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. –М. : пед. университет «Первое Сентября», 2006.
17. Я хочу дружить с природой. Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников: Конспекты экологических разработок в помощь педагогам дошкольных учреждений. – Липецк, 1995.