Артеменко Валерия
Детский аутизм. Как распознать признаки раннего аутизма
▼ Скачать + Заказать документы
Вспомните фильм Барри Левинсона "Человек дождя", где главного героя Реймонда, больного аутизмом, играет Дастин Хоффман, а его брата, которому пришлось научиться понимать, что же это за болезнь - Том Круз. Фильм заставил весь мир заглянуть за завесу ледяных струй, которой отгорожены от этого мира больные аутизмом. Аутистов увидели; о тех, кого в упор не замечали раньше, начали говорить.
Термин "аутизм" был введен психиатром Е. Блейлером и означает "оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений". Характерная черта аутиста - бегство от реальности и уход в себя.
Публикация «Детский аутизм, Как распознать признаки раннего аутизма» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
К сожалению, нельзя определить аутизм, пока ребенок находится в утробе матери. Его симптомы проявляются только после рождения: малыш не реагирует на близких, не улыбается, не проявляет оживления. Если взять этого кроху на руки, то он не показывает никаких эмоций и часто кажется слепым или глухим. Обычно признаки аутизма в полной мере проявляются между 1.5-3 годами. Как мальчик Кай из "Снежной Королевы" Андерсона, после поцелуя королевы, забыл всех своих близких и больше всего на свете полюбил сидеть один в холоде и складывать льдинки. Вот так и в реальности: в семье появился маленький принц, заколдованный Снежной Королевой.
Первые признаки раннего аутизма :
Ребенок не может говорить или соотнести слово с обьектом. Избегает смотреть в глаза. Имеет странные игры и привычки, которые могут занимать его часами, например, выстраивать предметы в одну линию.
Ребенок не реагирует на простейшие просьбы. Не подражают взрослым, не показывают пальцем на то, что они хотят получить, а просто плачут. Никогда не обращаются за помощью, не любят, когда его ласкают и очень избирательны в еде.
Аутист не понимает границ своего тела, не воспринимает других людей и не видит, что происходит вокруг. Новые предметы, новые люди и обстановка вызывают у них тревогу, которая проявляется истерикой, отказом что-то делать или отсутствием контактов.
Ребенок либо вообще не говорит, либо произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов успокаивает. Родителям кажется, что ребенок не понимает о чем они говорят. Не запоминает. Но на самом деле это не так. Больной может вспомнить через несколько дней/недель и даже передать интонацию.
Если ребенок не общается, то необходимо заменить слова на тактильное общение, жесты, мимику и прикосновения. Главное, все время наблюдать за ребенком и искать малейшие проблески в сознании, уловить то, что для малыша является необходимым и интересным. Если ребенка заинтересовала собака на картинке, то купите в дом щенка. Если он интересуется слоном, то, как можно чаще, ходите с ним в зоопарк. Поверьте, ваши труды не пройдут даром! Все записывается на подкорке и однажды он все это вспомнит. Старайтесь побуждать малыша к общению, используя все, что удастся найти, но главное не давите!
Часто родители делают ошибку, говоря своему ребенку: "вот пока не скажешь нормально чего ты хочешь, ничего не получишь!" А ребенок - аутист нормально сказать не может, поэтому попросту замкнется в себе.
Такому ребенку сложно жить в нашем мире. Необходимо постоянно наблюдать за ним и проговаривать вслух все его действия и каждый его жест. Это поможет расширить его внутренний мир и подтолкнет к необходимости выражать чувства и эмоции словами.
Этих детей полезно приобщать к театральным представлениям. Но не стоит применять насилие, важно, чтобы он не только подчинился, но и испытывал огромную радость. Придумайте поощрения, задействовав систему стимулов.
Не смотря на особенности общения, аутичный ребенок должен быть хоть иногда в коллективе. Они не играют со сверстниками, а находятся где-то рядом. Не заставляйте его вливаться в коллектив, он наблюдает за играми детей, их поведением, за жестами и однажды воспроизведет это самостоятельно.
Перспективы аутистов
Существует 4 степени аутизма. Тех, уто болен самой тяжелой, невозможно вывести в мир. Следующая степень - человека можно чем-то заинтересовать. И две другие формы - аутист относительно адаптируется в обществе, если с ним заниматься. Научить детей- аутистов общению можно, но они все-равно навсегда останутся в себе.