Елена Зятикова
Проект «Азбука в картинках»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №193» Ленинского района г. Саратова
Проект
«Азбука в картинках»
Подготовили и провели:
Володина С. В.,
Зятикова Е. В.,
Петрушина Л. В.
Проект «Азбука в картинках»
Актуальность темы
Публикация «Проект „Азбука в картинках“» размещена в разделах
В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Поблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний. Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводить в старшем дошкольном возрасте. Актуальность профилактики дисграфии у дошкольников с ФФН состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Продумывая организацию дополнительной помощи, мы намеренно остановились на такой совместной деятельности, которая соответствует: целям и структуре коррекционной работы; интересам и потребностям детей дошкольного возраста. Как известно, дети старшего дошкольного возраста любят рисовать, мастерить и уже ценят результаты своего труда. Поэтому проект «Азбука в картинках», в ходе которого дети создали свою книгу, как нельзя лучше соответствовал этим требованиям.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта : «Азбука в картинках»
Тип проекта : познавательный, практикоориентированный; групповой; долгосрочный (январь-май)
Объект исследования: дети с ФФН
Предмет исследования: комплекс организационно-развивающих мероприятий, напрваленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.
Место провидения: МДОУ «Детский сад № 193»
Координатор проекта : учитель-логопед
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : Изучение детьми с ФФН звуков и букв русского алфавита, формирование предпосылок успешного обучения в школе.
Задачи проекта : Закрепление графического образа букв русского алфавита. Развитие фонематических процессов. Расширение словарного запаса. Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с процессом создания книги. Развитие самостоятельности, инициативности, умение работать в коллективе.
I ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Информировать родителей о проекте.
2. Отобрать дидактический материал, книги, презентации о буквах.
3. Подобрать игры, стихи, пальчиковую гимнастику на каждую букву.
4. Пректирование модели комплекса коррекционных занятий в подготовительной группе.
5. Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект, используя модель трех вопросов: Моя любимая буква, Путешествие в Звукоград, Буквоград. Как можно сделать букву?
II ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
1. Чтение: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В. Крупнин «Первый букварь»; В. Драгунский «Заколдованная буква».
2. Заучивание стихотворений: С. Михалков «Лесная академия»; В. Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой»; С. Маршак «Ты эти буквы заучи», Б. Заходер «Песенка-азбука».
3. Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «День рождения буквы».
4. Дидактические игры: «Звонкий глухой», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е. Н. Рыжанкова, В. А. Ракитина «Пальчиковая азбука».
III ЭТАП: ОСНОВНОЙ
Познавательные занятия.
Цикл занятий по компьютерным программам: «Развитие речи».
Использование компьютерных презентаций.
Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Моя азбука» (книжки-самоделки).
Разучивание песен «Азбука», «Озорная буква» (игровая-шуточная).
IV ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Открытое мероприятие для родителей: КВН «Наш родной язык».
Оформление выставки книжек-самоделок «Моя азбука».
Ожидаемые результаты
Закрепление графического образа букв русского алфавита.
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития, установление контакта с членами семьи, согласование воспитательного и коррекционного воздействия на ребенка.
Проведение профилактики дисграфии.
Создание копилки методических, практических и электронных пособий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., Н. С. Жукова Букварь М.
Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.
Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе – журнал Логопед – 5.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005
Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Дата Мероприятие Ответственный
январь Информировать родителей о проекте учитель-логопед, воспитатели
январь Чтение: В. Крупнин «Первый букварь» воспитатели
январь-апрель Цикл занятий по компьютерным программам: «Развитие речи» учитель-логопед
январь-апрель Система упражнений Е. Н. Рыжанкова, В. А. Ракитина «Пальчиковая азбука» учитель-логопед, воспитатели
январь Заучивание: С. Михалков «Лесная академия» воспитатели
январь Презентация: «Веселая азбука» учитель-логопед
февраль Дидактические игры: «Подбери и назови», «Звуковое лото» учитель-логопед
февраль Чтение: В. Драгунский «Заколдованная буква» воспитатели
февраль Заучивание: В. Берестов «Читалочка» воспитатели
март Разучивание песни: «Озорная буква» (игровая-шуточная) музыкальный руководитель
март Дидактические игры: «Звонкий глухой», «Найди общий звук» учитель-логопед
март Чтение: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» воспитатели
март Заучивание: В. Берестов «Гласные тянутся к песенке звонкой» воспитатели
апрель Дидактические игры: «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики» учитель-логопед
апрель Заучивание: С. Маршак «Ты эти буквы заучи» воспитатели
апрель Разучивание песни: «Азбука» музыкальный руководитель
апрель-май Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «День рождения буквы» воспитатели
май Заучивание: Б. Заходер «Песенка-азбука» воспитатели
май Конкурс книжек-самоделок «Моя азбука» учитель-логопед, воспитатели, родители
май Оформление выставки книжек-самоделок «Моя азбука» воспитатели, учитель-логопед
май Открытое мероприятие для родителей: КВН «Наш родной язык» учитеь-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель