Мухьянова Альфия Равильевна
«Азы финансовой культуры». Конспект НОД по познавательном развитию в подготовительной к школе группе (возраст детей 6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать первичные финансово-экономические представления; закреплять с детьми название денег своей страны; расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами; формировать умения выражать свои мысли и анализировать, формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом; закреплять умение выполнять математические вычисления; опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Публикация «„Азы финансовой культуры“, Конспект НОД по познавательном развитию в подготовительной к школе группе (возраст детей 6–7 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие : развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные: воспитывать у детей правильное отношение к деньгам и их разумному использованию; воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Формы организации детей : подгрупповая.
Предварительная работа: беседы на темы: «Откуда деньги пришли?», «Беседы об экономике», сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НОД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.
Индивидуальная работа: активизировать на занятии Еву К., Станислава Г., Романа Л: закреплять умение выполнять математические вычисления
Словарная работа: активизировать словарный запас детей по теме НОД : экономика, экономный, семейный бюджет, цена, деньги (купюры и монеты).
Оборудование: мультимедийная установка.
Демонстрационный материал: ИКТ, мольберт, карта для внесения результатов опытов, тарелка с водой, кошельки, железная монета, ракушки, бумажная купюра, магазин с товарами, шкатулка с сюрпризом.
Раздаточный материал: цифры от 1 до 10-ти, настоящие и ненастоящие деньги разного достоинства ( купюры: 50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей, копилки, жетоны.
Методы и приемы: наглядный – презентация на тему: «Школа экономики», словесный –художественное слово, вопросы; игровой – игровая мотивация «Путешествие в школу экономики», физическая минутка; речевая игра «Для чего нам нужны деньги?», познавательная игра «Магазин»; практический – практическое задание «Подсчитайте семейный бюджет»; практическое упражнение «Найди российские деньги»; проведение экспериментальной деятельности.
Предварительный результат: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике, семейном бюджете.
Ход непрерывной образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
Введение в тему.
- Ребята я хочу прочитать вам стихотворение. Которое называется. «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даё т: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?
Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое Экономика? — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.
2. Основная часть.
Воспитатель: Я хочу вас пригласить в школу «Экономики». Там мы научимся быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим экономические задачи. Хотите побывать в школе экономики? (ответы детей).
Для того, чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, нужно взять жетоны с номерами, закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 0 всем вместе.
- Открываем глаза. Вот мы и в школе. (на экране заставка «Школа экономики»)
Воспитатель демонстрирует копилку.
Воспитатель:
- Ребята, что это такое? Для чего нужна копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?
Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг, и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.
Воспитатель: Молодцы. У вас есть цифры-жетоны, выберите себе пару по цифре и присаживайтесь за стол, пронумерованный, такой же цифрой (дети присаживаются за столы).
Беседа «Семейный бюджет»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким образом в семье появляются деньги?
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. А кто еще является членом семьи?
Воспитатель: Правильно, дедушка и бабушкой, если они живут вместе с вами? Скажите, пожалуйста, а они получают какие-нибудь деньги? (предположительные ответы детей). Ребята, они получают –пенсию. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет.
Воспитатель: А дети, могут приносить деньги в семью? (Воспитатель обобщает ответы детей).
Воспитатель: Маленьким детям, таким как вы платят денежные пособия. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.
Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. (повторить с детьми новые слова). Эти деньги можно назвать одним словом - семейный бюджет. Сегодня вы будете тоже зарабатывать деньги, за каждый правильный ответ будете получать монету и складывать в свои копилки, которые стоят у вас на столах. Согласны? Итак, слушайте задание.
Практическое задание «Подсчитайте семейный бюджет».
Воспитатель: Папа зарабатывает 3 рубля. Мама зарабатывает 2 рубля. Сколько всего зарабатывают родители? Выложите на столе нужное число-ответ. (Дети выполняют математическое вычисление, получают монету за правильное вычисление).
Практическое упражнение «Найди российские деньги».
Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием. Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?
Воспитатель: А, за покупками, в магазин с чем ходят?
- Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими деньгами можно идти в наши магазины. (дети рассматривают деньги разных стран и находят российские рубли)
- Как называются наши деньги? (Рубль).
Воспитатель: Ой, почему среди денег оказалась ракушка?
Воспитатель: Совершенно верно. Это древняя денежка. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Воспитатель: А, давайте мы это проверим? Приглашаю вас в экономическую лабораторию. Напомните мне правила – как надо вести себя в лаборатории? Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? Чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.
1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент: Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Воспитатель: А теперь, проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Отметьте в нашей карте, вывод: плюс монетке.
А теперь поделитесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
3. Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Какой вывод сделаем? Что легче? Вывод: Что выигрывает? Ставим плюсик.
4. Эксперимент: Положите купюру и монету в кошельки. (купюры в один кошелёк, монеты в другой). Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют и делают вывод.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Воспитатель: А, что значит ничья?
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты, и купюры. Ребята, что кроме денег можно использовать при оплате?
Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?
Воспитатель: Молодцы! За проделанную работу все получаете по монетке.
Воспитатель: Ребята, а сейчас переменка в школе экономики.
Физминутка «Мы устали чуточку….»
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон. Прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!