Наталия Николаевна Тюрина
Конспект занятия «Азбука настроения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать учить детей осознавать различные эмоциональные состояния, освобождаться от негативных эмоций, помочь детям осознать и выразить свои эмоции и чувства. Обогащать эмоциональный словарь детей, развивать саморегуляцию. Воспитывать у детей чувство доброжелательности. Развивать речь детей.
Оборудование: рисунки-схемы, пальчиковые куклы, костюмы для инсценировки, азбука настроения.
Публикация «Конспект занятия „Азбука настроения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Ход занятия.
I. Организация детей на работу.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Ребята, сегодня мы с вами будем учиться освобождаться от негативных эмоций.
III. Основная часть.
1. Слово воспитателя.
Можем ли мы «говорить» без слов? Да, иногда можно «сказать» и без слов. Сегодня вы узнаете много нового о таких помощниках устного слова, как жесты и мимика. Мимика-это выражение лица : грустное, веселое, злое, доброе)
2. Работа с рисунками-схемами.
На доске рисунки-схемы с изображением различных видов мимики. Определите, какие чувства, какое настроение выражает каждый рисунок.
Учащиеся рассматривают рисунки и определяют: 1.- удивление, 2- испуг, 3-радость, 4- грусть, 5 – улыбка, 6- злость,7- слёзы.
Значит, мимика- это выражение лица. А жесты- это движения рук, головы.
Ребята, посмотрите,пожалуйста, на доску. Давайте повторим мимику уже знакомых вам эмоциональных состояний- радости, злости, удивления и т. д.
3. Работа с пальчиковыми куклами.
Возьмите в руки пальчиковую куклу. Давайте изменим выражение лица своей куклы в соответствии со своим настроением. (Дети выполняют задание и объясняют свой выбор).
Например: Я оставил своей кукле улыбающийся ротик, потому что у меня хорошее настроение.
Ребята, а теперь выберите для своей куколки рубашечку такого цвета, какое сейчас у каждого настроение.
(Дети выбирают рубашечки и надевают на пальчиковую куклу)
4. Чтение стихотворений.
Послушайте отрывок из стихотворения А. Пушкина.
Почему мать мальчика использует жест, а не слово?
… Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
(Мать грозит ему в окно, потому что она находится в доме и мальчик ее не слышит)
А теперь послушайте стихотворение А. Барто «Шла вчера я по Садовой…».
Какое настроение у вас оно вызывает? Почему? Можно ли выразить его главную мысль такими словами: Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети?
Какой жест и для чего использовал мальчик? Кого и как ты приветствуешь утром?
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена-
Паренёк белоголовый
Закричал мне из окна:
- С добрым утром!
С добрым утром!
Я спросила: -Это мне?-
Улыбнулся он в окне,
Закричал ещё кому-то:
- С добрым утром!
С добрым утром!-
Малышам и взрослым людям
Паренёк махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка- есть такой!
5. Инсценировка «Береги дружбу»
Действующие лица: Хрюша, Мишка, Лиса, Заяц, Козёл
Действие 1. Хрюша (радостный) бежит с новым мячом к своим друзьям: мишке, Лисе, Зайцу. Все звери тоже радостные: надеются поиграть вместе с Хрюшей. Особый восторг выражает Заяц. Подняв лапы и похлопывая ими от радости, он кричит: «Ура! Поиграем с мячом!»
Действие 2. Но Хрюша испугался: он не хочет никому давать мяч. Хрюша (пряча мяч за спину или сильно прижимая к себе, с выражением недовольства) отказывается: «Не дам! Можете мяч испортить!»
Действие 3. Звери укоряют Хрюшу за жадность. Заяц (тоном, мимикой и жестами дразнения) : «Эх ты! Жадина!»
Хрюша (жалуясь мишке и указывая на Зайца) : «А Заяц дразнится!»
Мишка (резко, недовольно, осуждающе) : «А ты, Хрюша, не жадничай, тогда и дразнить не будут!»
Действие 4. Друзья отворачиваются от Хрюши и уходят, сказав: «Не будем дружить с Хрюшей!»
Хрюша недоумевает, почему его оставили одного, прижимает мяч к себе и печально спрашивает: «почему?»
Козёл (Из-за забора, поучительно, подчеркивая свои слова жестом) : «Не умеешь, Хрюша, дружбу беречь!»
6. Азбука настроения.
Воспитатель: К нам пришел Незнайка и принес «Азбуку настроения», он просит отобрать те картинки, на которых нарисовано то настроение, которое у вас было.
Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с различными эмоциональными состояниями :радость, грусть, злость, удивление, уныние, страх, покой, удовольствие, гордость) и отбирают их.
(Ребенку необходимо назвать выбранные эмоции, проговорить, почему он так их разложил, и рассказать, в какой ситуации он испытывал такие чувства. Например: Я удивляюсь, когда прихожу домой, а там гости и т. п.
После того как выскажутся все дети, Незнайка достает «волшебный мешочек», в который можно сложить все плохое и нехорошее, кладет туда карточки с плохим настроением и предлагает детям сделать тоже самое. Дети подходят и складывают в мешочек те эмоции, от которых они хотят избавиться, а оставшиеся карточки с «положительными эмоциями» кладут в нагрудный кармашек своей куколки.
- Плохие эмоции Незнайка заберет и унесет в «волшебном мешочке», а хорошие эмоции всегда останутся с нами. И если появится плохое настроение, то нужно представить «волшебный мешочек» и мысленно положить в него все плохие эмоции, и настроение сразу же улучшится.
IV. Итог занятия.
- что мы делали на нашем занятии?
- для чего используют мимику и жесты?
- в каких случаях лучше использовать жесты?