Таня Мекешкина
Консультация «Аутизм — что это такое?»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья для педагогов и воспитателей, работающих с детьми ОВЗ.
На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего расстройства развития». То есть, это не заболевание, а тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей. По данным ВОЗ на сегодняшний день примерно каждый 68 новорожденный имеет признаки расстройства аутистического спектра (РАС, причем количество таких детей продолжает расти - примерно на 13 % в год. Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье не зависимо от расовой принадлежности, социального статуса, материального достатка.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Аутизм — это :
1) крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.
2)постоянное нарушение развития, которое проявляется в течении первых трех лет жизни и является средством неврологического расстройств.
3) нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних символов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.
В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:
- трудности установления контакта (не только с чужими, но и с родными людьми)
- стереотипность поведения, сопротивление малейшим изменениям в обстановке
- поглощённость однообразными действиями, моторными и речевыми: раскачивание, взмахи руками, кружение вокруг себя и др.
- особая характеристика - задержка и нарушение развития речи: мутизм, эхолаличность, стереотипность фразы, штамповая речь, отсутствие мимики и жестов, не задает вопросы сам и не отвечает на обращение к нему, в речи не использует личные местоимения.
- манипуляции с предметами: извлечение звуков (стучат, трясут, оральные пробы (облизывают, грызут предметы, могут есть не съедобные вещи, страстное желание завладеть каким-то предметом, отказ действовать с предметов в прямом его назначении (копают ложкой).
- не соответствие возрастных показателей в сформированности крупной и мелкой моторике.
- мышечная гипотония, которая перерастает в неправильную осанку.
- многие дети начинают ходить на цыпочках, такая походка сохраняется долгое время, потом может исчезать и вновь возвращаться.
- необоснованный приступы гнева.
- моторная гиперактивность свойственная всем детям аутистам.
- игровая деятельность детей аутистического спектра :
1. не соответствует возрасту, однообразна,
2. имеет чаще всего манипулятивный характер,
3. чаще в игровой деятельности используется не игровые предметы (бусинки, шнурки, палочки).,
4. во время игры дети стереотипно повторяют одну и ту же манипуляцию,
5. во время игры ребенок может «зависать» на отдельном предмете (колесо, кубик) и эта заинтересованность идет в разрез игре, т. е. ребенок интересуется только этим предметом, а не всецело игрой,
6. если в игре оказывается другой ребёнок, то он становиться частью игры и с ним производятся действия как с неодушевленным предметом (посыпается его голова песком, его используют как часть постройки,
7. во время игры ребенок не использует мимику,
8. в игре присутствуют действия, но в целом игра не является деятельностью.
Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.
В возрасте 2-3-х лет как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов, т. к. ранее нарушения в развитии или аномалии менее заметны. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, отмечалось отсутствие реакции на свое имя, слабый зрительный контакт, боялся громких звуков и не привыкал к ним, отмечались временные моменты полного отсутствия слухового восприятия обращения к ребенку, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».
В дальнейшем (от 2 до 11 лет) к этим симптомам и признакам аутизма у детей добавляется :
- стереотипностью в произношении одного и того же слова, звука;
- к 3-4 годам словарный запас ребенка очень беден, либо он так и не заговорил;
- малыш не стремиться к общению, не начинает разговор сам и не поддерживает беседу;
- большинство детей- аутистом с трудом приобретают навыки, а достигая школьного возраста, не способны научиться писать и читать;
- в любой деятельности ребенок – аутист придерживается стереотипных действий (ритуалов, а смена привычной обстановки вызывает у него беспокойство;
-дети проявляют интерес к определенному роду деятельности (рисование, музыка, математика, спорт)
ВАЖНО ПОМНИТЬ!
Аутизм- это не болезнь, у которой есть начало и конец, и которую можно лечить с помощью медикаментов, консультаций с врачами, прохождением процедур. Аутизм – это пожизненный недостаток здоровья. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.