Галина Борискова
Викторина «Берегите воду»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:воспитатель
Борискова Галина Николаевна
Вода! Ты – сама жизнь!
Ты – самое большое богатство на Земле!
Антуант де Сент – Эксюпери
Актуальность. Проблема ухудшения экологической обстановки в современном мире требует от людей понимания сложившейся ситуации и бережного отношения к окружающей среде. Экологическое воспитание детей - это долгий путь формирования правильного отношения к природе, понимание элементарных связей всего живого, чувство сопереживания, ответственности и бережливости природных богатств : почвы, растительного и животного мира, воды.
Публикация «Викторина „Берегите воду“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Вода. Викторины, интеллектуальные игры
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Сценарии развлечений
- Темочки
Проблема защиты и бережного отношения кэкологии сегодня очень важна и актуальна. Поэтому уже с раннего возраста необходимо учить детей бережно относиться к природным ресурсам.
Вода - самое главное богатство на земле! Вода- этоне только реки и озера, вода – это облака и растения, животные и мы – люди. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла чистая вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна и для жизни человека!
Сегодня необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к воде, ведь если исчезнет вода – исчезнет и жизнь.
Пока ещё не поздно, нужно сделать всё необходимое для сохранения водоёмов и спасения нашей голубой планеты, для формирования экологического сознания детей и начинать надо уже с детского сада.
Цель:формирование у дошкольников элементарных экологических знаний и представлений.
Задачи:
- Формировать знаний о свойствах воды.
- Показать важность воды в природе.
- Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
- Уточнить представления об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
- Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.
- Воспитывать экологическую культуру детей, любовь к природе.
- Воспитывать навык бережного отношения к воде.
Материалы и оборудование: Иллюстрации рек, озер, морей; оборудование для опытов: стаканчики, соль, глина, ложечки, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки; ковши одинакового размера, целлофановый пакет, таз с водой.
ТСО: ноутбук, интерактивная доска, тематическая презентация «Вода – это жизнь».
Предварительная работа:
Разучивание стихов, пословиц, примет о воде. Просмотр документальных фильмов: «Великие озера», «Какие водоемы на нашей планете ты знаешь», «Какие свойства воды ты знаешь», «Чем отличается вода в морях и океанах». Слушаниеприродных звуков: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя.
Чтение художественной литературы: сказка «Приключение капельки», р. н. сказка «Снегурочка», заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман», чтение произведений Н. А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели».
Изготовление методического пособия: лепбук «Бродит капелька по свету».
Изготовление эмблем для команд «Капелька» и «Росинка».
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие,
речевое развитие,
социально-коммуникативное развитие,
физическое развитие.
Ход занятия.
Звучит музыка «Добрый день» Я. Дубравина.
Дети входят в зал и садятся.
Ведущий. Вода – основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
Сегодня мы с вами постараемся раскрыть многие тайны воды и узнаем много интересного и нового.
У нас присутствуют две команды:
1 команда «Капелька»
2 команда «Росинка»
А сейчас команды поприветствуют друг друга.
Команда «Капелька» :
«Пусть наша капелька мала
Нас ждут великие дела,
Команда «Капельки» вперед!
Мы верим, нас победа ждет!
Команда «Росинка»
Поможет нам целебная вода
Сохранить здоровье на года.
А, значит, добьемся мы успеха,
И трудности нам не помеха!
Ведущий. И первое задание «Найди воду» (с использованием ИКТ технологий)
Выходят по очереди представители от каждой команды. На экране слайд, где вода в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Из предложенных картинок (дождь, снег, роса, ручеек, водопад, лужа, стакан с водой, туман, пар, лед, облака, град, айсберг, капелька) дети каждой команды выбирают нужные, объясняют свой выбор.
1) ЖИДКОЕ СОСТОЯНИЕ
Вода- это жидкость, это- дождь, капелька, роса, ручеек, лужа, стакан с водой)
2) ГАЗООБРАЗНОЕ МОСТОЯНИЕ
Это - пар, облака, туман.
3) ТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ
Это – лед, град, айсберг.
Ведущий. Молодцы, ребята, правильно все справились с заданием.
После каждого задания жюри подводят итоги.
Ведущий: Ребята, послушайте, что это за шум?
Ответы детей:
- Это шумит вода.
-Ручеек.
- Я думаю, что это прибой.
- Это море.
Звучит запись шума ручья или морского прибоя. Пока дети слушают, часть зала отгораживают ширмой, и на полу раскладывается «мусор».
Под музыку Р. Паулса «Плачущее небо» (запись) входит РЕЧКА, останавливается среди мусора.
Речка читает стихотворение В. И. Мирясовой.
Я болею, погибаю, умираю!
У меня беда – грязная вода.
Люди, как не стыдно вам!
Набросали всякий хлам:
Доски и опилки, ведра и бутылки.
Не ступить на дно: все засорено оно.
Мертва речная гладь, даже чаек не видать.
Улетели птицы от такой водицы.
Окуни и судаки – все уплыли из реки,
Не увидишь и ерша, так вода не хороша.
А заводы, не спросясь, льют и льют в водицу грязь.
Отравила химия, умираю, гибну я…
Ведущий. Дети, можем ли мы помочь речке? А как?
Дети. Очистить ее от мусора, не бросать в речку разный хлам.
Ведущий. Так скорее выходите и речке в ее беде помогите.
Второе задание «КТО СКОРЕЕ ОЧИСТИТ РЕЧКУ»
Ведущий. Ребята, вам нужно не просто очистить речку от мусора, но и отсортировать его. В одну сторону – мусор из дерева, в другую – из пластика, в третью – из металла.
Дети выполняют задание.
Речка. Спасибо, дорогие помощники! Я надеюсь, что теперь ко мне вернутся все мои рыбешки, а вы - дети, никогда не будете засорять ни водоемы, ни реки.
Ведущий. Молодцы, ребята, помогли речке, и с заданием справились, правильно отсортировали мусор. А теперь нас ждет третье задание
«НАЗОВИТЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПРИМЕТЫ О ВОДЕ»
Вода путь найдет.
Вода и землю точит, и камень долбит.
Где вода – там саду цвесть.
Была бы водица, а зелень народиться.
Роса да туман – живут по утрам.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Если от капель дождя на воде образуются пузыри – к продолжительному ненастью.
Радуга скоро исчезнет – к хорошей погоде.
Радуга долго стоит после дождя – к ненастью.
Зимой солнце садиться в облака – к снегопаду.
Роса с вечера – к хорошей погоде.
Первый туман над лесом – пошли грибы.
Дождь начался крупными каплями – значит скоро кончиться.
Ранняя весна – много воды.
Туча летуча, а дождь бегун.
Ведущий. Молодцы, ребята, как много пословиц и примет вы знаете про воду. А сейчас я предлагаю всем немного размяться.
Физкультминутка
Очень всем нужна вода,
Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили
Влево, вправо поклонились,
Вместе на носочки встали
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра.
За работу нам пора.
Ведущий. Приглашаю, вас ребята, отправиться в лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы туда пойдем, скажите, а что там делают?
Дети. Проводят опыты.
Ведущий. А чтобы все получилось, в лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
- Внимательно слушать воспитателя.
- Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
-Не забывать, после каждого опыта сделать вывод.
Сейчас мы проведем опыты с водой и узнаем некоторые ее свойства.
Опыт 1. (для команды «КАПЕЛЬКИ»)
Цель. Убедиться, что вода прозрачная.
Материал: стакан, вода, чайная ложка.
Ход опыта:
Опустим в стакан с водой ложку.
Видна ли ложка?
О каком свойстве это говорит?
Вывод: вода - прозрачная.
Опыт 2.(для команды «РОСИНКА»)
Цель. Доказать, что вода бесцветная.
Материал: вода, стакан, бумага разных цветов.
Ход опыта:
Рассмотреть воду в стакане.
Имеет ли вода цвет?
Сравним цвет воды с цветными полосками голубого цвета, синего, серого, жёлтого, белого.
Вывод: вода не имеет цвета.
Опыт 3. (для команды «КАПЕЛЬКИ»)
Цель. Определить, имеет ли вода запах.
Материал: вода в стакане.
Ход опыта:
Дать вдохнуть запах.
Имеет ли вода запах?
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4. (для команды «РОСИНКА»)
Цель. Доказать, что есть растворимые в воде вещества.
Материал: вода в двух стаканах, соль, глина, ложечка.
Ход опыта:
В стакан с водой насыпаем немного соли, размешиваем.
Что заметили? (Соль растворилась)
В другой стакан насыпаем измельченную глину, размешиваем.
Что заметили? (Вода стала мутной)
Вывод: Есть вещества растворимые в воде и нерастворимые.
Опыт 5. (для команды «КАПЕЛЬКИ»)
Цель. Дать понятие о фильтрации, научить очищать воду простейшим способом.
Материал: стакан воды с глиной, бумага для фильтра, чистый стакан.
Ход опыта:
Сделать фильтр из специальной бумаги, пропустить через неё воду с глиной. Какая стала вода после фильтрации?
Вывод: вода стала чистой после фильтрации.
Опыт 6. (для команды «РОСИНКА»)
Цель. Дать понятие, что вода принимает форму сосуда. В который она налита.
Материалы:узкий, высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковши одинакового размера, целлофановый пакет, таз с водой.
Ход опыта. Перед детьми различные сосуду, нужно проверить, может ли вода иметь форму. Как это поверить?
Дети наливают воду во все сосуды при помощи ковша и определяют количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в который она налита.
Ведущий: Лаборанты помогли нам больше узнать о воде. Теперь мы знаем, что вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются, а очистить воду можно с помощью фильтра, вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Прошу жюри подвести итоги и этого конкурса.
Заключительный этап.
Ведущий. Вода добрый друг и помощник человека.
Послушайте стихотворение, которое подготовил Максим.
«ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
Наталья Рыжова
Ведущий. Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и сохранять : вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим и запрещать другим.
Жюри подводит итоги викторины, объявляет количество заработанных баллов и награждает всех участников медалями «Знаток Воды» и сладкими угощениями.
Основные выводы.
В ходе викторины, воспитанники постоянно проявляли познавательную активность, с интересом работали на интерактивной доске, выбирая, в каком состоянии находится вода. Активно обсуждали проведенные опыты, анализировали и делали выводы, узнавая свойства воды, в ходе экспериментирования. Дети научились сортировать мусор, узнали о различных источниках загрязнения воды, его последствиях. Поняли, насколько вода важна для всех живых существ. Обогатили словарь: «растворяет», «прозрачная», «фильтр», «кристаллизация». И, самое главное - осознали необходимость бережного отношения к водным ресурсам планеты для здоровья и сохранности всего живого на Земле.
Список литературы
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-СПб. :-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил. - Прил:1 электрон. опт. диск (Библиотека программы «Детство»)
2. Коломина И. В. Занятия по экологии в детском саду-М. :ТЦ Сфера, 2008-144
3. Л. В. Рыжова Методика проведения занятий познавательного цикла, С – Петербург, Детство – пресс, 2017.
4. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. \Под ред. Л. М. Маневцевой: СПб Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.
5. «Юный эколог» С. Н. Николаева.
6. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
7. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т. А. Шорыгина.
8. Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?», «Растения – синоптики».