Лилия Мащенко
Рабочая программа «Озорные ладошки» (нетрадиционные техники рисования)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа разработана на основе программы «Цветные ладошки». Автор: Лыкова И. А. – ООО «Карапуз - дидактика», 2007. Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Ранний возраст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
Публикация «Рабочая программа „Озорные ладошки“ (нетрадиционные техники рисования)» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Темочки
В дошкольных учреждениях с целью обучения детей третьего и четвертого года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.
Однако, изучив литературу последних лет, результаты исследований учёных, можно сделать вывод, что занятия изобразительной деятельностью с детьми этих лет жизни могут быть привлекательными и доступными для малышей.
Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время изобразительной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.
Занятия изобразительной деятельности при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Дети успешно овладевают техническими навыками изобразительных операций: проводят линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкают их в формы (округлые и прямоугольные, создавая тем самым выразительные образы, осваивают навыками рисования кистью, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.
Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Цель программы :
Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.
Основные задачи:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
- формирование практических умений и навыков;
- обучение разнообразным приемам и методам;
- обучать к работе с разнообразными материалами (обучать различным навыкам работы с гуашью, бумагой, картоном, ватными палочками, жесткой кистью, зубной щеткой, восковыми мелками, пробкой, трафаретами);
- учить создавать коллективные работы.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- побуждение к творческой деятельности, раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
На данных занятиях дошкольники активно развивают творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получают навыки полноценного общения. А так же включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, альбом, гуашь. «Инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования : пробка, ватные палочки, поролоновый тампон, жесткая кисть, зубная щетка, восковые мелки, трафареты и др.)
Используемые приемы рисования : «рисование руками» (ладонью, пальцами, напыления (набрызг, методом тычка (поролоновый тычок, тычок жесткой кистью, рисование по – мокрому, рисование тканью, зубной щеткой.
Технические средства обучения
• Магнитофон;
• CD и аудио материал
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:
• На целенаправленное развитие восприятия цвета;
• На восприятие формы;
• На восприятие качеств величины;
• На количество предметов;
• На развитие речи, мышления;
• На развитие первоначальных представлений о природе.
Наглядно – образный материал
• Иллюстрации и репродукции.
• Наглядно - дидактический материал.
• Образцы работы.
• Игровые атрибуты.
• «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
• Стихи, загадки.
• Беседы.
• Открытки для рассматривания.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия во 2 младшей группе – 15 минут.
Учебный год Количество занятий Количество часов
В месяц В год В месяц В год
2014 - 2015 4 28 1 ч 7 ч
Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи. Занятия носят как подгрупповые, так и индивидуальные формы работы.
К концу года дети должны будут уметь: работать с гуашью в разных техниках, научаться правильно держать цветные мелки, ватные палочки; знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук, ручки станут более гибкими, послушными.
Перспективное планирование по изобразительной деятельности
№ п/п Тема Программное содержание
Октябрь
Занятие 1 Цветные мелки пришли с друзьями, поиграйте, дети с нами. Знакомить детей с правилами пользования восковыми мелками.
Учить детей держать мелок тремя пальцами (не сильно сжимая, левой рукой придерживать лист.
Занятие 2 Дождик кап-кап-кап! Продолжать учить детей правильно держать восковые мелки.
Проводить длинные и короткие прямые линии сверху вниз.
Учить детей узнавать и называть синий цвет.
Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Занятие 3 Мой веселый звонкий мяч.
Закрепить знания детей, правильно пользоваться ватными палочками.
Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.
Упражнять в различении цветов.
Занятие 4 Ягодка за ягодкой (на веточках).
(Рисование ватными палочками).
Создать ритмическую композицию.
Продолжать закреплять знания детей правильно держать ватную палочку.
Продолжать учить пользоваться гуашью кистью, водой, салфеткой.
Сочетать изобразительные техники : рисование веточек восковыми мелками и ягодки – ватными палочками.
Учить детей узнавать и называть красный цвет.
Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Занятие 5 Листочки летят.
(Рисование методом тычка поролоном). Подводить детей к передаче преднамеренного изображения.
Познакомить с техникой рисования тычком поролоном.
Учить узнавать и называть жёлтый цвет.
Рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне.
Развитие чувства цвета и ритма.
Учить пользоваться гуашью, кистью, водой, салфеткой.
Развивать аккуратность.
Вызвать у детей желание рисовать.
Ноябрь
Занятие 6 Вот ёжик - ни головы, ни ножек! Познакомить с техникой рисования зубной щеткой.
Создание образа ё жика в сотворчестве с воспитателем: дорисовывание «иголок» - зубной щеткой.
Продолжать учить пользоваться гуашью, кистью, водой, салфеткой.
Дополнение образа по своему желанию.
Занятие 7 Деревья и ёлочки в осеннем лесу. Учить изображать обобщённый образ лиственного дерева, ёлочку (ствол, ветки).
Развивать умение аккуратно работать ватной палочкой, гуашью, кистью, ориентироваться на листе.
Обогащать словарь (вверх, вниз, высокое, низкое).
Воспитывать интерес к рисованию, творчеству.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, уверенность, активность.
Занятие 8 Полосатые полотенца для лесных зверушек.
(Декоративное рисование) Учить чередовать узоры из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике ватными палочками.
Развивать чувство ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий).
Воспитывать самостоятельность, уверенность, активность.
Занятие 9 Птички клюют ягоды.
(Рисование пальчиками, оттиск пробкой)
Познакомить с техникой рисования пальчиками и печатанием пробкой.
Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета).
Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.
Воспитывать любовь, заботу о птицах, сочувствие, желание помочь.
Обогащать словарь (холодно, птицы голодают, подкармливание)
Воспитывать аккуратность.
Декабрь
Занятие 10 Белый снег пушистый.
(Метод набрызга) Познакомить с методом рисования набрызгом.
Учить изображать пушистый снег на всём листе при помощи зубной щетки.
Учить детей узнавать белый цвет.
Закреплять умение пользоваться гуашью, зубной щеткой, картоном.
Развивать ориентировку на листе, аккуратность в работе, рабочем месте, моторику рук.
Воспитывать чувство прекрасного, желание работать самостоятельно.
Занятие 11 Вьюга – завируха.
(Рисование по -мокрому). Знакомить детей с методом рисования по - мокрому.
Рисование хаотичных узоров в технике по - мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий.
Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка.
Воспитывать положительные эмоции от работы, желание обыграть рисунок.
Воспитывать неторопливость в работе, старание, чувство красоты.
Вызвать у детей желание рисовать.
Занятие 12 Новогодний серпантин. Учить свободно проводить линии разного цвета (красного, синего, желтого, зеленого) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями).
Закрепить знания пользоваться гуашью, ватными палочками, водой, салфеткой.
Развитие чувства цвета и формы.
Обогащать словарь (Новый год, праздник, серпантин).
Занятие 13 Ах, какая ёлочка – зелёные
иголочки!
(Метод тычка жесткой кистью) Познакомить с техникой рисования - тычок жесткой кистью.
Учить рисовать ёлочку методом тычка жесткой полусухой кистью, смешивать зелёный цвет, пользоваться палитрой.
Закреплять умение изображать ёлку, ориентироваться, рисовать крупно на всём листе бумаги.
Развивать мелкую моторику рук, внимание, аккуратность, точность прорисовки, умение пользоваться изобразительным материалом.
Воспитывать чувство красоты, старание, положительные эмоции от творчества.
Обогащать словарь (Новый год, праздник, елка, Дед Мороз, подарки).
Январь
Занятие 14 Веселый снеговик.
Познакомить с техникой рисования трафаретом.
Учить изображать снеговика из округлых форм с помощью трафарета и зубной щетки, дорисовками ватной палочкой.
Закреплять навык аккуратной работы щеткой, гуашью.
Развивать образное мышление, воображение, внимание, точность движений, моторику рук.
Обогащать словарь (снег, снежная земля, снеговик, снежная баба, снегурочка)
Воспитывать дружелюбие, сочувствие, желание помочь, старание.
Занятие 15 Поможем зайчику.
(Рисование пальчиками) Учить детей рисовать на черном картоне пальчиками точки – звёздочки, рисовать следы от лап пальчиками, сложенными щепоткой.
Воспитывать отзывчивость и доброту.
Занятие 16 Разноцветные флажки.
Самостоятельное рисование красивых узоров на флажках разной формы, разными методами рисования.
Воспитание самостоятельности, уверенности.
Развивать чувства формы и цвета.
Февраль
Занятие 17 Колобок покатился по дорожке. Учить рисовать по сюжету сказки «Колобок».
Уточнить представление о внешнем виде колобка.
Создавать образ колобка на основе круга (по трафарету, круг закрашиваем поролоновым тампоном – методом тычка, петляющей дорожки – на основе волнистой линии с петлями (ватными палочками)
Развивать чувство формы и цвета, а так же мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук.
Воспитывать интерес к изображению сказочных героев доступными средствами.
Занятие 18 Снегирь.
(Рисование пальчиками) Закрепить технику рисования пальчиками.
Учить раскрашивать грудку снегиря и рябинку, используя пальчики, гуашь.
Учить аккуратно рисовать пальчиками, ориентироваться на листе бумаги.
Развивать речь, память, внимание.
Воспитывать чувство красоты, старание, положительные эмоции от творчества.
Обогащать словарь (зима, снег, птицы, снегирь, рябина).
Занятие 19 Галстук для папы.
(Рисование пальчиками) Совершенствовать умения и навыки в данной технике рисования.
Учить чередовать узоры из прямых и волнистых линий на поверхности галстука.
Развивать чувство ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий).
Воспитывать неторопливость в работе, старание, чувство красоты.
Воспитывать чувство заботы о папе.
Занятие 20 Мои рукавички.
(Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками) Упражнять в технике печатания (оттиск печатками из картофеля, пробкой, а также в технике рисование пальчиками.
Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
Воспитывать чувство красоты, старание, аккуратность, положительные эмоции от творчества.
Март
Занятие 21 Цветок для мамочки.
(Методом тычка поролоном) Освоение техники раскрашивания образа двумя цветами (на выбор, выделение серединки и лепестков).
Продолжать учить пользоваться поролоновым тампоном, ватными палочками, гуашью, водой, салфеткой.
Воспитывать неторопливость в работе, старание, чувство красоты.
Воспитывать чувство заботы о маме.
Занятие 22 Смотрит солнышко в окошко.
(Рисование ладошками, коллективная работа). Познакомить с техникой печатания ладошками.
Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки — лучики у солнышка.
Развивать цветовосприятие, мышление, восприятие, координацию движений.
Приучать работать коллективно.
Воспитывать аккуратность.
Занятие 23 Звонкая капель.
(Рисование пальчиком) Закрепить технику рисования пальчиком.
Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования : пальчиком изображать сосульки, ватными палочками – падающие с них капельки.
Развивать словарь (весна, теплое солнышко, капель).
Занятие 24 Ручейки бегут, журчат. Рисование ручейка в сотворчестве с воспитателем.
Закрепление способа рисования волнистых линий, размещенных горизонтально с помощью пальчиков.
Развитие чувства формы и композиции.
Развивать словарь (весна, теплое солнышко, капель, ручейки).
Апрель
Занятие 25 Травка для зайчат. Закреплять правила пользования ватными палочками, гуашью кистью, водой, салфеткой.
Учить детей рисовать травку короткими штрихами.
Побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа.
Закрепить знания детей о зелёном цвете.
Вызвать у детей сочувствие к игровым персонажам, желание им помочь.
Занятие 26 Птички – невелички.
(Рисование ладошками, коллективная работа). Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений.
Получение образов с помощью отпечатков ладошек.
Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят).
Обеспечить условия для сотворчества по созданию коллективной композиции.
Занятие
27 Травушка -муравушка со сна поднялась.
(Рисование ладошками). Упражнять в технике печатания ладошкой.
Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа.
Воспитывать неторопливость в работе, старание, чувство красоты.
Развивать цветовосприятие.
Обогащать словарь (весна, солнышко, травушка-муравушка).
Занятие
28 Выставка детских работ. Подведение итогов. Оформление выставки
Диагностика
1. Умение проводить горизонтальные, вертикальные
линии.
2. Ритмическое нанесение мазков, линий, штрихов, пятен.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Результаты:
- низкий уровень—1 балл;
- средний уровень- 2 балла;
- высокий уровень- 3 балла
Литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду 2 младшая группа. – М. : ТЦ Сфера, 2007
2. Лыкова И. А. методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки». М. : ИД «Цветной мир» 2013
3. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : ИД «Цветной мир», 2011
4. Губанова Н. Ф. " Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии".