Екатерина Литовченко
Консультация «Что такое ЗАР и ЗБР?»
▼ Скачать + Заказать документы
Есть такие два важных понятия в развитии ребенка как: Зона актуального развития (ЗАР) и Зона ближайшего развития (ЗБР) -эти два понятия ввел в психологическую науку Лев Сергеевич Выгодский.
И это является одним из выдающихся открытий, которые используются в современной науке для индивидуализации и гуманизации обучения. Педагог призван стоять лицом к ребенку и основываясь на его актуальных умениях, развивать и обучать ребенка.
Публикация «Консультация „Что такое ЗАР и ЗБР?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Зона актуального развития - это те навыки и умения, которые уже сформировались, созрели, ребенок выполняет задачи, связанные с этими навыками и умениями без помощи взрослых. Дети растут очень быстро и то что он не умел делать вчера, без помощи взрослых, сегодня он делает самостоятельно.
В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок заинтересован выполнить, но пока не может без помощи взрослых. По другому говоря когда умение переходит в зону актуального развития, для ребенка открываются новые возможности.
Каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это важно понимать! То с чем он справился почти «самостоятельно», является его личной победой и переходит уже в актуально развитие.
Пример! Мама девочки и мама мальчика, мама девочки подсказывает и помогает, мама мальчика просто подняла его на стул.
В первом случае, мама помогает ребенку, но не выполняет за него задачу, а стимулирует его познавательную деятельность, позволяя ему достигнуть победы, самому! И это уже будет его личное достижение! А все что мы переживаем в сильном эмоциональном состоянии навсегда остается нашим личным занием. Во втором случае, ребенок приобретает знание. что мама это его путь к достижению цели, это в какой то мере, лишает его в будущем самостоятельности и тормозит его развитие
Иногда родители дарят детям игрушки чуть опережающие его развитие, т. е. они пока не попали в его зону ближайшего развития, но не стоит расстраивается, придет и для этого время.
Пример! Дорогая игра, расчитанная на более старший возраст, подаренная ребенку, у которого пока еще присутствует манипулятивная игра, скорее всего будет валяться в стороне, а ребенок увлечется яркой коробкой. И в этом возрасте малышу гораздо интереснее строить башни, например, из кубиков. Безусловно дарить игрушки чуть опережая возраст, возможно, и это, в какой то степени стимулирует ребенка к развитию. Но в этом случае, конечно, взрослый становится необходимым участником игры.
Итак, зона ближайшего развития – это то, что сегодня ребенок не умеет делать, но охотно делает с помощью взрослого. И наша задача сделать это его личным достижением.