Светлана Фролова
Консультация «Триединство: Детский сад — педагог — родитель ребёнка с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Триединство:
Детский сад-педагог-родитель ребёнка с ОВЗ»
Автор статьи:
Фролова Светлана Валерьевна
воспитатель старшей группы «Пчёлки»
МБДОУ №144 «Детский сад компенсирующего вида»
г. Кемерово
«Чтобы достичь успеха в научении чему-либо важны три элемента: ученик, учитель и метод»
Китайская мудрость
1 ноября 2020 г, г. Кемерово
В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: участвуют в разработке и реализации программы, в мероприятиях детского сада, проектной деятельности, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
Успех образовательного процесса во многом зависит от того образа педагога, который сформировался в сознании ребенка. Поэтому имидж и уровень компетенций самого педагога выступает одним из условий качественного образовательного процесса
Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
Согласно представленной идеи о триединстве, под методом понимается, ДОУ, как образовательная среда для реализации методов взаимодействия. Педагог как учитель, а применительно к нашей практике воспитатель, дефектолог, логопед. И родитель как фундаментальная движущая и мотивационная сила в развитии ребёнка, рассматриваемая в тесной связи с ним.
Триединство подразумевает сложный взаимосвязанный механизм в котором каждый элемент является неотъемлемой частью.
Рассмотрим каждый элемент подробнее, первый «Родитель». Как известно родитель представляет собой важного участника педагогического процесса, однако которому постоянно требуется повышение психолого-педагогической культуры родителей по широкому спектру детско-родительских отношений через лекции и семинары:
«Поощрение и наказание в дошкольном возрасте»
«Как стать хорошим родителем?»
«Ребенок и трудная семейная ситуация»
«Ранняя профилактика зависимостей у детей»
«Почему ребенок плохо говорит? Психологические аспекты развития речи»
«Семья как главный фактор развития ребенка в дошкольном возрасте»
«Причины нарушений в поведении ребенка в дошкольном возрасте»
«Как воспитывать мальчиков и как воспитывать девочек»
«Если бабушка главная в доме…»
«Критические периоды развития ребенка в дошкольном возрасте»
«Развитие творчества и креативности в дошкольном возрасте»
«Ждем второго малыша» и другие.
Планируемая работа с родителями, реализуется в трёх этапах:
I этап. Ознакомление педагогического коллектива со всеми современными законодательными актами и понятиями «качества образовательной деятельности»: регулярное проведение семинаров и консультаций; групповой и индивидуальный разбор нормативных актов и методических пособий; совместное определение условий для внедрения в работу новых стратегий, повышающих качество воспитательно-образовательного процесса
II этап. Выработка единых критериев работы с семьей у всего педагогического коллектива на всех возрастных группах для повышения качества воспитательно-образовательного процесса
III этап. Создание механизмов взаимодействия с родителями (законными представителями) и семьей ребенка в новых условиях
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
повышение педагогической культуры родителей
вовлечение родителей в деятельность ДОУ
совместная работа по обмену опытом
Второй элемент «Метод» – выражается в применении таких технологий, как:
технология разноуровневого обучения
технология адаптивного образования
технология дистанционного обучения
технология программированного обучения
технология ТРИЗ
личностно-ориентированная технология
здоровьесберегающие технологии
игровые технологии
технология коллективного взаимообучения
технология модульного обучения
технология концентрированного обучения
интерактивные технологии
технология поэтапного формирования умственных действий
технология проблемного обучения в ДОУ
технология «Портфолио дошкольника»
технология дистанционного обучения
здоровьесберегающие технологии
технология проблемного обучения в ДОУ
технология дистанционного обучения
Однако, применительно к сегодняшней сложившийся ситуации, наиболее актуальны три из них, а именно: технология дистанционного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения в ДОУ.
Технология дистанционного обучения – это организация всего процесса на самостоятельность работы вне ДОУ, поддержка связи дистанционно с семьями воспитанников. Актуально, так как ребенок с ОВЗ очень часто может отсутствовать в ДОУ, например, в связи с лечением, и именно дистанционное образование позволяет ему быть в теме интересов группы ДОУ.
При этом особенно важно в дошкольном возрасте придерживаться норм СанПин для ДОУ.
Виды дистанционного обучения в ДОУ:
o дистанционные занятия на зум
o дистанционные родительские собрания
o дистанционные мастер классы для родителей (страницы в инстаграмме отдельных групп и специалистов)
o дистанционное консультирование индивидуальное (ватсап, зум) и коллективное (инстаграмм, в том числе и заочное использованием офиц. сайта
o дистанционное анкетирование: выявление актуальных проблемных вопросов и контроль качества образовательного процесса, быстрый и оперативный опрос по проблемам требующего быстрого решения (например участие в ГТО – инстаграмм, вк)
o акции, флэшмобы (поздравить маму с Днём мам., челенджи (например Акция памятные даты День Победы – помним, гордимся, помощь животным)
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
o медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);
o физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)
o валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
o валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
o здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
o это совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
o смене вида деятельности;
o предупреждении утомляемости;
o снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
o активизации кровообращения;
o активизации мышления;
o повышении интереса детей к ходу занятия;
o создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
o улучшить работу внутренних органов;
o активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
o тренировать дыхательный аппарата;
o осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
o повысить защитные механизмы организма;
o восстановить душевное равновесие, успокоиться;
o развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
o осязательных ощущений;
o координации движений пальцев и рук;
o творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
o массаж;
o действия с предметами или материалами;
o пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
o снятия напряжения;
o предупреждения утомления;
o тренировки глазных мышц;
o укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
o проведение психофизической разрядки;
o развитие познавательных психических процессов;
o нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
o коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
o этюдов с использованием мимики и пантомимы;
o этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
o этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
o восполнение «двигательного дефицита»;
o развитие двигательной сферы детей;
o укрепление мышечного корсета;
o совершенствование познавательных процессов;
o формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
o проявить эмоции, переживания, фантазию;
o самовыразиться;
o снять психоэмоциональное напряжение;
o избавиться от страхов;
o стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Ароматерапия
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:
o улучшение самочувствия и настроения детей;
o профилактика простудных заболеваний;
o решение проблем со сном.
Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:
o фитотерапию;
o цветотерапию;
o музыкотерапию;
o витаминотерапию;
o физиотерапию;
o гелиотерапию;
o песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса.
Технология проблемного обучения в ДОУ -суть в том, чтобы поставить проблему перед ребенком, а он ее решит через добывание знаний. Каждое исследование это решение, какой-то проблемы. Например, Например проблема – как помочь бездомным животным.
Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются проблемный вопрос, задача и ситуация. Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?
Рассмотрим их особенности.
Проблемный вопрос.
Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)
• Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
• Почему утка плавает, а курица нет?
• Почему обувь не делают из железа?
Проблемная задача.
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.
Например:
Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.
Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.
Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему?
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Заключение
Триединство «Детский сад-педагог-родитель ребёнка с ОВЗ» представляет собой единый и неразрывный механизм.
Каждый элемент данного триединства самодостаточен и важен, без участия хотя бы одного из них невозможен эффективный образовательный процесс.
Несмотря на это, особо важным элементом является «Родитель» – как неотъемлемая часть ребёнка-ученика.
Благодарю за внимание!