Инна Козлова
Консультация для педагогов «Трудный родитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги часто говорят, что самое трудное в их работе – не подготовка к занятиям, не воспитанники и не ученики, даже не отчетность, а общение со сложными родителями!
Не секрет, что многие родители ДОУ интересуются лишь питанием ребенка, а также считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми. Педагоги в свою очередь превращаются из дипломированных квалифицированных работников в подобие оплачиваемых нянь и гувернанток. Всё это очень грустно. Как итог - возникающие трудности в общении с родителями. В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Публикация «Консультация для педагогов „Трудный родитель“» размещена в разделах
Педагог, в общении с родителем, должен всегда использовать технику
"Я - высказывания"
- способ передачи партнеру сообщения о чувствах. Оно не содержит в себе негативной оценки, обвинения другого человека и оказывается эффективным в ситуациях конфликта с родителем, так как позволяет снизить напряжение и способствует взаимопониманию. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта, говорящий выражает словами проблему, чувства, возникающие у него в связи с этим, причину их появления и кроме того выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшении ситуации.
Для обучения этому навыку необходимо составить алгоритм построения "Я - высказывания":
1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: "Дима на мою просьбу поднять стульчик, ответил: "Я не буду:" (Сравните: "Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требования поднять стул").
2. Точное выражение словами своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни ребенка, а выразить свои чувства: "Я расстроилась:", "Я рассердилась".
3. Описания причины возникновения чувства. Например: "Ведь я накануне предупреждала о том, что стулья хрупкие, старые".
4. Выражения просьбы. Например: "Я прошу вас проконтролировать в течение недели (то - то и то- то) и прийти в пятницу, или позвонить мне, чтобы обсудить наши совместные действия". Безусловно не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма общения с родителями о ребенке вызовет наименьшее сопротивления и недовольство вашим общением, потому что показывает вашу заинтересованность в решении проблемы (а не бессильную злобу и обвинение, ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание совместного взаимодействия с родителями. Для того чтобы общение было эффективным желательно соблюдать следующее рекомендации.
УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:
Не выносите суждений.
Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
Не поучайте! Не подсказывайте решения.
Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
Не ставьте «диагноз»! Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
Не выпытывайте.
Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
Всегда стремитесь быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Старайтесь почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находите возможность каждый раз
говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке
— это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Итак, общение - это умение слышать друг друга в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не будем искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.
А если у Вас уже всё- таки возник конфликт с родителем? Что делать? Как из него выйти?
Что такое конфликт
Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.
Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.
В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные.
Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.
Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.
Единый алгоритм решения любого конфликта.
Первое, это спокойствие. При возникновении конфликтной ситуации важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи.
Второе, анализ ситуации без превратности. Обычно, всё происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента. Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Третье, открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
Четвертое, выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
Пятое, выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Почему пора вернуть советскую школу
(которая считалась лучшей)
В советской школе авторитет учителя ДАЖЕ не обсуждался. Там родители боялись на собрание пойти и им было стыдно, если о ребенке что-то плохое говорили. Теперь попробуй скажи что-нибудь, они начинают защищать. Они закрывают глаза на недостатки своих детей и обвиняют учителей в некомпетентности. НО один учитель не может подстроиться под каждого ребёнка, их слишком много!
Поэтому и существуют правила норм поведения. Но дети воспитываются дома эгоистами. Каждая мама учит, что он самый лучший, и он дома (со слов родителя) не дерется. То есть педагог оклеветал ангела, по их мнению.
Раньше дети дома наказывались, если родители на собрании услышали что-то плохое.
Теперь ЛЮБЫЕ НАКАЗАНИЯ РЕБЕНКА ПОД ЗАПРЕТОМ!
Учитель получает стресс.
Думает, как бы так аккуратно рассказать о плохом поведении ребенка, чтобы потом мамаша не побежала жаловаться " наверх".
Есть конечно и добрые,и нормальные, и адекватные родители. Это те, кто сами с детьми работает и всё понимает, это те, кто объективно оценивает своих детей, не боготворят их. Но их меньшинство!
Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями
Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.
Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.
Отметить в положительном ключе включённость родителя в дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности.
Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.
Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).
В случае, если конфликт затяжной и в него вовлечены другие люди (администрация или родители других детей и т. п.)
, имеет смысл обсудить возможность использования технологий групповой работы с привлечением внешних специалистов.
P.S.:Это не притча, это одна из мудростей и она звучит так
"Бог дал человеку два колена, чтобы он одно преклонил перед своим Учителем, а второе - перед врачом"
Если бы все родители это понимали, понимали бы морально тяжёлый Труд Учителя -конфликтов бы не было. В конце концов наше государство не будет просто так давать пенсию после выработки 25 лет педагогического стажа, значит для этого действительно есть основания!
И конечно каждому родителю хочется, чтобы ребенок попал к ЛУЧШЕМУ учителю, который научит не только писать и считать, но и будет прививать ребенку правильные общепринятые нормы общения и поведения. Для ребенка Учитель, воспитатель, особенно первый —
это образец поведения, пример для подражания.
От того насколько поведение учителя соответствует этике, профессиональной культуре будет зависеть отношение ребенка к школе, к окружающему его обществу. Даже внешний вид педагога не останется незамеченным для детей.
На сегодняшний день единого ответа на вопрос о «правильном» поведении учителя не существует. У каждого педагога свой индивидуальный стиль общения с ребенком, с родителями,своя особенная манера преподавания, но основополагающим в работе педагога должны быть