Елена Геннадьевна Хоренко
Преемственность в коррекционной работе учителей-логопедов детского сада и школы в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Итак, проблема преемственности в работе в работе логопедов детского сада и школы является одной из самых актуальных проблем нашего образования, т. к. сейчас, как никогда возрос процент детей с речевыми патологиями. В настоящее время логопеду детского сада, который является начальной ступенькой на лестнице коррекции, в одиночку не справиться с этим заданием, необходимо полное взаимодействие семьи ребенка, воспитателей, психолога, так и педагогов и логопедов следующей ступени – это школы
Публикация «Преемственность в коррекционной работе учителей-логопедов детского сада и школы в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа логопеда. Логопедия
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Тесная взаимосвязь в работе логопедов дошкольных учреждений и школ будет способствовать в решении проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями.
Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Как показывает практика, свыше 30% детей, поступающих в школу, имеют речевую патологию.
Учителей - логопедов дошкольного и школьного звена беспокоит период адаптации детей - логопатов. Мы понимаем, что без специально организованной систематической помощи логопеда в дошкольном, а затем и начальном школьном периоде обучения дети с нарушениями речи не смогут в срок и в полном объеме овладеть навыками письма и чтения. Что в свою очередь сделает невозможными для них дальнейшее полноценное обучение и социокультурную адаптацию.
Акцентируя внимание на предпосылках успешного овладения письменной речью, без сомнения, можно включить в «группу риска», в отношении возникновения трудностей чтения и письма, детей с задержкой психического развития (ЗПР, общим недоразвитием речи (ОНР) .
У детей с ОНР в первую очередь страдает речевая готовность к овладению письменной речью, в связи с несформированностью устной. Как известно, письменная речь, являясь вторичной по отношению к устной, формируется на ее основе, что и определяет детерминированность уровня владения письменным языком, глубиной речевого развития.
Логопеды – дошкольники должны информировать логопедов школы о поступлении детей с ОНР, ЗПР и дислексией, а также осуществлять наблюдение за дальнейшим их развитием. В свою очередь, логопеды и учителя начальной школы должны осуществлять более раннее знакомство со своим будущим контингентом, знать индивидуальные особенности детей со сложными нарушениями речи. Все это будет также способствовать решению проблемы преемственности логопедов ДОУ и школы в обучении детей с ОНР.
Взаимодействие логопедов ДОУ и школы осуществляется в следующих направлениях:
-ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;
-ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;
-составлении плана работы по устранению речевых нарушений;
-посещении занятий в ДОУ логопедами школы;
-участии в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников (март);
-составлении подробной характеристики детей-логопатов в ходе работы совещания-“круглого стола” (май);
-передаче сопроводительных карт воспитанников ДОУ (май);
-ознакомлении с планом сопровождения учеников-логопатов;
-посещении занятий в школе логопедами ДОУ
-участии в работе совещания- “круглого стола” на базе школы.
Что дает такое взаимодействие?
1. Четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника.
2. Целостное видение проблем будущего ученика.
3. Экономию времени в диагностировании ребенка.
4. Постановку и формулирование грамотного речевого заключения.
5. Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей-логопатов.
6. Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала учащимися.
К сожалению, такое тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе есть далеко не во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами:
1. Часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;
2. Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
3. Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей-логопедов.
4. Нет взаимодействия МО учителей-логопедов школ и учителей-логопедов ДОУ в направлении преемственности.
Предложения для учителей-логопедов :
• Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.
• Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности.
• Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе в рамках МО.
• Учителям-логопедам ДОУ заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка.
Для логопедов, как и для остальных педагогов преемственность – это
непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.