Елена Михальчук
Образовательный цикл «Волшебные ладошки» Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели первой квалификационной категории:
Михальчук Елена Евгеньевна
Науменкова Елена Геннадьевна
Педагог – психолог высшей категории:
Зайцева Ольга Викторовна
«Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В. Л. Сухомлинский.
Цель:
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования.
Публикация «Образовательный цикл „Волшебные ладошки“ Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Задачи:
1. Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
2. Поддерживать интерес детей к творческому освоению изобразительных материалов (краски гуашь и акварель, пастель) и художественных инструментов.
3. Создавать условия для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей.
4. Развивать чувство композиции, цветовосприятия и зрительно-двигательную координацию.
5. Развивать творческое мышление.
6. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.
7. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
8. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Актуальность:
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Ладошка - первый и самый удобный инструмент, которым ребенок может начать свое художественное творчество. В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными.
Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию.
У леворуких детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки. Любая изобразительная деятельность способствует эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности, развивает фантазию, пространственное и образное мышление.
Когда ребенок создает изображение, у него совершенствуется представление об окружающем мире. Он запоминает характерные особенности и детали предметов, овладевает изобразительными навыками, находит первые конструкторские решения.
Процесс рисования ладошками интересен и увлекателен, что дарит ребенку новые ощущения, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества.
Вид образовательного цикла: творческий.
Сроки реализации: март
Краткая аннотация образовательного цикла
Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• музыкальное сопровождение.
Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.
Так и в нашей группе дети настолько любознательны и активны, что в течении всего года ощущали себя маленькими художниками. Все свое свободное время малыши переживали радость творчества. Они узнавали, что один и тот же образ можно рисовать разными способами. Использовали в продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
Был заметен эмоциональный подъем у детей, полное исключение скованности и страха в выборе материала и техники выполнения работ на занятиях, в самостоятельном творческой деятельности. Ощутимо проявилось стремление экспериментировать в сочетании техник и доступного материала в рисовании. Ребята с нетерпением ожидали этой увлекательной деятельности, интересовались: «А что мы сегодня будем делать?», «Когда будем выдувать трубочкой кляксу?», «А с помощью чего можно еще нарисовать осьминога? А можно ли с помощью ладошек?». В результате у детей повысился интерес в изобразительной деятельности, раскрылись творческие способности и возможности открыться в необычном для ребенка мире «Цветных ладошек».
Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения.
Содержание образовательного цикла «Волшебные ладошки»
1 неделя
«Такие разные деревья» Задачи -Учить рисовать ладошками дерево
– окунать в краску ладошку и ставить отпечатки на листе бумаги (с продвижением ладошки по листу бумаги вниз) для получения силуэта ствола дерева.
-Продолжать учить рисовать пальчиками – окунать в краску кончик пальцев и ставить отпечатки на листе бумаги, изображая листочки.
-Вызывать у детей интерес к созданию композиции «Лес»
-Воспитывать интерес к красивым, ярким явлениям природы, аккуратность, желание доводить дело до конца.
Содержание Путешествие в лес в гости к дедушке Лесовичку. Рассматривание иллюстраций леса, деревьев,беседа о правилах поведения в лесу, наблюдения
на прогулках за деревьями в парке, на участке. Составление описательных рассказов о деревьях,заучивание стихов. Станция «Лесная» -д/игры: «Что было бы, если не было деревьев, «Угадай от какого дерева лист?». Творческая мастерская - образ деревьев в детских рисунках.
«Весенние цветы» Задачи -Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаге. Способствовать формированию умения передавать образ цветов, строение и форму используя ладошки рук. Учить детей располагать изображение по центру бумаги и дорисовывать недостающие элементы другими приемами рисования (стебель, листья, узоры, контур и т. д.)Развивать у детей видение художественного образа и замысла через цветовую гамму – разноцветные. Закрепить умения детей работать в коллективе. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
СодержаниеСтанция «Весенняя поляна» - беседа «Зачем люди сажают цветы, какую пользу они приносят для человека».Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о цветах, пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы.» Игра «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Отгадай цветок по описанию».Творческая мастерская– рисование цветов. Коллективная работа «Ваза с цветами».
Превращение гусеницы в бабочкуЗадачиПознакомить детей с этапами превращения гусеницы в бабочку, особенностями их образа жизни. Развивать интерес к жизни насекомых. Активизировать словарь ребенка новыми словами (куколка, кокон, хоботок, брюшко)Закрепить умение детей применять нетрадиционные техники рисования в своих работах. Закрепить умения видеть и дорисовывать недостающие элементы, учить создавать законченную композицию. Учить реализовывать самостоятельную творческую деятельность в коллективе.
Содержание Станция «Волшебные превращения»-просмотр мультимидийной презентации «Появление бабочки», рассматривание иллюстраций и узоров на крыльях, альбомов, беседа «Зачем нужны бабочки», диалоговое и ситуативное общение по теме, чтение художественной литературы, загадывание загадок, д/игры «Что было бы, если бы не было насекомых?», Летает — не летает»,малоподвижные игры «Бабочки-гусеницы». Творческая мастерская — рисование гусеницы и бабочки. Коллективная работа «На лесной поляне»
2 неделя
«Насекомые и их знакомые»Задачи Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность о жизни насекомых, их строений, способах передвижения. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - рисование ступней ноги. Учить видеть в отпечатке образ насекомого и дорисовать недостающие элементы, учить создавать законченную композицию. Развивать фантазию и творческую индивидуальность. Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.
Содержание Станция «Букашечки»- утренняя гимнастика «Насекомые», пальчиковая гимнастика «Трудолюбивая пчелка», рассматривание альбома «Насекомые», просмотр мультфильма «Под грибом», беседа «Путешествие в мир насекомых», словесные и д/игры «Какие части тела у божьей коровки», «Сложи картинку», «Угадай по описанию», п/игра «Медведь и пчелы».Творческая мастерская-рисование божьей коровки и пчелки. Коллективная работа «На поляне»
«Лесные животные»ЗадачиЗакрепить полученные знания об образе жизни диких животных. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование ладошкой, рисование пальчиком. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.
Содержание Станция «Что за звери?»- рассматривание альбома «Дикие животные», загадывание загадок, беседа о диких животных, игра с колючими мячами, чтение художественной литературы Сутеев «Палочка-выручалочка», д/игры «Один-много», «Чей хвост?», п/игра «У медведя во бору», пальчиковая гимнастика «У леса на опушке», «Мы делили апельсин». Творческая мастерская- рисование ежа ладошкой.
«Птички-невелички»Задачи Продолжать учить детей создавать изображение с помощью отпечатка ладони. Учить дорисовывать отпечаток ладони характерными для птиц деталями: клюв, крыло, лапы и т. д. Закрепить навык рисования кончиком кисти.
-Воспитывать аккуратность, целеустремлённость – желание довести начатое дело до конца.
Содержание Станция «Наши любимые птицы»-беседы о птицах, наблюдение за ними на прогулке, рассматривание альбома сюжетных картинок, просматривание мультимидийной презентации «Лебеди». Творческая мастерская — рисование синички, петушка, коллективная работа «Лебединое озеро».
3 неделя
«Слон»,«Лев»,«Черепаха» Задачи Закрепить умения дополнять изображение деталями, используя различные изобразительные материалы и техники. Уточнить знания о строении животных жарких стран, пропорциях, движении. Развивать творческое воображение, мелкую моторику. Вызывать позитивные эмоции в процессе рисования.
-Учить детей создавать сюжетную композицию – размещать животных на панораме африканской саванны. Поощрять самостоятельное детское творчество и фантазию, инициативу, способствовать вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.
Содержание Путешествие в Африку. Станция «Животные жарких стран» - беседа о животных жарких стран: обогащение представления о многообразии зверей в Африке. Знакомство с внешним видом животных (фотографии, иллюстрации): уточнение знаний о строении слона, льва и черепахи, пропорциях, движении животного, просмотр мультимидийной презентации «Животные жарких стран» составление фигур животных из разных геометрических форм; пальчиковые игры: «Я по Африке гулял», с/р игра «Зоопарк», д/и «Четвертый лишний», «Узнай по описанию». Творческая мастерская-рисование слона, льва, черепахи, коллективная работа-панорама африканской саваны.
4 неделя
Погружение на морское дно.
«Золотые рыбки»Задачи Уточнить и расширить знания детей о рыбах. Формировать умения различать рыб по внешнему виду, называть их, находить части тела. Аккуратно делать отпечатки ладошкой на ограниченном пространстве.
-Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать. Развивать творчество, фантазию. Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
Содержание Путешествие к морским жителям. Станция «Подводное царство»- беседа о морских обитателях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр познавательного фильма «Жители морских глубин», прослушивание аудиозаписи «Шум моря», Д/игры: «Четвертый лишний», «Чья тень», «Собери Дельфина», «Угадай какой водоем», «Кто здесь живет?», «О ком расскажу? Словесные игры: Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?». Творческая мастерская-рисование рыб ладошками.
«Морской конек» Задачи Формировать понятие у детей о месте обитания морского конька. Учить передавать в рисунке его образ, используя технику «рисование ладошкой», закреплять умение располагать рисунок в центре листа, сочетать нетрадиционные техники рисования с рисованием кистью, вытирать руки салфеткой по окончании работы.
Содержание Станция «Подводная» -рассматривание иллюстраций «Кто еще живет в глубине вод». Д/игра «Угадай какой водоем», «Кто здесь живет?», «О ком расскажу, словесные игры: «Чьи детки?», «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом?», п/игра «Море волнуется раз». Творческая мастерская —рисование морского конька,коллективная работа «На дне морском».
«Осьминожки»Задачи Обобщить и расширить знания детей об обитателях морского дна. Вызвать у детей интерес к образу осьминогов. Упражнять делать отпечатки ладошек и пальчиков, макая их в краски. Развивать мелкую моторику рук, мышцы кистей рук. Развивать у детей диалогическую речь. Развивать творческие способности. Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.
Содержание Погружение на морское дно. Рассматривание фотоальбома «Как прекрасен этот подводный мир»; (энциклопедий «Море и его мир», «Атлас морей и океанов», загадывание загадок о морских обитателях, чтение художественной литературы «Семья осьминожков», презентация «Кто обитает в морских глубинах?». Творческая мастерская-коллективная работа «Осьминожки».
Список литературы
1. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа. Изд. дом «ЦВЕТНОЙ МИР», М. 2016.-152с.
2. И. А. Лыкова. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени. - М. : Изд. дом «Карапуз», 2008.
3. И Лопухина. Логопедия. Речь-ритм-движение. С-П: Изд. дом «Дельта», 1997-256с.
4. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
5. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.
6. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М. : Чистые пруды, 2007.-32с. : ил.
7. Григорьева Г. Г. Малыш в стране Акварели: М. : Просвещение, 2006. – 111с. : ил.
8. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с.
9. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
10. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.
11. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. : ТЦ “Сфера”, 2000.
12. Комарова Т. С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.
13. Анищенкова Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2007.
14. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова Конспекты занятий в средней группе детского сада. Экология.
15. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с. : ил.
16. Энциклопедии о животных
17. Атлас мира для дошкольников
18. Скоролупова О. А «Занятия с детьми
младшего дошкольного возраста. «Животные жарких стран».
19. Энциклопедии: «Море и его мир», «Атлас морей и океанов»